Исходный текст
(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов – просто в зале несколько приглушили свет.
(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они – как безоружные солдаты на поле боя.
(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.
(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели...
(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.
(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.
(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно, и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке – музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни – вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, – это будет антология всего лучшего в культуре человечества.
(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.
Ч. Айтматов
Как писать эссе? Этот вопрос волнует многих выпускников. Всем хорошо известен ПЛАН эссе:
1. Вступление.
2. Формулировка одной из проблем исходного текста.
3. Комментарий проблемы.
4. Определение авторской позиции.
5. Изложение собственной позиции.
6. 1-ый аргумент в защиту собственной позиции и микровывод.
7. 2-ой аргумент в защиту собственной позиции и микровывод.
8. Заключение.
Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей тоже менять не рекомендуется, так как будет нарушена логика изложения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Каким оно должно быть, существует много рекомендаций. См. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части З(С).
Самые сложные абзацы в сочинении – комментарий проблемы и аргументы. Существуют различные взаимоисключающие рекомендации, как писать эти части сочинения.
КОММЕНТАРИЙ КОНЦЕПЦИАЛЬНЫЙ
Указать, к какой категории относится проблема (нравственная, философская, социальная, психологическая, экологическая, социально-психологическая, социально-философская и т. д.) и подчеркнуть ее традиционность и актуальность (важность, злободневность, принципиальность и т. д.) Чтобы объяснить традиционность проблемы, надо вспомнить, кто из авторов в каких произведениях обращался к данному вопросу. Например, проблема ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА. Как нельзя кстати придется миф об Орфее и Эвридике, в котором, все знают это с детства, Орфей так красиво пел, что Харон, заслушавшись, перевез его в царство мертвых, а Аид согласился на невероятное: вернуть Эвридику в мир живых. Как печально закончилась эта история, каждый знает. Вот и Айтматов пишет "...воображение увлекало в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грез, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути". Актуальность проблемы ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА доказана учеными. Скорее всего логичной в этой части комментария будет ссылка на исследования ученых, как влияет музыка Моцарта на человека. Американские ученые Гордон Шоу и Марк Боднер доказали, что музыка Моцарта активизирует практически все участки коры головного мозга. Поэтому музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Рассматривая эту проблему, Чингиз Айтматов пишет, что человек, слушающий музыку, имеет возможность подсознательно "... примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума". Комментируя проблему, выпускник показывает, насколько он сведущ в теме, что читал по данному вопросу и думал ли вообще об этом.
Примерные вопросы для составления концепционного комментария.
1. Актуальна ли эта проблема?
2. Это новая проблема или одна из традиционных? Если можете, объясните – почему?
3. Что лично вы можете сказать по поводу этой проблемы без опоры на исходный текст?
4. К чему приковано внимание автора?
5. Какой аспект этой проблемы находится в центре его внимания?
6. На каком материале раскрывает он эту проблему?
Если концепционный комментарий кажется сложным, можно писать КОММЕНТАРИЙ ТЕКСТУАЛЬНЫЙ.
Вопросы для составления текстуального комментария
1. Как раскрывает автор эту проблему? На каком материале ( примере)?
2. В чем состоит суть этой проблемы? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
3. Кто является героями текста? Случаен ли выбор автором именно этих героев для раскрытия сформулированной вами проблемы?
Что делает автор в начале текста? На что автор обращает внимание читателя в конце текста?
Список вопросов можно продолжить. Важно не сбиться на пересказ текста, чтобы не получить 0 баллов за комментарий.
Нужно учитывать еще и изменения в критериях оценивания задания с развернутым ответом 2015/2016 уч. года: " Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет". То есть, в комментарии должны быть приведены 2 цитаты из исходного текста, каким бы ни был комментарий.
АРГУМЕНТЫ. Очень весомыми являются аргументы на основе читательского опыта.
Работая над подбором аргументов, зададим себе вопросы и ответим на них.
ВОПРОС: почему я согласен с мнением автора?
ОТВЕТ: потому что справедливость авторской позиции подтверждает опыт русской литературы. Этим ответом подтверждаем, что способны соотнести проблему исходного текста с более широким общественно-историческим и культурным контекстом.
ВОПРОС: какие художественные произведения, в которых описывается влияние музыки на чедовека, я читал?
ОТВЕТ: из русской литературы 19 века: Л. Н. Толстой "Война и мир", В.Г. Короленко "Слепой музыкант", А.П. Чехов "Скрипка Ротшильда";
из русской литературы 20 века: А.Грин "Таинственная пластинка", К. Г. Паустовский "Старый повар". Теперь из этого списка надо выбрать 2 произведения, содержание которых вы хорошо знаете и можете использовать в качестве аргументов, подтверждающих авторскую позицию и тезис. Лучше всего остановиться на рассказах Чехова "Скрипка Ротшильда" и Паустовского " Старый повар".
Основные структурные схемы аргументации.
- Переходное предложение ( Какие аргументы, подтверждающие мое согласие с авторской позицией, можно привести? Попытаемся ( попытаюсь) доказать это, обратившись к примерам из художественной литературы. Эту истину подтверждает опыт русской классической литературы. Справедливость данного тезиса(утверждения) подтверждает русская классическая литература).
- Указание на автора (А.П. Чехов) и его произведение (рассказ "Скрипка Ротшильда").
- Изложение позиции А.П. Чехова по проблеме именно в этом рассказе. Вы подтверждаете тем самым, что ваше обращение к данному произведению Чехова не случайно.
- Пример-иллюстрация.
- Микровывод к примеру-иллюстрации.
АРГУМЕНТ 1 к тексту Ч. Айтматова
Обратимся к рассказу А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Скрипка для Якова – утешение, единственная отрада. Именно его игра на скрипке в сцене прощания с жизнью помогает герою раскаяться в том, что жил не так, как хотел бы. Печальная песня скрипки – мольба Якова о прощении. Он оставляет эту музыку людям. Пусть позднее прозрение, но оно пришло к Якову. Именно Ротшильд рядом с Яковым перед смертью, только он может оценить скорбную песню скрипки. Именно от него так важно Якову получить прощение. Песня скрипки будит Человека в человеке, снимает с него "бронзовый" панцирь, обнажая живую человеческую душу, смывая злую "накипь" с сердца. Поэтому рассказ, несмотря на печальные события, в нем описанные, оставляет светлое чувство, музыка, воздействуя на человека, пробуждает веру в конечную победу добрых и светлых начал.
Обращались к этой проблеме и писатели 20 века. Вспомним, к примеру, рассказ К.Г. Паустовского "Старый повар". Незнакомец, появившийся в сторожке старика, назвал грех старика "подвигом любви", потому что цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег у него не было. Интересна фраза незнакомца "Слушайте и смотрите". Незнакомец, играя, понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену. Звучит клавесин, и смерть отступает; зиму сменяет весна, ожил пес, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой. Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.
В заключении можно написать (отмечу), (обобщая сказанное, хочется подчеркнуть), что и в тексте Айтматова, и в приведенных аргументах речь идет о музыке, способной влиять на жизнь человека: изменять ее, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. Люди, наделенные душевной щедростью, отдают свой талант, принося всем радость.
ВЫВОД. В заключительной части, как правило, надо вернуться к исходному тексту: обобщить основные мысли автора по проблеме исходного текста, постараться выразить личностное отношение к проблеме и авторской позиции по этой проблеме. Надо только помнить, что вывод-заключение – это последний аккорд работы. Поэтому надо заранее продумать вывод, чтобы из-за недостатка времени не скомкать его. Нужно произвести хорошее впечатление на эксперта и получить высокий балл по критерию К5.
Использованная литература
1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части З(С): учебно-методическое пособие. М.: Издательство "Экзамен", 2015.
2. Максимович Т.И., Межина Т. В., Кузнецов А.Ю., Пугачев И.А. Русский язык. Задание С1 (Сочинение: Теория и практика). – М.:МЦНМО, 2014.