Урок русского языка на тему "Количественные числительные. Склонение количественных числительных"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • Образовательная:
    • знать особенности склонения количественных числительных;
    • правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
  • Развивающая:
    • продолжить работу по формированию грамотной речи учащихся.
  • Воспитательная:
    • воспитывать интерес к предмету русского языка

Оборудование: учебники «Теория», «Практика» под ред. В.Бабайцевой, презентация РР, раздаточный материал

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: уровневая дифференциация +элементы игровой технологии + ИКТ

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие, запись темы урока.

2. Актуализация: на слайде портрет А.Суворова с его цитатой «Б..ют (не) числом а уменьем».

Учитель: Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Беседа:

1. Как вы понимаете смысл высказывания?
2. Какое отношение имеет фраза к сегодняшнему уроку?
3. Как вы думаете, какова цель урока? 4. Каким образом мы будем изучать данную тему?

Учащиеся предлагают алгоритм изучения темы.

3. Изучение нового материала

А) Чтение параграфа №111 учебника «Теория» (стр. 144–146) Б) Обсуждение параграфа с привлечением таблиц в электронном варианте на слайдах
– Что непонятно в склонении числительных? – Какие трудности могут возникнуть при склонении числительных

В) Просклоняйте словосочетание с количественным числительным 650 книг, выделите окончания числительных. (Совместная работа с привлечением таблиц из учебника + слайд в электронном варианте)
Им. Шестьсот пятьдесят книг Р. Шестисот пятидесяти книг Д. Шестистам пятидесяти книгам В. Шестьсот пятьдесят книг Тв. Шестьюстами пятьюдесятью книгами Пр. О шестистах пятидесяти книгах

4. Физкультминутка

5. Закрепление

Индивидуальная работа на карточках с применением технологии уровневой дифференциации. Каждому учащемуся раздается карточка с заданиями уровня «3», «А», «В». В течение 15 минут ученики самостоятельно работают с карточками, в случае затруднений обращаются за помощью к преподавателю. Ученики сами вправе определять уровень обучения, но в любом случае все начинают с уровня «3» (базового уровня).

Уровень «3» .

Просклоняйте словосочетания с количественными числительными 887 коробок, 787 деталей. Выделите окончания числительных

Уровень «А»

«Переход Суворова через Альпы». Запишите числительные прописью.

Армия Суворова за 6 (______) суток похода прошла более 150(____________________)км и достигла г. Таверно. Полководец встретил природную преграду — Чёртов мост – узкую каменную арку без перил, перекинутую через реку Рёйс на высоте 22—23 (___________________________________–) метров. Но «чудо–богатыри» смогли обойти тоннель по горам и ущелью реки и разбили французский отряд. Здесь выяснилось, что переправочные средства уведены противником. Войскам Суворова пришлось преодолевать труднодоступный горный перевал высотой свыше 2400 (__________________________________) м , но в конце похода из 22 (_____________________) тысяч человек армии Суворова осталось 14 (___________________) тысяч солдат.

(По материалам Интернета)

Уровень «В»«Найди ошибку» Найдите и исправьте ошибки в употреблении количественных числительных

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью.
2. Шестьсот семидесяти семи экземпляров.
3. Больше шестиста рублей.
4. До тысяча восемьсот двенадцатого года.
5. К пятистам семидесяти восьми.
6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

(Работа проверяется совместно, на экран выводится эталон, по которому учащиеся сверяют выполненное ими задание, исправляют ошибки. Результаты работы заносятся в оценочный лист.)

6. «Словесная битва»

А) Работа с цитатой Е. Язовицкого (слайд)

«Неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности говорящего. Необходимо во что бы то ни стало склонять имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными…»– Как вы понимаете смысл цитаты?

Б) Задание: грамотно прочитать предложения без ошибок.

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод.
2. С 888 рублями я отправился в магазин.
3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443.
4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км.
5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

7. Выводы по уроку

– В чем заключаются трудности при изучении склонения количественных числительных, над чем еще нужно поработать?

8. Домашнее задание: параграф 111, упр.483 (письменно)

Использованная литература:

  1. Учебник «Русский язык.Теория.Практика». под редакцией В.Бабайцевой
  2. Пименова Н.С. Книга для учителя у УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»–М.: Дрофа, 2014
  3. http://pedgazeta.ru/pages/2012/01/20/lll67_1327056516.doc

Приложение 1