Цели деятельности учителя |
Дать понятие морфемики как раздела языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, повторить понятия «однокоренные слова», «форма слова». |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, производить морфемный разбор; понятие морфемы как значимой части слова. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядный демонстрационный материал |
Презентация по теме урока. |
Основные понятия и термины |
Форма слова, способы образования форм слова различных частей речи, однокоренные слова, морфемы, морфемика как раздел языкознания. |
Организационная структура урока
Этапы рока. |
Обучающие и развивающие задания и |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формирование |
Контроль |
1. Мотивация
2. Актуализация |
Эмоциональная,
|
Русский язык – один из богатейших языков мира. Основным его достоянием является слово. А слов в русском языке столько, что их невозможно подсчитать. Русский язык устроен так, что самостоятельно постоянно обогащается новыми словами. Для этой работы у нас есть МОРФЕМЫ, то есть значимые части слова. Ай да Я! Всем на свете буква «Я» Задания: 1. Расскажите, что вы знаете о слове Я. 2. Покажите на примерах, что Я может быть буквой, словом, морфемой. 3. Каждая морфема в слове имеет своё значение |
Слушают
Читают стихотворение, понимают его и отвечают на вопросы.
Составляют предложения, в которых Я является подлежащим, |
Фронтальная
|
Личностные: положительно |
Листы обратной
|
3. Выявление места и причины затруднений |
Возможен просмотр презентации о морфемах или устная работа по принципу: вопрос–ответ. |
Итак, мы пришли к выводу, что слова сделаны из своего строительного материала: корня, приставки, суффикса и окончания. Изучаются они в разделе «Морфемика». Слово делится на части. Соберем в корзину все наши морфемы, вспомним их определения. |
В диалоге с учителем формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Демонстрируют свои знания теоретического материала.
Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Большинство корней не изменяются на письме и сохраняются во всех родственных словах. Одно слово может быть проверочным для другого.
Выполняют практическую работу. |
Работа в парах для обсуждения правильного ответа. |
Личностные: положительно Познавательные: осознают Регулятивные: планируют совместную деятельность. Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
Работа на листах или в тетрадях дается для последующей проверки учителем. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Беседа, обучающая практическая работа. |
Когда говорят о главном, употребляют выражение: |
Формулируют свою точку зрения и обосновывают её, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод |
Работа в парах для обсуждения правильного решения. |
Личностные: положительно Познавательные: осознают Регулятивные: планируют совместную деятельность. Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
|
5. |
|
Раз – подняться, потянуться. |
|
|
Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии. |
|
6. Творческая |
Раскрытие сущности новых понятий. |
На чужбине, далеко от родины |
Выполняют упражнение, |
Индивидуальная работа. |
Личностные: положительно |
Письменная работа в тетрадях. |
7. Включение в |
Произвести в тетрадях запись терминов, которые сегодня на уроке прозвучали. |
Термины: Морфемика, формы слова, морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова. Морфемика Форма Однокоренные |
Записывают термины, о которых говорили на уроке, проверяют друг у друга верность записи. |
Индивидуальная работа |
Личностные: положительно |
Письменная работа. |
8. Рефлексия |
Заключительная беседа на уроке по вопросам. |
– Что нового узнали на уроке? |
Определяют свое эмоциональное состояние. |
|
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. |
|
9. Объяснение домашнего задания. |
|
|
|
|
|
|
Использованная литература:
- Купалова А.Ю. Дидактические материалы по русскому языку, 5 класс, Москва, «Просвещение», 1997.
- Цветкова Г.В. Русский язык 5 класс Технологические карты уроков по УМК В.В. Бабайцевой. Волгоград, «Учитель», 2013.
- Русский язык. 5 класс. Тематический контроль под редакцией Цыбулько И.П., Москва, «Национальное образование», 2012.