Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Тип урока: урок-повторение информационного типа
Планируемые результаты:
Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; определять морфологические признаки глагола.
Метапредметные: применение полученных знаний умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому совершенствованию.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
– Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация
– Внимательно прочитайте информацию на листочках.
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля, тянет к земле деревья.
Солнце выгл…нет утром, заг…рится , высоко поднимется в небо. Св…ти ярче! А небо синее, бездонное. Гл…дишь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. Так и любовался бы прекрасной погодой! Пож…леешь, что не прихв…тил вторых рукавиц.
Вьется через поле синяя тропка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, а так хочется б…жать по заснеженной тропинке.
– Скажите, с чем вы работали?
– Почему вы решили, что это текст?
– Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы. Положите ручки.
(1 человек выходит к доске для оформления орфограмм)
– А теперь оцените в парах работу своего товарища.
– У кого ошибки? В чем заключаются? Верните друг другу листочки.
– Еще раз посмотрите на доску. Что объединяет эти слова? (Это глаголы).
– А что такое глагол? (Это часть речи).
– Что обозначают? (Действие) Найдите в тексте.
– А только ли действие обозначают глаголы? (Состояние)
– Найдите в тексте. (Пожалеешь)
– На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)
– Каким членом предложения обычно являются? (Сказуемым)
3. Целеполагание
– О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О глаголе)
– Зачем? С какой целью? (Повторить сведения о глаголе)
– Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
4. Работа с учебником
Откройте учебник на стр.3 п.35. Рассмотрите таблицу. Напротив каждого признака карандашом поставьте «+» я это знаю хорошо, «–» я это забыл, «?» мне это непонятно.
5. Работа по теме урока
– Как любая часть речи, глагол имеет свои признаки, постоянные и непостоянные. Сейчас поговорим о постоянных признаках. Есть ли такие признаки, которые мы можем определить по вопросу? (Вид) По каким вопросам? Какие виды глаголов вы знаете? (Совершенный и несовершенный) Найдите в тексте глаголы несовершенного вида, совершенного вида.
– Что такое видовая пара? Составьте видовые пары, работая в парах.
– Какой еще признак вы вспомнили? (Переходность). Что это обозначает? (Глагол может иметь при себе дополнение в вин. падеже без предлога). Найдите в тексте переходные и непереходные глаголы.
– Подскажите следующий признак глагола. (Возвратность). Найдите в тексте возвратные и невозвратные глаголы. Выделите постфикс.
– Про какой признак глагола мы еще не вспомнили? (Спряжение) Расскажите, что вы о нем знаете.
(1 ученик спрягает слово накрывает, 2 – захватит, 3 – хочется)
Какого спряжения эти глаголы? (Дети вспоминают, что существуют разноспрягаемые глаголы)
(На доску вывешивается таблица с разноспрягаемыми глаголами)
– Есть ли еще у глаголов постоянные признаки? (Нет)
– А какие есть? (Непостоянные)
Физкультминутка
– Если произношу слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? – вы хлопаете. Если услышите слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? – приседаете.
(Книга, летит, вопрос, читает, учится, дружба, весна, смотрит.)
– Какие признаки относятся к непостоянным? (Наклонения)
– Сколько наклонений у глагола? (Три – изъявительное (действие происходит на самом деле), условное (действие возможно), повелительное (призыв совершить действие)
– Найдите примеры таких глаголов в тексте.
– А теперь с товарищем возьмите любой глагол и измените по наклонениям. Запишите.
– О чем пойдет речь далее? (О времени глагола) Найдите в тексте глаголы разного времени. А теперь любой глагол из текста измените по временам, запишите.
– Остальные признаки вспомните в парах, примеры возьмите из текста.
(Проверка по таблице на доске)
6. Закрепление во внешней речи
– А теперь еще раз вспомним морфологические признаки глагола (1 ученик рассказывает, остальные дополняют)
– Теперь проговорите друг другу все, что знаете о глаголе.
7. Закрепление изученного
– Работая в парах, дополните текст 1-2 предложениями, где обязательно должен присутствовать глагол, которому вы дадите характеристику.
– Прослушаем варианты. Все ли верно?
– А теперь вернемся к таблице в учебнике. Что-то изменилось в ваших знаниях? (Обсуждение)
– Мы только начали вести разговор о глаголе, поэтому у вас еще будет возможность получше вспомнить эту часть речи.
8. Рефлексия
– Какую цель мы ставили на этом уроке? Еще раз подведем итог нашей работы.
Продолжите предложения:
– Я научился…
– Я смогу…
– Мне было трудно…
– Мне понравилось…
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: составить кластер «Морфологические признаки глагола» и разобрать один глагол из текста, пользуясь схемой.