Цели урока:
- Обучающие: дать представление о времени глагола; учить детей определять время глагола;
- Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебники, тетради, презентация, разноуровневые карточки, иллюстрации картин весенней природы, музыка из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди (“Весна”).
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент.
Презентация (изображение весенней природы). Слайд 1
- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах весны. Какая погода весной? Что бывает весной? (Капель, оттепель, проталинки, ручьи, подснежники, первоцветы, солнце выше, день длиннее и теплей.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному весна подходящие прилагательные. Весна какая?(Теплая, ясная, звонкая, журчащая, говорливая, солнечная, долгожданная и т.д.) Расскажите, опираясь на иллюстрацию, о том, что происходит весной (тает снег, появляются первоцветы, бегут ручьи, прилетают птицы, заканчиваются морозы и т.д.) Попозже мы с вами совершим прогулку в весенний лес.
II. Введение в тему. Слайд 2
Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (заморозило, тает, будет теплеть). Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете определить морфологический признак глагола, о котором мы сегодня должны будем получить представление. Что это за морфологический признак?
Совершенно верно: “Время глагола”. Откройте тетради и запишите число, “Классная работа”, тему “Время глагола”.
Слайд 3, 4
- Поставьте цели занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться определять время у глагола, изменять глаголы по временам)
III. Объяснение новой темы.
- Сегодня мы поговорим о глаголах. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Считаете ли вы, что....”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Считаете ли вы, что глагол всегда является сказуемым? -
2. Считаете ли вы, что глагол – это самостоятельная часть речи? +
3. Считаете ли вы, что глагол изменяется по временам? +
4. Считаете ли вы, что глагол в неопределенной форме имеет окончание? -
5. Считаете ли вы, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам? +
6. Считаете ли вы, что глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам? +
7. Считаете ли вы, что у глагола в настоящем времени единственном числе 2 лице на конце пишется ь? +
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас мы отправимся в путешествие по весеннему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит, что происходит в лесу в это время года.
Слайд 5
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(Алексей Николаевич Плещеев)
- Найдите и подчеркните в стихотворении глаголы. Что происходило? Что происходит? Что будет происходить? Сделайте вывод, как изменяется глагол.
- Как вы определите время глагола? (по вопросам)
- Подчеркните грамматические основы и составьте схему предложения.
- Давайте, ребята, сыграем в такую игру: запишите глаголы, рассказывающие, что происходило, происходит и произойдет весной, а иллюстрации вам помогут. Слайд 6
- Проанализируем слова. Какая морфема служит для образования прошедшего времени глагола? ( - л - )
- Найдите глаголы настоящего времени. Определите их вид. Сделайте вывод. (Только глаголы несовершенного вида могут употребляться в настоящем времени)
- Проверим ваши знания.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Выполним задание. Работа в тетрадях. Слайд 7
Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Определите время глаголов.
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней...
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега... Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны...
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.
(Алексей Николаевич Плещеев)
Взаимопроверка. Слайд 8
- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.
- На какую тему это стихотворение?
2. Знаете ли вы стихотворения о весне? (Чтение отрывка, если есть желающие)
Послушайте стихотворение Е.Серовой:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
(Е.Серова)
Слайд 9
- Рассмотрите картину. Можно ли считать ее иллюстрацией к данному стихотворению? Какой показана весна на этой иллюстрации?
- Какие необычные слова вы услышали в этом стихотворении? (Эпитеты, метафоры, олицетворения). Прочитайте их, определите средства художественной изобразительности.
- Найдите глаголы, выпишите их. Определите время глагола
- Слайд 10, 11
Мы уже на полянке леса. Какая красота кругом. Первые цветы. Легкий теплый ветер. Ковер зеленеющей травы. Чтобы пройти дальше, мы должны отгадать загадки.
1. Отгадывание загадок.
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Зд.: Выписать глаголы. Определить время.
Выборочный диктант: (была, пришла, шагает, касается, идет, нашли)
2. Игра “Снежный ком”.
- И вот мы в весеннем лесу. Весной ребята очень любят пускать кораблики по ручью.
- Поиграем в ручеек. Я называю “весеннее” слово и пускаю кораблик (мяч), поймавший подбирает синоним, называет другой глагол и бросает мяч следующему ученику.
- Бежать – лететь. Нестись. Мчаться
- Говорить – сказать. Рассказывать. Произносить.
- Бросать – кидать.
- А вот какие слова я для вас приготовила. Игра “Третий лишний”.
Слайд 12
Проталины, зазвенел, распустился.
- Запишите эти слова.
- Определите их лексические значения. Составьте словосочетания и предложения. (Устно). Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. Выполните морфемный разбор глаголов.
3. Восстановление деформированных слов. Слайд 13
- Ребята, пока мы играли, налетел ветер, и предложения “рассыпались” на слова. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования слов в каждом предложении, и запишите получившиеся предложения. (На доске и в тетрадях)
По мокрым улицам журчали торопливые ручьи.
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
В весеннем лесу дышится легко и свободно.
V. Физминутка.
“Утренние часы”
Утром капельки росы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Словно звонкие часы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Значит утро истекло: кап! (Моргнуть один раз)
VI. Самостоятельная работа.
- Продолжим работу.
Иллюстрации на тему “Весенний лес” – просмотр, музыка. Слайд 14
- Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года”. Антонио Вивальди, “Весна”. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить задания.
Карточка №1
Прочитай внимательно текст. Найди глаголы. Укажи время. Слова Солнышко, торопливые
разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
Карточка №2
Составить текст из 4-5 предложений по иллюстрации на тему “Весна ”
Карточка №3
Подчеркни глаголы. Укажи их время. Первый цветок
Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.
Проверка работ по карточкам.
VII. Закрепление материала.
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий.
Игра “Собери слово”.
Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.
XIII. Подведение итога.
- Вот мы и дома. Наше путешествие завершилось. Я благодарю вас за увлекательное путешествие по весеннему лесу. Из-под снега скоро выглянут подснежники, и наступит ласковая весна.
- Над какой темой мы сегодня работали на занятии?
- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?
(Ученики дают ответы)
Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?
IX. Задание на дом: Правило, упр. 661 стр.260 или сочинение-миниатюра о весне (глаголы подчеркнуть, время глаголов указать) . Слайд 15.
X. Рефлексия. Слайд 16
И напоследок...
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
- Мне удалось ...
- Меня удивило ...
- Мне понравилось ...
- Я могу похвалить себя за ...
- Мне было трудно ...
- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.
До свидания!