Организация парной работы на уроках развития речи как способ формирования коммуникативно-речевых умений. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


«Мир написан на 2 голоса.
Два голоса – минимум жизни, минимум бытия.
Жизнь по природе своей диалогична.
Жить – значит участвовать в диалоге»

М.М.Бахтин

Практика показывает, что «сильные» ученики при любой системе обучения  быстрее включаются в учебный процесс, они самые активные, первые помощники на уроке. «Слабые» чаще пассивны. Задача педагога «включить» в учебный процесс всех детей, научить работать в коллективе, большом или малом, воспитывать в учениках культуру межличностных отношений, развивая  способности и возможности учащихся.     

Как сформировать коммуникативные умения, чтобы ученики участвовали в речевом общении, владели различными видами монолога и диалога, выступали перед сверстниками с небольшими сообщениями? Как это сделать в начале большого пути, который предстоит преодолевать пятиклассникам? Способы решения данной проблемы можно найти через организацию парной работы на уроках развития речи. Данная форма работы применяется редко в связи с недостаточным количеством времени на уроке.  В статье предлагается вариант работы на уроках развития речи.

Актуальность данной темы обусловлена введением и реализацией в массовой школе ФГОС общего образования, который предусматривает, в частности, «развитие коммуникативных универсальных учебных действий: формирование и развитие действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками».

Н.И.Жинкин, известный отечественный ученый, занимающийся психологическими проблемами речевой коммуникации, был убежден, что основная трудность развития речи состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи… Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ребенка возникла потребность в коммуникации».  

Поэтому перед педагогом стоят  задачи:

1. Обеспечивать создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся.
2. Подбирать дидактический материал для реализации парной работы на уроках развития речи
3. Обеспечивать речевую практику для формирования коммуникативно-речевых умений.

Работа в паре способствует формированию всех видов универсальных учебных действий.

Личностных: в паре ученикам необходимо самоопределяться относительно учебной задачи, относительно партнера, своей и чужой точки зрения.

Регулятивных: ученики регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат.

Коммуникативных: развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов.
Подготовительный этап работы – формирование пары. Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Состав пар. Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения: высокий – средний, средний – низкий. Неэффективны пары из двух слабых учеников.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Рассмотрим некоторые виды работ в парах:

  • Создание диалогов по образцу
  • Создание миниатюр по опорным словам
  • Редактирование текста
  • Работа с деформированным текстом с последующим сопоставлением собственного варианта с авторским

Создание диалогов

Создание диалогов рассмотрим на примере урока в 5 классе по теме «Общение устное и письменное», где формируется умение правильно строить диалог, отбирать необходимый языковой материал, используя этикетные слова. Это показывает уровень усвоения учебного материала, умение применять его на практике, умение работать по плану, внося при этом элементы творчества.

Задание № 1. Постройте диалог, используя различные ситуации:

1. Ты собираешься позвонить другу, чтобы спросить домашнее задание, а трубку берет, не друг, а  мама. Как правильно построить диалог с мамой друга? Используйте вежливые слова: пожалуйста, спасибо, извините, разрешите спросить.
2. Твой друг не пришел в школу, ты звонишь ему домой, трубку берет мама. Как правильно построить диалог с мамой друга? Используйте вежливые слова: пожалуйста, спасибо, извините, разрешите спросить.
3.Ты не понял тему урока и решил обратиться за помощью к товарищу. Постройте диалог, используя вежливые слова: пожалуйста, спасибо, благодарю.

Задание № 2 знакомит учащихся с различными жанрами этикета. Это убеждения, уговоры, советы, замечания, похвала, порицание, просьба и т.д. Пятиклассники читают предложенные примеры, выделяют особенности различных жанров этикета.

1. Пример упрека:

 – И совсем не красиво, – сказал Гусля. – Ты, я вижу, совсем не способен к музыке.
 – Это ты не способен! – рассердился Незнайка. – Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одного слушали и хвалили. (Носов, Н., «Приключения Незнайки») 

2. Пример порицания:

– Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! – сказала Тортила. – Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков.  (Толстой, А., «Буратино»)

3. Пример одобрения: – Молодец, Незнайка! – говорил доктор Пилюлькин. – Никогда в жизни я так не смеялся. (Носов, Н., «Приключения Незнайки»)

4. Пример комплимента: – Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. (Носов, Н., «Приключения Незнайки»)

5. Пример убеждения: – Дима, если хорошо подготовишься к уроку, получишь пятерку.

6. Пример совета: – Оля, я очень советую прочитать рассказы Паустовского, в них ты найдешь материал для сочинения.

Задание: составьте свои примеры, используя различные жанры этикета, выбрав различные ситуации:

1. Товарищ не пришел на соревнование и подвел вашу команду.
2. Вы благодарите друга за оказанную помощь.
3. Вы должны убедить товарища в необходимости принять участие в конкурсе.

В качестве домашнего задания пятиклассники находят в любимых книгах детской литературы примеры с различными жанрами этикета.

Создание миниатюр по опорным словам

На уроке знакомства с типами речи пары работают по карточке, где представлен текст одного  из трех типов речи. Дети определяют, какой тип речи у них представлен, доказывают, а затем получают задание придумать миниатюру-повествование по одной из иллюстраций художника Л.Владимирского к сказке «Золотой ключик» (иллюстрации представлены на интерактивной доске), используя глаголы, обозначающие последовательность действий. Текст, составленный в паре, зачитывается, выбирается лучший вариант.

Иллюстрация  «Буратино и черепаха Тортила». Слова для справок (глаголы): наклонился, протянул, проплыла.

Иллюстрация  «Буратино и Карабас Барабас». Слова для справок (глаголы):  схватил, поднял, машет.

При изучении темы «Стили речи» из трех заданий, указанных на доске, пары должны выбрать одно и составить текст в определенном стиле:

1. Рассказать, что такое квадрат.
2. Описать картину с изображением натюрморта.
3. Составить диалог на школьную тематику.

Работа с деформированным текстом с последующим сопоставлением собственного варианта с авторским

При знакомстве с темой «Описание животного» учащиеся выполняют задание, работая с текстом, где  нарушен порядок предложений. Задача пары – пронумеровать предложения, чтобы получилась логика высказывания:

(  )Моего котика зовут Барсик.
(  )Хвост у него пушистый и красивый, как у лисицы.
(  )Носик, как маленькая пуговка, яркого розового цвета.
(  )У Барсика толстенькие лапки с длинными когтями и розовыми подушечками.
(  )Ему уже четыре года, но по своим повадкам он очень похож на маленького котеночка.
(  )У него длинная желтая шерсть с едва заметными полосками.
(  )Глаза у Барсика днем бывают желтые с тонкими черными полосками зрачков, вечером они становятся зелеными, а ночью, в темноте, светятся красновато-желтым светом.
(  )Мордочка имеет какое-то привлекательное выражение.

Далее по аналогии пара создает свой текст-описание животного, используя план. Лучшие работы в дальнейшем оформляются в рукописную книгу «Наши друзья».

Написание сочинения о зимней природе предваряет работа с текстами известных русских авторов (Скребицкий, Соколов – Микитов, Пришвин, Бианки и др.), описывающих зимнюю природу. Каждая пара получает карточку с деформированным текстом и заданием: вставить на место пропуска прилагательные. Как вариант можно указать не одно, а два прилагательных – выбрать наиболее подходящее. После выполнения задания на интерактивной доске дается «ключ к тексту». Цель работы – сравнить авторский текст с собственным, сделать вывод: насколько удачно подобрано слово, сумели ли своими словами выразить авторскую позицию? Работы зачитываются, отбирается наиболее удачная.

Задание. Зимой, в  (какую?) … стужу, лосиха с лосёнком ночевали в (каком?) … осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, (какой?) … снегом, стоял весь (какой?) … притихший. (Какой?) … блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.
Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то (какое?) … мелькнуло среди (каких?) … деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая (какую?)… кору наста и увязая по колени в (каком?) … снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С (какой?) … секундой звери всё ближе и ближе. (Г.Скребицкий)

Ключ к тексту.  Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.
Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе. (Г.Скребицкий)

Парная работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке: каждый мыслит, выражает своё мнение. Организовано взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.   

Благодаря работе в парах ученики учатся  формулировать свою точку зрения, выяснять точки зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов, быть справедливыми и толерантными.

Результатом работы в парах является написание детьми сочинений различного характера и вида, участие в проектах «Рукописная книга» и «Альбом любимых сказок», участие в конкурсах сочинений различного уровня.

Методические рекомендации учителю, организующему на уроках работу в парах:

1. Необходимо время, чтобы научить детей работать в парах (они должны научиться слушать и слышать своего товарища, быть доброжелательными)
2. Не «руководить» на уроке, а «дирижировать»: контролировать ход работы, отвечать на возникающие вопросы, регулировать споры.
3. Помогать ученикам правильно работать в паре, использовать этап рефлексии.
4. Организовать достаточное количество информационных источников.