Класс: 8
Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.
Задачи:
Образовательные:
- Знать особенности строения и языковые средства репортажа.
- Повысить уровень информированности о проблеме здоровья подростков.
Метапредметные:
- Формировать культуру общения по данной проблеме (коммуникативная).
- Формировать умение получать результат, осуществляя при этом выбор способов деятельности (регулятивная).
- Развивать творческие способности, письменную и устную речь (развивающая).
Личностные:
- Формировать мотивацию к сохранению здоровья.
- Изменить отношение к проблеме здоровье подростков.
- Формировать умение работать в группе, получать удовлетворение от результата работы.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая;
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения.
Ход урока
СЛАЙД. Презентация
Орг. момент.
- Доброе утро(день)! Меня зовут......... И этот урок мы проведём вместе!
СЛАЙД
- Давайте посмотрим на экран. Ученики школы, в которой я работаю, передают вам привет, желают вам успехов на этом уроке и вместе со мной верят, что у нас всё получится! Ребята, у нас всё получится?! Замечательно!
СЛАЙД
- Итак, сегодня работает четыре группы. Правила работы в группах на экране. Хочу акцентировать ваше внимание на то, что важен вклад каждого для достижения успеха.
- У вас на столе есть рабочие карты урока для каждого ученика. В течение урока в этой карте вы будете фиксировать необходимую информацию. Всё понятно?
- Итак, начинаем наш урок.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
- Я думаю, вы со мной не будете спорить, если я вам скажу, что средства массовой информации играют определённую роль в нашей жизни.
Для начала я предлагаю вам выстроить логическую схему стилей речи.
У вас на столе есть схема и опорные слова. (Приложение 1)
Посоветовавшись в группе в течении одной минуты (песочные часы) расположите слова в логической последовательности.
- Готовы? Проверим, что у нас получилось
(работа групп - схема фиксируется на доске)
Вы знаете, что каждый стиль имеет свои жанры, давайте восстановим логическую схему соответствия жанров стилям. (на жёлтых карточках)
Итак - художественный стиль (...)
- деловой (...)
- научный (...)
- публицистический (...)
А какие вы знаете ещё жанры, например, художественного стиля?и т.д.
Молодцы!
А теперь внимание на экран
СЛАЙД
Видеофрагмент (репортаж из программы “Новости” о Тимуре и Амуре)
- О чём этот фрагмент?
- Почему в новостях осветили это событие? (Необычность...)
- Определите стиль речи
- А другая согласна?
- Ваше мнение
- В каком жанре создана речь, которую вы только что услышали?
- Давайте с вами предположим тему нашего урока (спросить у каждой группы - а вы как считаете?)
(ответы учащихся)
Молодцы!
СЛАЙД – тема урока
Тема урока: “Репортаж как жанр публицистического стиля”.
А как вы считаете, ...какова цель нашего урока?
(ответы учащихся)
Хорошо!
Запишите дату и тему урока в ваши рабочие карты
СЛАЙД - таблица (Приложение 2.)
- А теперь.... заполните разделы таблицы: если знаете ответ, то ставите знак плюс, если не знаете, то минус.
- Итак, поднимите руки те, кто поставил + во всех пяти разделах? Молодцы! Вы будете помощниками в своей группе! Ребята ,поднимите руки, кто поставил больше минусов, чем плюсов? Спасибо! Ребята, я думаю, что в конце урока мы добьёмся положительного результата... А результатом урока будет Выпуск газеты.
СЛАЙД
- Сегодня мы с вами побудем немного репортёрами. А это значит:
Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,
Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым.
- Ребята, я предлагаю вам погрузиться в эту профессию. Каждая группа имеет своё задание на столе. Если вам необходимо вы можете записать свой ответ на 4 странице рабочей карты. Время ограничено и работать вы будете в течении 3-х минут. Время пошло.
- Итак, я акцентирую ваше внимание, чтобы вы внимательно друг друга слушали, так как эта информация понадобиться вам для дальнейшей работы.
1-я группа: вы работаете с различными словарями и сообща составляете общую формулировку к слову “репортаж” и “репортёр” (+ если останется время, то дать на листе “История журналистики”).
- Всё понятно? Молодцы!
2-я группа: вы работаете с текстом и вместе составляете план репортажа. И подумайте, какими словами можно обобщить пункты плана. Всё понятно? Молодцы!
3-я группа: вы работаете с текстом “Удачное приземление” и вместе, посовещавшись в группе, ответите на вопросы к тексту. Всё понятно? Замечательно!
Вопрос 1. Определите и выпишите задачу данного репортажа?
а) сообщить сведения, имеющие практическое значение дать точные рекомендации.
б) Передача общественно-значимой информации и воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-то;
в) Побуждение к определённым поступкам.
Вопрос 2. Где может использоваться репортаж?
4-я группа: вы работаете с ноутбуком . Найдите файл с названием “Футбольный матч” и вместе, посовещавшись в группе, ответите на вопросы к тексту. Всё понятно? Замечательно!
Вопрос 1. Какие предложения по структуре передают динамику репортажа (односоставные или двусоставные)? Выделите другим цветом. (Динамика - это........)
Вопрос 2. В каком времени употреблены глаголы в тексте, передающие “сиюминутность” происходящего? Выделите их другим цветом.
Вопрос 3. С какой целью используются восклицательные и вопросительные предложения? (Чтобы показать, передать эмоции, которые испытывает комментатор)
- Какие предложения по структуре передают динамику репортажа?
- В каком времени употребляются глаголы в тексте передающие сиюминутность происходящего?....
- С какой целью используются восклицательные и вопросительные предложения?
Молодцы!
ПЕРЕСАДКА в новые группы.
Ребята, по обведённым цифрам страниц вам нужно сесть в определённую группу: 1 страница – 1 группа, 2 стр. - 2 гр., 3 стр. – 3 гр., 4 стр. – 4 гр.
РАБОТА - создание репортажа
- Представители групп подойдите ко мне и возьмите материал для работы. Вы получили фотографии, на которых изображены герои ваших будущих репортажей.
СЛАЙД
- Ребята! Поскольку наша с вами задача на сегодня – работа снад созданием репортажа, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: “Репортаж – это глаза и уши читателя”.
Как вы понимаете его слова?
СЛАЙД - животные
Каждой группе предстоит сейчас создать свой репортаж.
Вы можете воспользоваться рабочей картой, в которой изложены особенности композиции репортажа.
Работать вы будете в течении 7 минут. Вам всё понятно?
Приступаем
(включить музыку!!!)
Осталась 1 минута – (песочн. часы)
Итак, что у нас получилось?
(Презентация репортажа с места, стоя, после - прикрепить на газету)
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ ГАЗЕТЫ
- Ребята, скажите, а что объединяет все эти репортажи? Да, общая тематика.
- Предложите свой вариант названия нашей газеты!
- Вы не против, если я напишу такое название....
Какая замечательная получилась у нас газета!!!! Молодцы!!!
СЛАЙД – рабочая карта (Приложение 2)
А теперь, вернёмся к нашей таблице в рабочей карте... и попробуйте её снова заполнить....
Поднимите руки у кого все плюсы в разделах. Какой раздел вы не смогли заполнить?
(ответы учащихся)
Д/З – написать репортаж о сегодняшнем уроке и прислать мне на адрес моей электронной почты, который указан в вашей рабочей карте.
СЛАЙД - колесо
САМООЦЕНКА (заранее положить)
- Ребята, ну а теперь я предлагаю оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки .
- На колесе есть 6 критериев, по которым вы должны себя оценить, посоветовавшись в группе, от 0 до 10. Вам понятно? (1 мин.)
СЛАЙД – ФОТО УЧЕНИКОВ С ФРАЗОЙ “У НАС ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ?”
- Ребята, посмотрите ещё раз на экран!..
- Ученики моей школы были уверены, что у вас всё получится! Так что же мне передать моим ученикам? У нас всё получилось?
(ответы учащихся)
- Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами! Я благодарю вас за урок и желаю вам научиться мастерски владеть пером, а также русским языком! Спасибо!
И традиционное напутствие.
- Помните: любой талантливый репортер – кандидат в мастера классической литературы.
Информация для учителя
- Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
- Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
- Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Оборудование
- Компьютер, экран, проектор.
- Словарь иностранных слов
- Репортаж – 1) работа репортёра; 2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
- Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о текущих событиях и происшествиях.
Толковый словарь
- Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация”; 2) репортёрская работа.
- Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.
Советский энциклопедический словарь
- Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.