Нетрадиционные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся в обучении русскому языку и литературе

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Аннотация: данная статья знакомит с эффективным использованием технологии интегрированного обучения при подготовке к написанию сочинения-описания по картине художника И.И. Шишкина и созданию тематического графического пейзажа.

Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметное обучение, интегрированный урок, технология, активизация познавательной деятельности обучающихся, виды и жанры искусства, изобразительно-выразительные средства, поэтический образ, художник-пейзажист, графический пейзаж.

Актуальность темы доклада обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла, разработкой интегрированных уроков.

Метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. «Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века» [4]. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: « Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции».[1] Сегодня Департамент образования города Москвы организует метапредметные олимпиады, МЦКО внедряет метапредметные срезы знаний, интегрирование все больше используется как на уроках, так и во внеклассной работе. Прежде всего, это предметные недели, в ходе которых наиболее яркими и запоминающимися являются интегрированные мероприятия. Многие городские конкурсы, организованные для учащихся, также предполагают интегрирование различных предметов, что помогает формировать у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Интегрированный урок - это технология для осуществления метапредметного подхода в обучении. Целью интегрированных уроков является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областям.

Проведение интегрированных уроков имеет ряд преимуществ.

Во-первых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Во-вторых, форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

В-третьих, такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся, активизируют познавательный интерес.

В-четвертых, интеграция дает возможность для самореализации и самовыражения творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Наконец, такие уроки формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Структура интегрированных уроков отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. Такие уроки дают возможность показать ученикам единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют увидеть взаимозависимость различных наук.

Каждый из таких уроков ведут два учителя-предметника. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Согласитесь, что без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения.

Безусловно, использование интегрированных уроков в преподавании русского языка и литературы сказывается и на качестве обучения.

Какой результат мы ожидаем после проведения интегрированных уроков:

  • активизация познавательной деятельности учащихся, так как эти уроки включают в себя элементы проблемного обучения;
  • проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;
  • осуществление систематизации учебного материала;
  • развитие эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  • повышение роста профессионального мастерства учителя, так как от него требуется владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществление деятельностного подхода к обучению.

С учителем изобразительного искусства Старухиной Татьяной Ильиничной мы уже в течение 3-х лет сотрудничаем в направлении активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала и эффективного воздействия на учащихся.

Союз предметов русского языка - литературы и изобразительного искусства открывает возможность установить постоянные плодотворные связи. Мы провели несколько интегрированных уроков развития речи по русскому языку и ИЗО, организовали участие учеников в городских интегрированных конкурсах, сотрудничаем в проведении совместных экскурсии по предметам.

Один из таких уроков был посвящен теме: «Зимние пейзажи в произведениях художественной литературы и живописи» в 5 классе(подготовка к сочинению по картине художника).

Моя задача, как словесника, состояла в том, чтобы помочь ученикам раскрыть поэтические образы. На данном уроке совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Учащиеся должны были собрать необходимый материал для сочинения-описания по картине.

Задача учителя изобразительного искусства состояла в организации художественной деятельности школьников, знакомстве с особенностями графического пейзажа, изображении по представлению, проектно-конструктивной деятельности.

В начале урока мы погружаем ребят в атмосферу творчества и предлагаем отправиться в мир «царства фантазий». Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года», показываются репродукции картин зимних пейзажей русских художников И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.Ф. Юон. Постепенно мы подводим ребят к тому, что именно русская природа была источником вдохновения и для художников, и для композиторов, и для писателей.

Предложенные для аналитической работы художественные тексты Федора Ивановича Тютчева и Ивана Сергеевича Шмелева явились важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Ребята в предложенных текстах определяли тему, основную идею, составляли словарь «Снежных слов», который впоследствии явился опорой при написании сочинения.

Кроме того, ученики учились находить различные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения), определять их роль в текстах.

В процессе работы с текстами ученики сделали вывод, что у каждого вида искусства есть свой язык, свои средства выражения красоты родной природы, жизни человека: у писателя – это слово, у композитора – это звуки, у художника – это краски.

После подробного анализа текста ученикам предлагается посмотреть другой ряд репродукций художников-графиков: В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Ю.И. Пименова, Н.Г. Чернецова, М.И. Лебедева и определить отличие живописных картин от графических. В процессе анализа картин акцентируется внимание на такие понятия, как: пейзаж, графика, светотень, графические материалы. Проводится сравнение-исследование между описанием зимнего леса писателями и художниками, продолжается заполнение «Снежного» словаря.

Ученики приходят к главному выводу, который должен будет прозвучать в их будущих сочинениях: природа – это красота земли. Она может исцелять душу человека, ее надо охранять и беречь. Учащиеся приступают к выполнению творческой части работы: рисованию графической картины белыми маркерами на цветной бумаге.

Этот урок способствовал созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, что является одной из целей обучения. Урок был нацелен на воспитание внимательного отношения к слову, на нем были созданы условия для закрепления навыков работы с терминами. Разнообразные формы работы позволили сочетать индивидуальный подход к учащимся и коллективную деятельность.

Урок прошел на одном дыхании и оставил неизгладимое впечатление. Детям было очень интересно работать, они легко и быстро переключались с одного вида деятельности на другой.

Итогом работы учеников на данном уроке стал собранный материал для написания сочинения по графической картине художника-пейзажиста И.Шишкина, большая словарная работа, творческие работы, сделанные в жанре пейзажной графики.

Итогом нашей совместной работы в освоении технологией проведения интегрированных уроков являются проекты наших учеников, ставших победителями и призерами конкурсов различного уровня: городского мультимедийного конкурса «История моей семьи в истории России», конкурса социального плаката и эссе «Нам, молодым, не безразлично!", Всероссийского детско-юношеского конкурса рисунков и прикладного творчества «Они такие хорошие!» (посвященного Виталию Бианки), «Мы в сказках Г.Х.Андерсена», конкурса сочинений «Не прервется связь поколений» и многие другие.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Процесс интеграции — это перспективный шаг на пути модернизации образования, это своеобразный синтез знаний, умений и навыков.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с ФГОС. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
  3. Рабочая программа. Изобразительное искусство и художественный труд. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы. Издательство «Просвещение» ISBN 978-5-09-035917-7
  4. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов//Учительская газета. - 7 сентября 2010.
  5. А. Немировская «Акварель и рисунок 18-первой половины 19 века в собрании Государственной Третьяковской галереи» – Москва: «Изобразительное искусство», 1990.