Постоянные признаки глагола. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • повторить изученный материал о глаголе как части речи, его постоянных грамматических признаках;
  • способствовать активизации познавательной деятельности;
  • формировать речевую культуру;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку.

1. Целеполагание.

Игра “пятый лишний”. Вид, переходность, лицо, возвратность, спряжение. (Лишнее лицо, так как это непостоянный признак глагола, все остальные постоянные).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Постоянные признаки глагола).

- А каковы цели урока? (Повторить постоянные признаки глагола, определять эти признаки у глаголов).

- Это общие цели. Каждый должен по этой теме для себя сформулировать цель. Для этого заполните таблицу.

  Вид Переходность Спряжение Возвратность
рисую        
насмотришься        

- Проверяем. Какие трудности возникли у вас? Почему? Сформулируйте вашу цель на этот урок.

2. Повторение и систематизация материала.

- Ребята, вы знаете, что в нашем городе есть газета “Алапаевская искра”. Представьте, что её владелец объявил о наборе сотрудников в её интернет-филиал. Нужен полный штат для работы в газете. Сегодня мы проведём отборочный тур для корректоров, корреспондентов. Для того, чтобы определить, кто из вас может справиться с этой должностью, проводим следующие конкурсы. Все итоги вы заполняете в Листе ученика.

Лист ученика.

  Итоги отборочного тура
Конкурс №1  
Конкурс №2  
Конкурс №3  
Конкурс №4  
Итого  

- Для того, чтобы определить, кто из вас может справиться с должностью корректора, проводим конкурс №1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание, составьте алгоритм рассуждения. Работу можно выполнять в паре.

Шага...шь, терп...шь, люб...шь, держ...шь, плач...м, бор...тся, увид...т, вызыва...шь, серд...шься, наден...т, кле...м, бре...т.

Проверяем. Чей алгоритм рассуждения понравился больше? Почему? Сравните его с алгоритмом, который находится в учебнике. Что совпало? В чем разница? Какой алгоритм будете применять?

Каждый правильный ответ – 1 балл. 12 баллов - “Вы приняты”. 11-9 баллов - “Вы в резерве”. 6-8 баллов - “Извините, но надо правило подучить”

Конкурс №2. В редакцию газеты, где вы работаете, обратился ученик, который не понимает разницы между переходным и непереходным глаголом. Помоги ему разобраться. Составь памятку, которая поможет ученику различать переходность. Определить переходность и непереходность. Работу можно выполнять в паре.

  • Природа учит человека.
  • Хорошая погода всегда радует земледельца.
  • Скоро люди превратят землю в цветущий сад.
  • Ветер разносит семена.
  • Тучи закрывают небо.

Проверяем. Давайте оценим памятки.

Критерии оценивания памятки.

5 - Используется фактическая информация. Идеи полностью описаны и раскрыты. Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют.

4 - Используется фактическая информация. Идеи описаны почти полностью. Имеется ряд орфографических и пунктуационных ошибок, не затрудняющих понимание текста.

3 - В целом используется фактическая информация. Идеи описаны не полностью. Имеются многочисленные ошибки, некоторые из них могут затруднить понимание текста.

2 - Информация неточная. Идеи носят фрагментарный характер. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Кто доволен с результатом? Сравните ее с памяткой, которая находится в справочнике. Что совпало? В чем разница? Какой будете пользоваться?

Итоги отборочного тура. 5 баллов - “Приняты корректором с перспективой повышения в должности”. 4 балла - “ Приняты. Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Работайте над собой!”.

Конкурс №3. Твой помощник-корреспондент забыл, как правильно употребляются глаголы в предложении. Помоги ему, определи ошибки. Работу можно выполнять в паре.

1. Теперь наш участок занялся под жилье.

2. Работы выполняются с высоким качеством.

3. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности.

4. Мы своевременно закупали билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино.

5. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность и культуру производства.

Проверяем. Итоги отборочного тура. 5 баллов - “Приняты корректором с перспективой повышения в должности”. 4 балла - “Приняты. Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Работайте над собой!”.

Конкурс №4. Посмотрите в окно. Какая погода? Опишите ее, используя глаголы, как будто вы - синоптик; - поэт; - обыкновенный прохожий. Работу можно выполнять в паре.

Критерии:

1. Соответствие работы тематике – 1б;

2. Оригинальность идеи – 2 б;

3. Креативность – 1б;

4. Доступность восприятия информации – 1б;

5. Грамотность – 1б.

Проверяем. Чьё сочинение понравилась больше? Почему? Итоги отборочного тура. Каждый критерий – 1 балл. 5 баллов - “Повышение в должности (корреспондент)”. 4 балла - “Зачислены в штат / Остаётесь на прежней должности”. 3 балла и менее - “Мы подумаем над Вашей кандидатурой и позвоним позже...”.

3. Рефлексия.

- Оцените уровень своих успехов в отборочном туре на работу в газете. Кто во всех трёх турах набрал максимальный балл? Кто-то из вас уже сегодня может претендовать на должность сотрудника и получить место работы. Кому-то нужно больше работать над собой и попытаться снова, чтобы не услышать завуалированный отказ (“Мы Вам позвоним”). Заполните таблицу.

  Вид Переходность Спряжение Возвратность
смотрю        
любуешься        

- Проверяем. Какие трудности возникли у вас сейчас? Почему? Что будете повторять дома?

4. Домашнее задание.

“Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил “2” за диктант. К нему подошел его друг Дима: - Что случилось, Егор? Да опять “2” за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи! - И это проблема?!- воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет...”. Напишите совет Егору в жанре небольшой статьи.