Цели:
Основные виды учебной деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах – выполнение практических заданий).
Планируемые предметные результаты: научиться правильно писать числительные, определять их разряды, морфологические признаки, синтаксическую роль.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
- Регулятивные: уметь характеризовать числительные по структуре, определять количество слов в сложном и составном числительном, употреблять Ь в числительных.
- Коммуникативные: уметь правильно произносить числительные, находить ошибки и исправлять их.
- Личностные результаты: формировать навыки познавательного интереса, мотивацию к самообразованию.
Ход урока
1. Отгадайте загадки.
1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр?
2) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?
3) Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ль досталось?
4) Что с козлом после шести лет бывает?
5) Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
6) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.
7) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.
8) Четыре братца под одним шатром стоят.
9) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.
10) Шесть ног, две головы, один хвост –что это такое?
- Загадки нам подсказали тему сегодняшнего урока. Назовите её.
Учитывая, что мы всё уже знаем о числительном, определите цель нашего урока?
1. Разминка.
1) Индивидуальная работа по вариантам.
Определите, из скольких слов состоят данные числительные. Охарактеризуйте числительные по структуре:
Вариант 1
задания | ответы |
(два) (дцать) (пять) | Два, составное |
(семь) (десят) | Одно, сложное |
(сорок) (первый) | Два, составное |
(три) (тысячи) (восемь) | Три, составное |
(один) (миллион) (сто) | Три, составное |
(четыре)(миллиарда) (семь) (десят) (тысяч) | Четыре, составное |
(девять) (сот) (восем) (на) (дцатый) | Два, составное |
(тысяча) (три) (ста) (восемь) (десят) | Три, составное |
(сто) (шесть) (миллионов) (три) (на) (дцатый) | Четыре, составное |
(четыре) (ста) (три) (дцать) (пятый) | Три, составное |
Вариант 2
задания | ответы |
(три) (ста) (два) (дцать) (шестой) | три, составное |
(восемь) (на) (дцать) (тысяч) (семь) (десят) (один) | четыре, составное |
(три) (миллиона) (двух) (сотый) | три, составное |
(семь) (на) (дцать)(тысяч) (два) (дцать) | Три, составное |
(сто) (три) (дцать) (шестой) | Три, составное |
(девять)(сот) (пят) (на) (дцатый) | два, составное |
(два) (дцать) (один) (миллиард) | три, составное |
(пять) (тысяч) (девять) (сот) | Три, составное |
(шесть) (десят) | одно, сложное |
(восемь) (тысяч) (шести) (сотый) | Три, составное |
Взаимопроверка.
2. Работа в парах.
Определите, сколько слов включают сложные и составные числительные, обозначающие данные числа. Запишите их.
129 | 1327 |
70 | 642 |
17205 | 2 000 408 |
90 | 49 |
1 200 003 | 120 |
Самопроверка (3,5,1,3,4,4,1,2,5,2)
3. Работа в группах.
1. Определите, сколько слов в количественных и соответствующих им порядковых числительных. Запишите.
31; 11; 200: 91; 100 009; 500 000 000; 21 100; 320 000 000; 16; 5000.
Самопроверка. (2/2, 1/1, 1/1, 2/2, 3/3, 2/1, 4/4, 3/1, 1/1,2/1)
2. Физкультминутка. Эстафета “Передай мелок”. Три человека, по одному с каждого ряда, выбегают к доске и записывают, сколько раз должна быть употреблена буква ь в числительном, обозначающем данные числа:
217, 15, 39, 18, 351, 5019, 402, 9379, 40 003, 11 556, 6527, 689, 930 712, 1 300 004, 865 742, 16, 5 678 974, 2 401 040,8 537 614, 924 321.
(запись на доске: 1,1,2,1,1,2,0,3,0,4, 4,3,4,0,4,1,6,0,6,2).
3. Повторение и обобщение знаний по употреблению числительных в речи.
- Проклоняйте словосочетания с количественными числительными.
1. Девятьсот пятьдесят семь тонн.
2. Четыреста пятнадцать гектаров.
3. Двести шестьдесят восемь яблок.
- Исправьте ошибки:
- Пять от двадцати составляет одна четвёртую.
- Сто от шестнадцати составляет одна шестую.
- Если двадцать разделить на тридцать, то будет два третьих.
- Трое зайцев сидят под кустом.
- У кузницы стояло две дрожки и трое телег.
- Деревня расположилась по обеим берегам реки.
- Обоим подругам были вручены ценные подарки.
- Увидеть сто двадцать четыре пловца, двадцать четыре пловца, четыре пловца.
4. Интересное о числительном. Выступают учащиеся, которые выполняли индивидуальное задание. Они рассказывают интересные истории, связанные с числительными. Материал можно найти в Интернете и в лингвистических пособиях.
5. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
6. Работа с текстом.
1. Прочитайте текст, чётко проговаривая числительные. Определите стиль и тип речи.
В 2014 году мы отметили юбилей – ровно 60 лет назад 6 января 1954 года была образована Белгородская область путём выделения из Курской и Воронежской областей.
Область расположена на юго-западных и южных склонах среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона. Большие расстояния отделяют область от морей и океанов: до Чёрного моря около 600 км, до Балтийского – 1000 км, до Атлантического и Северного Ледовитого океанов– более 2000 км. Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали государственного значения. В числе главных трасс: Москва-Симферополь, Харьков-Саратов, Белгород-Воронеж. Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ. В 1995 году Белгородский аэропорт получил статус международного.
Земельные угодья области составляют более 2 700 000 гектаров, на долю черноземов приходится 77% земельной площади.
Богата область и полезными ископаемыми. Это не только железные руды, но и мел, глина, мергель, песок. В перспективе возможна добыча бокситов, фосфоритов.
В состав Белгородской области входят 21 район, 6 городов областного подчинения: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, 4 города районного подчинения: Грайворон, Новый Оскол, Короча, Строитель; 20 посёлков городского типа, 1592 сельских населённых пункта, 333 сельских округа.
2. Объясните написание прописной буквы в данном тексте.
3. Спишите последний абзац и подчеркните числительные как члены предложения.
4. Выпишите одно порядковое числительное и разберите его морфологически.
5. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем абзаце.
6. Числительные какого разряда здесь отсутствуют?
7. Определите падеж числительного в предложении “Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ”.
7. Подведение итогов и рефлексия.
- Какой части речи мы сегодня уделяли внимание?
- Что вы нового узнали?
- Что повторили и закрепили?
Рефлексия.
(В корзине лежат кружочки трёх цветов: красный - плохо усвоил, жёлтый - надо ещё потренироваться, зелёный – усвоил хорошо. Учащиеся, выходя из класса, выбирают кружок и кладут его в прозрачный ящик).
8. На дом: каждой группе подготовить по одному интересному сообщению о числительном.
Параграф 34, упр. 345. Задание 3 изменить: записать имена известных спортсменов Белгородской области, имена олимпийских чемпионов.