Цели урока:
- повторить изученный материал о глаголе как части речи, его постоянных грамматических признаках;
- способствовать активизации познавательной деятельности;
- формировать речевую культуру;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
1. Целеполагание.
Игра “пятый лишний”. Вид, переходность, лицо, возвратность, спряжение. (Лишнее лицо, так как это непостоянный признак глагола, все остальные постоянные).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Постоянные признаки глагола).
- А каковы цели урока? (Повторить постоянные признаки глагола, определять эти признаки у глаголов).
- Это общие цели. Каждый должен по этой теме для себя сформулировать цель. Для этого заполните таблицу.
Вид | Переходность | Спряжение | Возвратность | |
рисую | ||||
насмотришься |
- Проверяем. Какие трудности возникли у вас? Почему? Сформулируйте вашу цель на этот урок.
2. Повторение и систематизация материала.
- Ребята, вы знаете, что в нашем городе есть газета “Алапаевская искра”. Представьте, что её владелец объявил о наборе сотрудников в её интернет-филиал. Нужен полный штат для работы в газете. Сегодня мы проведём отборочный тур для корректоров, корреспондентов. Для того, чтобы определить, кто из вас может справиться с этой должностью, проводим следующие конкурсы. Все итоги вы заполняете в Листе ученика.
Лист ученика.
Итоги отборочного тура | |
Конкурс №1 | |
Конкурс №2 | |
Конкурс №3 | |
Конкурс №4 | |
Итого |
- Для того, чтобы определить, кто из вас может справиться с должностью корректора, проводим конкурс №1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание, составьте алгоритм рассуждения. Работу можно выполнять в паре.
Шага...шь, терп...шь, люб...шь, держ...шь, плач...м, бор...тся, увид...т, вызыва...шь, серд...шься, наден...т, кле...м, бре...т.
Проверяем. Чей алгоритм рассуждения понравился больше? Почему? Сравните его с алгоритмом, который находится в учебнике. Что совпало? В чем разница? Какой алгоритм будете применять?
Каждый правильный ответ – 1 балл. 12 баллов - “Вы приняты”. 11-9 баллов - “Вы в резерве”. 6-8 баллов - “Извините, но надо правило подучить”
Конкурс №2. В редакцию газеты, где вы работаете, обратился ученик, который не понимает разницы между переходным и непереходным глаголом. Помоги ему разобраться. Составь памятку, которая поможет ученику различать переходность. Определить переходность и непереходность. Работу можно выполнять в паре.
- Природа учит человека.
- Хорошая погода всегда радует земледельца.
- Скоро люди превратят землю в цветущий сад.
- Ветер разносит семена.
- Тучи закрывают небо.
Проверяем. Давайте оценим памятки.
Критерии оценивания памятки.
5 - Используется фактическая информация. Идеи полностью описаны и раскрыты. Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют.
4 - Используется фактическая информация. Идеи описаны почти полностью. Имеется ряд орфографических и пунктуационных ошибок, не затрудняющих понимание текста.
3 - В целом используется фактическая информация. Идеи описаны не полностью. Имеются многочисленные ошибки, некоторые из них могут затруднить понимание текста.
2 - Информация неточная. Идеи носят фрагментарный характер. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Кто доволен с результатом? Сравните ее с памяткой, которая находится в справочнике. Что совпало? В чем разница? Какой будете пользоваться?
Итоги отборочного тура. 5 баллов - “Приняты корректором с перспективой повышения в должности”. 4 балла - “ Приняты. Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Работайте над собой!”.
Конкурс №3. Твой помощник-корреспондент забыл, как правильно употребляются глаголы в предложении. Помоги ему, определи ошибки. Работу можно выполнять в паре.
1. Теперь наш участок занялся под жилье.
2. Работы выполняются с высоким качеством.
3. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности.
4. Мы своевременно закупали билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино.
5. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность и культуру производства.
Проверяем. Итоги отборочного тура. 5 баллов - “Приняты корректором с перспективой повышения в должности”. 4 балла - “Приняты. Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Работайте над собой!”.
Конкурс №4. Посмотрите в окно. Какая погода? Опишите ее, используя глаголы, как будто вы - синоптик; - поэт; - обыкновенный прохожий. Работу можно выполнять в паре.
Критерии:
1. Соответствие работы тематике – 1б;
2. Оригинальность идеи – 2 б;
3. Креативность – 1б;
4. Доступность восприятия информации – 1б;
5. Грамотность – 1б.
Проверяем. Чьё сочинение понравилась больше? Почему? Итоги отборочного тура. Каждый критерий – 1 балл. 5 баллов - “Повышение в должности (корреспондент)”. 4 балла - “Зачислены в штат / Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Мы подумаем над Вашей кандидатурой и позвоним позже...”.
3. Рефлексия.
- Оцените уровень своих успехов в отборочном туре на работу в газете. Кто во всех трёх турах набрал максимальный балл? Кто-то из вас уже сегодня может претендовать на должность сотрудника и получить место работы. Кому-то нужно больше работать над собой и попытаться снова, чтобы не услышать завуалированный отказ (“Мы Вам позвоним”). Заполните таблицу.
Вид | Переходность | Спряжение | Возвратность | |
смотрю | ||||
любуешься |
- Проверяем. Какие трудности возникли у вас сейчас? Почему? Что будете повторять дома?
4. Домашнее задание.
“Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил “2” за диктант. К нему подошел его друг Дима: - Что случилось, Егор? Да опять “2” за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи! - И это проблема?!- воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет...”. Напишите совет Егору в жанре небольшой статьи.