По-настоящему он (человек) растет тогда,
когда над чем-то задумывается.
Ф.КривинДети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновав свое решение.
А это уже во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
В настоящее время обществу нужны люди, которые способны творчески подходить к решению любых задач, проявлять инициативу, не бояться трудностей. Как известно, творческие личности – это интеллектуальное богатство страны. Но творческие способности не столько даются человеку от рождения, сколько формируются в процессе его становления и воспитания.
На уроках русского языка мы развиваем коммуникативную компетентность - способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умение корректировать свое мнение; создавать устные и письменные тексты, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседника и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Работу в этом направлении позволяет организовать учебник под редакцией Е.А.Быстровой по русскому языку для 5 класса (в 2 частях). Авторы новой линии учебников: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева - ориентировались на концептуальные положения стандарта второго поколения.
Большое внимание уделяется универсальным учебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебника.
Особенностью учебника является то, что объем представленного в учебнике материала достаточен для организации работы обучающихся в классе, дома и в основном не требует дополнительных источников.
Поскольку важнейшими задачами обучения русскому языку являются формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие потребности к речевому самосовершенствованию, с помощью учебника я стараюсь сделать из ученика соавтора, сотворца. Необычные современные тексты, творческие задания к ним помогают мне в этом.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что авторы употребляют местоимения “мы”, “вы”, а это делает текст личностно значимым для ребенка.
Мастерски подобраны тексты в соответствии с актуальной для данного возраста тематикой и проблематикой. В качестве авторов часто фигурируют известные детские писатели, в том числе и современные (И. Пивоварова, В.Голявкин), поэтому учебник служит хорошим ориентиром и в плане внеклассного чтения.
Авторы учебника предлагают немало юмористических текстов. Обращение к юмору помогает увидеть главное свойство текста – выражение в нем отношения автора к предмету речи. Ученики должны научиться понимать юмор и создавать свои собственные высказывания с этой эмоциональной окраской.
Например, после прочтения рассказа В.Голявкина “Тетрадки под дождем” (с.94), ребятам предлагается разыграть диалог учителя и ученика по ролям. Подумать и ответить, почему в рассказе много вопросительных и восклицательных предложений. Этот текст серьезный или шутливый? Ребята должны написать изложение, а в конце высказать свое отношение к героям рассказа.
Чувство юмора уберегает ребенка от однообразной и категоричной оценки прочитанного текста, прививает понимание того, что возможны и другие мнения, размывает жесткую дистанцию, которая существовала между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
На развитие творческих способностей направлены в учебнике те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, прочитать текст голосом героя, пофантазировать, придумать, записать продолжение рассказа.
На мой взгляд, такие задания позволяют взаимодействовать с окружающими людьми, предусматривают навыки работы в группе, учат ребенка задать вопрос, вести дискуссию. Таким образом, выполняя задания, мы развиваем коммуникативную компетентность.
Воспитать из ребенка соавтора можно только в том случае, если он чувствует себя социально защищенным, поэтому формулировка заданий опирается на социальный опыт ребенка. Чтобы ученик не чувствовал себя одиноким и беспомощным, автор постоянно напоминает ему о существовании вокруг него маленького социума. С.110 (ч.)
Отрывок из рассказа Е. Ракитиной “Если бы у меня была своя планета”.
“...Я еще не все придумал. Времени не хватает. А я был бы обыкновенный мальчик. И никто бы даже не знал, что это моя планета. Только я. Главное, чтобы всем было хорошо! И мне, конечно! Ведь все – таки она моя эта планета”.
Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? Хотелось бы вам жить на такой планете? Напишите юмористическое сочинение “Моя планета”.
Смысл этого жеста в том, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные возможности, в самое серьезное к себе отношение. В такой работе важно, чтобы учитель направлял ход деятельности учеников, но не навязывал им свое мнение.
Таким образом, на уроках я использую методику, которая заставляет ребенка самого искать ответ на вопрос, поэтому работа оказывается творческой, самостоятельной. На уроках русского языка максимально много творчества, потому что сама работа с текстом - это уже творчество.
Анализ текста – это то, чем мы обязаны заниматься на каждом уроке русского языка, потому что современный мир необычайно коммуникативен. Текст – главное средство передачи информации. Умение анализировать текст – это умение жить в мире, понимать других и выражать свои мысли так, чтобы тебя поняли другие.
Текстовый материал – это одно из главных достоинств учебника.
Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку. На основе прочитанных текстов дети учатся писать разные виды изложений, сочинения – рассуждения, описательные и повествовательные тексты. Таким образом, отрабатываются навыки построения разных текстов.
Особую роль в учебнике играют иллюстрации. Картины выдающихся мастеров позволяют воспринимать действительность более глубоко и чутко, способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся, их мышления. Репродукции картин размещены на страницах учебника, что очень удобно для обращения к ним. Предшествующий материал учебника (тексты упражнений, задания к ним) логично подводят ребят к обращению к репродукциям и выполнению с опорой на них творческих заданий. Назначение произведений изобразительного искусства разнообразно. Иллюстрации являются полноправным компонентом содержания учебника, участвующим в эстетическом и этическом воспитании читателя.
Упр.61 (часть1).
1. Прочитайте и сравните тексты. Что у них общего, какой темой они объединены? В чем их различие? Аргументируйте свой ответ.
1) Листопад. Листья многолетнего растения по сравнению с другими частями побега живут более короткий отрезок времени. Они отмирают и отпадают... В результате листопада многие деревья и кустарники в неблагоприятный период года оказываются без листьев. (“Биология. Растения”).
2) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С.Есенин)
2. Определите тип каждого текста.
3. Выучите наизусть стихотворение. Подготовьтесь к письму по памяти.
4. Рассмотрите репродукцию картины В.Поленова “Золотая осень” (с.7). Назовите приметы осени. Как художник изобразил небо, реку, наряд деревьев? Какие краски он использует, чтобы показать красоту русской осени? Как вы думаете, почему осень называют золотой? Какое настроение вызывает у вас картина? Напишите об этом.
Как же красиво падают листья, словно кружатся в медленном вальсе. Красные, желтые, зеленые... Они падают, падают, падают... Это явление так и называется листопадом. Листья падают, кружатся и образуют под ногами пестрый ковер. (Антон Перетягин 5А класс).
Каждое дерево старается приукрасить себя. Как яркие огоньки сверкают гроздья рябины среди желтых, красных, оранжевых, бордовых листьев. Береза вся покрыта желтыми листочками. Ветерок качает оранжевые листья осины. Только тополь до последнего остается зеленым, как будто не хочет прощаться с летом.(Барболина Алена 5А класс).
Осень – это самое красочное время года. Деревья надели свои лучшие наряды: красные, желтые, бордовые, оранжевые, багряные, словно нарядились на последний в этом году праздник. Холодные лучики солнца еле – еле пробиваются через тяжелые облака. Но это не беда, потому что осень подарила нам много радости, счастья, ярких впечатлений и воспоминаний. (Булгарин Максим 5А класс).
Живопись отражает окружающий мир с помощью цвета. “Краски, - говорил замечательный русский художник И.Е.Репин, - должны выражать наши мысли, колорит... должен выражать... настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке”. Поэтому прежде всего нужно внимательно рассмотреть репродукцию, уловить, понять настроение, которое передал художник, прислушаться к себе: какие чувства вызывает эта картина? Какое бы задание ребята не выполняли, главное они должны передать свое отношение к картине, найти свои слова, причем слова яркие, эмоциональные, помогающие представить то, что изобразил художник. Рассматривая и оценивая художественную картину, ребята невольно соединяют в своем сознании изображение со словом.
Знакомясь с произведениями искусства, мы приобщаемся к национальной культуре, открываем величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели.
Авторы учебника направляют ребят на применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Интересные современные тексты, творческие задания к ним, вопросы позволяют учащимся создать разные виды учебных проектов.
Практические – направленные на решение практических задач. Результат проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие. Составление мини – словаря эпитетов.
Исследовательские – предполагают доказательство или опровержение какой – либо гипотезы, проведение экспериментов. Упр. 318 (ч.1). Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в “Толковом словаре...” В.Даля и в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова. Сопоставьте написание слов. Чем объясняется отличие, если оно есть? Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным? Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят? Подберите еще два – три примера для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада.
Информационные – направленные на сбор информации о каком – либо предмете или явлении. Упр. 367. Знаете ли вы как возникло название вашего города (села, улицы и т.д.). Обратитесь к дополнительной литературе и материалам Интернета, подготовьте об этом сообщение.
Творческие – Упр.75 (ч.2). Напишите лингвистическую историю или сказку, используя слова с приставкой пре-, а также слова из рубрики “Пишем правильно”.
Игровые – предполагают подготовку какого – либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии). Викторина “Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей”.
Проектная деятельность помогает учащимся проверить и закрепить знания, полученные на уроках, подготовиться к выполнению творческих заданий, а также научиться применять свои знания на практике. Это серьезная исследовательская работа.
Работая с учебником под редакцией Е.А.Быстровой, школьники учатся понимать таблицы и схемы, использовать их как основу для построения собственного высказывания на заданную тему. В результате такой работы постепенно формируется умение самостоятельно представлять полученную информацию в виде схем и таблиц и наполнять их собственными примерами.
Упр. 112 (ч.2). С помощью схемы расскажите, какие самостоятельные части речи не изменяются, а какие изменяются и как. Приведите примеры.
Упр.167 (ч.2). Мягкий знак после шипящих на конце существительных. Внимательно изучите таблицу и сделайте вывод, почему необходимо различать род существительных с основой на шипящий.
Для закрепления теоретического и практического материала существуют рубрики “Проверяем себя”, включающие элементы теста, вопросы, задания для комплексного анализа текста.
На мой взгляд, такие задания не просто оживляют работу, они углубляют понимание изучаемого материала, .....
Таким образом, учебник под редакцией Е.А.Быстровой предоставляет уникальные возможности для разнообразного творчества, помогает каждой личности раскрыться.
Обучаясь по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной, в том числе и учебной, речевой практике.
Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии личностно ориентированного образования, элементы модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.
Смысл жизни в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли когда – то мамонты”, - говорил Д.И.Менделеев.
Каждый урок русского языка – это поиск и открытие и для учителя и для учащихся. И если каждый урок носит творческий характер, это не оставит равнодушными учащихся, постепенно они полюбят уроки и предмет, это поможет решить важнейшие проблемы воспитания школьников, позволит идти в ногу со временем, развивать коммуникативную компетентность.
А не это ли самое главное для нас, учителей русского языка?
Литература.
- Быстрова Е.А, Кибирева Л.В, Гостева Ю.Н. Антонова Е.С.; под редакцией Е.А Быстровой. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2012.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. - 2008.
- Кибирева Л.В. Программа курса “Русский язык” 5 – 9 классы. М.: “Русское слово”, 2013.