Цель: проверить знания разных разделов лингвистики учащимися средней и старшей школы.
Задачи:
- продемонстрировать знания о языке, полученные за время обучения в школе
- развивать логическое мышление, умение анализировать задание
- формировать умение работать в команде
Оборудование: компьютер (стационарный или ноутбук), проектор, экран, карточки с вариантами ответов для учащихся, презентация к игре (Приложение 1), инструкция по использованию презентации к игре (Приложение 2)
Правила проведения игры
В игре принимают участие 12 человек, учащиеся 9-11 классов (команда может быть сборной, например, ученик – родитель). Игра состоит их трех раундов.
В первом туре, который является разминочным, участвует 12 человек. Раунд состоит из 18 обязательных вопросов и 5 дополнительных вопросов.
Ведущий задает участникам вопросы и предлагает четыре варианта ответа, один из которых является правильным. Участникам предоставляется 30 секунд на обдумывание ответа, после чего участники по команде ведущего поднимают карточку с номером правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. После 8, 14 вопросов ведущий подводит промежуточные итоги. После 18 вопроса ведущий подводит итог первого раунда и оглашает фамилии тех участников, которые набрали 17-18 баллов и вышли во второй тур. Если же нужное количество участников не набирается, то ведущий зачитывает дополнительные вопросы. По итогам дополнительных вопросов ведущий называет оставшиеся фамилии участников второго тура.
После первого тура ведущий проводит этап «Дешифровщик», результаты которого позволят определить очередность ответов участников во втором туре.
На этапе «Дешифровщик» участникам предстоит отгадать слово, которое представляет собой цифровую запись. Каждой цифре соответствует определенная буква как на кнопках телефонного аппарата.
Во втором туре все вопросы объединены в 12 блоков, в каждом блоке 10 вопросов. Участник выбирает категорию, ведущий зачитывает вопросы, на которые участник должен ответить в течение 1 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
В финальный тур выходит три участника, набравшие наибольшее количество баллов.
После второго тура ведущий проводит этап «Дешифровщик», результаты которого позволят определить очередность ответов участников в третьем туре.
Для финала отбираются 36 вопросов, которые делятся на четыре блока (красный, желтый, синий, серебристый). Каждая команда выбирает себе цветовое обозначение (красный, желтый, синий).
Ведущий открывает цветовое табло участникам на 15 секунд. Участники должны постараться запомнить расположение ячеек. Когда ведущий объявляет о начале финального тура, участники называют номер ячейки, выслушивают вопрос и через 15 секунд предлагают ответ.
Если команда отвечает правильно на свой вопрос, то зарабатывает 2 балла. Если команда правильно отвечает на вопрос команды соперников, то получает 3 балла. Если команда правильно отвечает на вопрос ячейки серебристого цвета, то получает 1 балл.
В каждом раунде очки набираются с нуля баллов.
Участники и победитель награждаются сувенирами и подарками.
ХОД ИГРЫ
Первый раунд
1. Назовите синоним к фразеологизму «утереть нос»:
А) руки опускаются; Б) заткнуть за пояс; В) рука не дрогнет; Г) нос не дорос. (Ответ: Заткнуть за пояс)
2. Выберите слово, в котором все слоги открытые:
А) долина; Б) мандарин; В) шорник; Г) светильник. (Ответ: Долина)
3. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
А) чего; Б) всякого; В) моего; Г) себя. (Ответ: Себя)
4. Что означает детское слово «кружинка»?
А) кружение в танце; Б) пружинка; В) маленькая кружка; Г) снежинка? (Ответ: пружинка)
5. Укажите слово, в котором сочетание гласных обозначает три звука:
А) театр; Б) какао; В) шпион; Г) каемка. (Ответ: Каемка)
6. Поп кормил Балду полбой. Что означает слово полба?
А) уха; Б) каша; В) редька с квасом, Г) ботвинья. (Ответ: Каша)
7. Если слово начинается с буквы Щ, это слово:
А) общеславянское; Б) церковнославянское; В) древнерусское; Г) заимствованное.
(Ответ: Общеславянское)
8. Что в старину могли называть словом ветродуй:
А) вентилятор; Б) воздушный змей; В) мельница; Г) парус. (Ответ: Вентилятор)
После 8 вопроса оглашается промежуточный результат игры.
9. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать «сидящий впереди». Что это за слово?
А) ямщик; Б) директор В) водитель; Г) президент. (Ответ: Президент)
10. Как правильно сказать?
А) у рыбов нет зубов; Б) у рыбей нет зубей; В) у рыб нет зубов; Г) у рыб нет зуб.
(Ответ: У рыб нет зубов)
11. Какой драматический жанр буквально означает «козлиная песнь»?
А) комедия; Б) трагедия; В) водевиль; Г) драма. (Ответ: Трагедия)
12. Что означает детское слово «тушенник»?
А) тушеное мясо; Б) потушенную спичку; В) накрашенный тушью глаз; Г) пожарный
(Ответ: Пожарный)
13. Что обозначало слово «стрежень» в выражении «из-за острова на стрежень»?
А) мелкое место в реке; Б) топкое место в реке;
В) глубокое место в реке; Г) место с быстрым течением
(Ответ: Место с быстрым течением)
14. Найдите слово, приставка в котором имеет значение «очень старательно».
А) проколоть; Б) просушить; В) прогрызть; Г) пробурить. (Ответ: Просушить)
После 14 вопроса оглашается промежуточный результат игры.
15. В каком слове нет суффикса –ЧИК?
А) перчик; Б) диванчик; В) супчик; Г) докладчик. (Ответ: Перчик)
16. Какие из этих слов обозначают человека:
А) намордник; Б) подзатыльник; В) подкаблучник; Г) подлокотник. (Ответ: Подкаблучник)
17. Какое слово может быть разными частями речи?
А) соленый; Б) вареное В) ночное; Г) раненый. (Ответ: Ночное)
18. Какое из этих кушаний названо НЕ по действию, связанному с его приготовлением?
А) варенье; Б) похлебка; В) отбивная; Г) сливки. (Ответ: Похлебка)
Подводится итог игры. Если нужное количество игроков не набралось, играются дополнительные вопросы. После каждого вопроса ведущий оглашает результаты игры и фамилии игроков, вышедших во второй тур.
19. Отметьте фразеологизм, пришедший в язык из речи моряков.
А) зарубить на носу; Б) водить за нос; В) отдать концы; Г) сесть в лужу.
(Ответ: Отдать концы)
20. В каком из этих слов буква Д лишняя?
А) коттедж; Б) кортедж; В) бридж; Г) картридж. (Ответ: Кортеж).
21. Какое название хлебобулочных изделий восходит к французскому слову со значением «палка»?
А) рулет; Б) калач; В) батон; Г) крендель. (Ответ: Батон)
22. Найдите слово, приставка в котором имеет значение «приблизиться».
А) подслушать; Б) подговорить; В) подбежать; Г) подписать. (Ответ: Подбежать)
23. Укажите слово, в котором нет приставки.
А) прибрежный; Б) переоценка; В) воспитатель; Г) воскликнуть. (Ответ: Воспитатель)
Дешифровщик (первый тур)
4, 2, 2, 8, 7, 4, 4 – Знак препинания. (Ответ: Кавычки)
Второй тур
«Мудрость народа» (фразеологизмы)
1. Замените выражение «Выполнять обещание» фразеологизмом. (ДАТЬ ЗАРОК)
2. Подберите синонимичный фразеологизм к выражению «Падать духом». (ВЕШАТЬ НОС)
3. Как нужно ехать, чтобы тебя назвали зайцем? (БЕЗ БИЛЕТА)
4. Что вешают, приходя в уныние? (НОС)
5.Скажите, что значит «денег куры не клюют». (МНОГО)
6.Как говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения? (СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ)
7. Скажите, что значит «жить припеваючи»? (ЖИТЬ БЕЗ ЗАБОТ)
8. Что открывают, когда изобретают то или сообщают о том, что уже давно изобретено или известно? (ОТКРЫВАТЬ АМЕРИКУ)
9. О каком человеке говорят, что он мухи не обидит? (СКРОМНЫЙ, ТИХИЙ, КРОТКИЙ)
10. Чтобы в нее сесть, надо оказаться в неловком, глупом положении. (СЕСТЬ В ЛУЖУ, В ГАЛОШУ)
«Молвит слово» (орфоэпия)
1. Решите звуковую пропорцию: П : Б = Т : ? ([Д])
2. Найдите «четвертое лишнее»: прилично, отлично, точно, нарочно. (Нарочно)
3. Как будет звучать глагол «понять» в прошедшем времени в женском роде? (ПонялА)
4. В каком слове нарушен принцип фонетический принцип: безбрежный, безвкусный, беспощадный, беспринципный. (Безвкусный)
5. Поставьте ударение в слове переводной так, чтобы слово имело значение «переведённый на другой язык». (ПеревОдный)
6. Поставьте правильно ударение в слове ТРУБОПРОВОД. (ТрубопровОд)
7. В какой паре слова произносятся по-разному: араб – арап, вперемежку – вперемешку, пастель – постель. (Пастель-постель)
8. Найдите лишнее слово: галдеж, невтерпеж, рубеж, кутеж. (Рубеж)
9. Какими и сколькими звуками различаются в произношении слова СТОРОЖКА и СТАРУШКА. ([Ш])
10. Существительное от глагола ОБЕСПЕЧИТЬ. (ОбеспЕчение)
«Лицом к лицу» (лексика)
1. Однажды Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово пироги. "Интересно, – подумал он, – какие пироги пекут индейцы?" На самом деле Ваня просто перепутал слова пироги и пироги. Как называются подобные слова? (Омонимы, омографы)
2. Определите лексическое значение диалектизма: РЕХА. (Дыра)
3. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?
ОГРОМНОМУ ДУБУ ЖАРКО ЛЕТОМ. (Маленькой елочке холодно зимой)
4. Укажите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении: бархатный плащ, бархатная бумага, бархатное платье, бархатный сезон. (Бархатный сезон)
5. Назовите слово–омоним:
1) Специально оборудованное место для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов.
2) Устройство, с помощью которого к компьютеру могут быть подключены другие устройства. (Порт)
6. Какая разновидность омонимов встретилась в предложении: Снежное покрывало все поле покрывало. (Омоформы)
7. Найдите антонимы в следующем отрывке:
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален. (Свет – тьма, веселы – печальны, параллельны вертикальны)
8. Как называются слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу? (Паронимы)
9. В одном значении я синоним слова множество, а в другом – антоним слова суша. (Море)
10. Назовите выражение, которое является синонимом к фразеологизму
«хоть глаз выколи» и антонимом к выражению «хоть иголки собирай». (Ни зги не видно)
«Из школьных сочинений» (речевые ошибки)
1. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Запрягли в сани два медведя». (Запрягли в сани двух медведей)
2. Исправьте речевую ошибку в предложении: «У собаки встал дыбом мех». (У собаки встала дыбом шерсть)
3. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте». (Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте.)
4. Замените выделенное выражение более кратким выражением или одним словом.
Он смял в комок снятые с рук перчатки. (Он скомкал снятые с рук перчатки.)
5. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Человек ведет праздничную жизнь». (Человек ведет праздную жизнь.)
6. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Мы были шокированы прекрасной игрой актёра». (Мы были восхищены прекрасной игрой актёра)
7. В предложении найдите неуместно употребленное слово. Как тень, она без цели слоняется. (Слоняется)
8. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Руководители предприятий настроены на деловой настрой». ( Руководители предприятий настроены по-деловому).
9. Найдите лишнее слово. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы. (Пожилой)
10. Исправьте речевую ошибку в предложении: «Брови его удивительно поднялись». (Брови его удивлённо поднялись)
«Знакомые незнакомцы» (этимология)
1. Спасибо |
6. Жизнь |
2. Бабочка |
7. Кандалы |
3. Чай |
8. Лягушка |
4. Золотой – желтый металл |
9. Еда |
5. Подушка |
10. Состязание лошадей |
«Мы строили, строили» (морфемика)
1. Корень |
6. Себялюбие |
2. Огурчик |
7. Дружить |
3. Две |
8. Подснежники |
4. Загородка |
9. Пустомеля |
5. Подарок |
10. ПрИходящий |
«Звуковая дорожка» (фонетика)
1. Домино |
6. Капля – цапля |
2. У |
7. 4 |
3. 4 |
8. Фантик – бантик |
4. [ы] |
9. КОзлы – козлЫ |
5. Котенок – кутенок |
10. Убрать звук [р] Страница – станица |
«Одним словом» (морфология)
1. Русский |
6. ТРИ |
2. Ничья |
7. Наотрез |
3. ТО |
8. Сто-нет |
4. Поставить их в форму повелительного/ |
9. Переставить ударение |
5. Неужели |
10. ТЫ к ВЫ |
«Секрет» (профессии)
1. Глашатай |
6. Скорняк |
2. Ямщик |
7. Мытарь |
3. Сокольничий |
8. Зеленщик |
4. Скоморох |
9. Писарь |
5. Официант |
10. Офеня |
«От двух до пяти» (речь детей)
1. Синяк. |
6. Приколотить |
2. Вазелин |
7. Запах |
3. Молоток |
8. Самовар |
4. Крышка |
9. Дырка |
5. Большая мышь |
10. Рубанок |
«Язык предков» (устаревшие, церковно-славянизмы)
1. Баклуши |
6. Пыль |
2. Корень –ведь- (знание) |
7. Награда, вознаграждение,взятка |
3. Глаз |
8. Ясная погода |
4. Старче |
9. Дочь |
5. Правая рука |
10. Типун |
«Бестолковый словарь»
1. Папазол |
6. Гусеница |
2. Осина |
7. Парапсихология |
3. Разгром |
8. Гамак |
4. Кролик |
9. Тычинка |
5. Несушка |
10. Догматик |
Дешифровщик (второй тур)
4, 2, 5, 4, 4, 6, 4, 8 – Перерыв в занятиях. (Ответ: Каникулы)
Финальный тур
1. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя Ь? (Восьмьюдесятью)
2. По дороге, по пути Весело качу, Но с конца меня прочти – Ножик наточу. (Оселок – колесо)
3. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, прославлять, одобрять. (хвалить, одобрять, прославлять)
4. Назовите выражение, которое произошло от древнерусского глагола баять и буквально означает «Я рассказываю сказочки». (Баюшки-баю)
5. С твердым [р] – коллектив певцов; с мягким – хищный зверек с ценным мехом. (Хор – Хорь)
6. Разгадайте шараду:
«В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень; суффикс – в СОБРАНИИ встретите вскоре; в слове РАССКАЗ вы приставку найдете; в целом – по мне на уроки пойдете» (Расписание)
7. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он)
8. Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава. (Столица)
9. Лицо – лик – личина (Личность)
10. Дайте дословный перевод выражения TERRA INCOGNITA. (Земля непознанная)
11. Какое выражение можно назвать «лишним»?
Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть в печенках. (Сидеть в печенках)
12. Это древнее слово БОРТИ (бороться, защищать) послужило основой для образования этого существительного. (Забор)
13. Каким словом называли добывание меда диких пчел русскими людьми? (Бортничество)
14. Поменяй значение каждого слова на противоположное. Что получилось?
ГРОМЧЕ, КОШКИ, ПЁС В ПОДВАЛЕ. (Тише, мыши, кот на крыше)
15. Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк». (Копилка)
16. Исправьте ошибку, допущенную в предложении: Козлиное молоко было вкусно. (Козье)
17. Слова важный, уважать, отважный, отважиться образованы от слова ВАГА. А что обозначает это слово? (Вес)
18. Поставьте правильно ударение в прилагательном языковая (колбаса). (ЯзыкОвая)
19. Определите лексическое значение диалектизма ОДНОКОРЫТНИК. (Однокашник, одноклассник)
20. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работника, поддерживающего порядок во дворе и на улице. (Дворник)
21. Составьте словосочетание с существительным КОФЕ. (Черный)
22. Над мглой космической он пел, развив власы и выгнув выю. Какое значение имеет слово ВЫЯ? (Шея)
23. Переведите с «детского языка» слово «творушка». (Ватрушка)
24. Объясните значение фразеологизма «Ни зги не видно». (Очень темно, ничего не видно)
25. Какое значение имеет слово ЗАБЕГАЛОВКА в бестолковом словаре? (Эстафета)
26. Что надо, чтобы считаться знатоком в каком-то деле? (Съесть пуд соли)
27. Первоисточником этого слова явилось греческое сочетание отрицательной приставки an и onoma – «имя». Назовите слово. (Аноним)
28. Название этого мясного продукта образовалось от слова ВЕТЪХЫИ, что значит «старый». Назовите этот продукт. (Ветчина)
29. В строке из «Слова о полку Игореве» есть такая строка «…и тебе болван тмутораканский». Какое значение имеет слово БОЛВАН? (Статуя, чурбан, истукан)
30. Название этой застежки образовано от старинного глагола ПЯСТЬ. (Запонка)
31. Из какого языка взяты следующие заимствованные слова: бульдозер, волейбол, теннис, холл, лифт? (Английский)
32. Какого цвета бывает тоска? (Зеленого)
33. Какой глагол в русском языке употребляется с приставками при-, до-, над-, от-, раз-, но без приставки не может жить самостоятельно и не имеет смысла? (Бавить)
34. Вставьте в предложение вместо многоточия подходящее по смыслу слово. Легкие, белоснежные … напоминали стаю лебедей. (Облака)
35. Сколько прилагательных в пословице: «С миру по нитке – голому рубашка»? (Ни одного)
36. Назовите слово, которое имело значение «заботиться», а у Козьмы Пруткова это слово является самым кратким афоризмом. (Бди)
Использованная литература,
- Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…:Кн.для учащихся – М.: Просвещение, 1993
- Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – М.: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997
- Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Интернет-ресурсы
http://www.gramota.ru/igra/humor/rubric_399
http://slovo.yaxy.ru/137.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-322276.html
https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200701009