Технологическая карта урока русского языка на тему "Падежные окончания существительных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

 

Образовательные

обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных»;
совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных.

Развивающие

развитие мотивации к познавательной деятельности;
развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
развитие монологической речи обучающихся;
развитие внимания, зрительной памяти;
развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные

воспитание уважительного отношения к родному языку;
воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
воспитание умения видеть и творить прекрасное.

Тип урока

обобщение  и систематизация знаний

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудни-чества)

Постановка учебной задачи. Вызов. 5 мин

Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

 

 

личностные, коммуникативные

 

Мотива-ция,
целеполагание
определение учебной задачи

Постановка цели урока.
Откры-тие нового знания.

 

 

На доске записан текст.
Подснежник.
1)Лес устал от зимней тягост… .            2) Подснежник – вестник радост… и счастья. 3)   Вдруг среди застывшей природы донёсся запах подснежника. 4)  Он кажется капелькой неба на земле.5)  Это запах пробуждающейся жизн… .
Вопросы учащимся.
1. Что у меня записано на доске?
2.Почему данные предложения нельзя назвать текстом?
3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих  предложений  составим  текст. (1, 3, 5, 2, 4.)
4.Какова тема данного текста?
5. Какова идея текста?
Выпишите словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определите падеж, графически выделите орфограмму №17.
                      
Сделайте вывод о том, чем предстоит нам сегодня заниматься на уроке. Сформулируйте тему урока, определите цели.

 

Разминка. Работа с текстом.

коммуникативные, познавательные

формирование ориентировочной основы действий

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. Организация обратной связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по теме урока: «Правописание падежных окончаний имён существительных».Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения.
Фронтальный опрос.
1. Сколько падежей в русском языке?
2. Как называется изменение имён существительных по падежам?
3. По какой форме имени существительного определяется склонение?
4. По какой морфеме?
5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е- -и- в падежных окончаниях существительных единственного числа?
Мы вспомнили правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.ч., повторив теоретический материал. Возникает вопрос: нет ли какого-то лёгкого правила, чтобы проверять безударные окончания существительных в косвенных падежах?
Такое правило есть. Мы знаем, что набор окончаний для каждого склонения одинаков. Чтобы проверить безударное окончание, надо подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием в том же падеже; ударное окончание подскажет, какую букву надо писать в безударном окончании: о стране – о берёзе, на окне – на вечере, у ржи – у оттепели. Надо сказать, что проверочные существительные легко подобрать к I-му и II-му склонению, а к III-му это сделать сложнее, так как мало существительных III-го склонения с ударными окончаниями в косвенных падежах, их лучше запомнить: рожь-ржи, ложь-лжи. А может быть, вы найдёте свои примеры?
Применим это правило на практике.

Давайте составим алгоритм рассуждения:
1. Определяю склонение, падеж имени существительного.
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
Самостоятельное наблюдение на стр.46-47 учебника (упражнения 96, 99).
При написании существительных I-го склонения нужно подставить проверочное слово земля, вода, строка, рука; II-го склонения – плечо; III-го склонения – кисть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На обрывке листа, бежал по тропинке, на площадке сопки, пробежал мимо деревни, зацвели на пригорке, берёзы на аллее.

Физкультминутка.
Приготовься, детвора!
На разминку нам пора!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два…
Выше, выше голова!
Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.

А теперь вы поработаете самостоятельно.                                          На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребёнок сам выбирает задание.
Задание на отметку «3».
Карточка. Тест. К каждой заданной позиции нужно выбрать один из трёх ответов.

Ответы:

1 – е
2 – ы
3 – и

Тест

  1. На опушк..
  2. О пьес..
  3. Из гаван..
  4. Об архитектур..
  5. О живопис..
  6. На пн..
  7. До ед..
  8. Нет сестр..
  9. По вод..
  10. До деревн..

Задание на отметки «4 и 5».
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

  1. Пошёл он к своей землянк.., а землянк.. нет уж и следа.
  2. Два дня мы были в перестрелк… Что толку в этакой безделк..?
  3. Надо мной в лазур.. ясной блестит звёздочка одна.
  4. Чайки бродят по отмел.., раскрыв клювы.
  5. Лето дети провели на взморь…
  6. Поток протекал в глубоком ущель…

- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
- Какая гласная «не дружит» со словами 3-го склонения?
Задание: выбрать из предложений словосочетания, зависимой частью которых являются существительные с безударными окончаниями, обосновать написание окончания.
Гербарий
Летом Люда отдыхала у бабушки в Симферополе. Бабушка живёт на улице Павленко, в центре города. Недалеко от этой улицы – огромный парк. Он доходит до вокзальной площади.
В парке очень много деревьев. Люде особенно понравилась белая акация, которая росла в самой красивой аллее. Люда собрала листья, цветы, плоды этого интересного растения, сделала гербарий и первого сентября подарила его учительнице биологии Нине Ивановне Викторовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснительный диктант.

 

                          Выполняют элементарные физические упражнения

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

Выборочный диктант

Создание благоприятной атмосферы заинтересован-ности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя

 

осознание необходимости заботы о здоровье

 

 

 

 

Приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности, оценивание своей работы, исправление и объяснение ошибок, формулировка собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности, оценивание своей работы, исправление и объяснение ошибок, формулировка собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения

 

Уметь определять склонение падеж имени существительного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль и самооценка

 

 

 

Самоконтроль и самооценка

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

Самоконтроль и самооценка