Правописание гласных в суффиксах глаголов. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока – комбинированный урок с применением системно – деятельностного подхода.

Цели урока:

  • образовательная – познакомить со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; расширить представление учащихся об орфографии как системе правил.
  • воспитывающая – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к слову, к изучению языка.
  • развивающая – развивать общеучебные умения и навыки, навыки самостоятельности и самоанализа, логического мышления, развитие потребности в речевом общении, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Пожелаем друг другу успешной работы и интересных поисков.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвисты – это ученые, которые рассматривают, исследуют различные процессы в области нашего языка, или языковеды).

- Мы с вами тоже маленькие лингвисты, или языковеды, потому что изучаем теоретические основы русского языка, учимся правильному употреблению слов с точки зрения разделов языкознания.

- Какой большой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (морфология)

- Что такое морфология? (раздел науки о языке, который изучает части речи).

- Какую часть речи изучаем? Скажите, что такое глагол? (заслушиваются ответы учащихся)

- Прочитайте на доске слова: рассматр..вал, исслед..вал.

- К какой части речи они относятся? (глаголы)

- В какой части слова или морфеме пропущены буквы? (в суффиксе)

- Определите тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. (записывают в тетрадь тему урока)

- Определите для себя цели при изучении данной темы. (варианты ответов: знать орфограмму, уметь применять изученное правило на практике, обосновывать выбор гласных в суффиксах глаголов)

3. Словарно-орфографическая работа.

- Непосредственно перед изучением нового материала необходимо вспомнить изученные орфограммы. На доске написаны словосочетания. Предлагается выполнить задание в парах.

- Задание: распределите словосочетания по видам орфограмм, графически обозначьте орфограммы (проверка проводится после выполнения задания).

Прол..жить путь

Ц..ферблат часов

Н..кому (не) ра..кажешь

(Не) трудная дорога

Румя..ое лицо

(Не) дог..дался пр..ехать

Багрово (красный) закат

Пр..морский г..р..док

Кое (с) кем поделит..ся

Письме..ый стол

(Не) легкий, а трудный переход

Выр..стить на гря..ке

Вя..кая трясина

Об..ехать мес..ность

К..саюсь темы

Переб..рать вещи

(Кое) кому под..рить

Обеде..ый стол

Морж..вый клык

(Не) сделал задание

Опытный развед..ик

Дополнительные задания:

- Составьте 1-2 сложных предложения с записанными словосочетаниями. Дайте им характеристику.

- Укажите количество букв и звуков в словах объехать, задание.

Рефлексия:

- Над какими орфограммами надо поработать дома при подготовке домашнего задания и на уроках повторения?

4. Актуализация ранее полученных знаний.

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Составьте (устно) с ними 1-2 предложения, объясните свой выбор.

- Какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными? Приведите примеры, обоснуйте собственное мнение.

- Какие наклонения изучили у глагола? Составьте (устно) словосочетания или предложения, употребив в них глаголы в одном из наклонений.

- Что такое безличный глагол? Приведите собственный пример предложения, употребив в нем безличный глагол. Укажите, в какой форме стоит безличный глагол.

- Какие трудности по теме “Глагол как часть речи” вы для себя определили на прошлом уроке и на предыдущих уроках? (вопрос лично значим: каждый ученик вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы).

5. Физкультминутка. (под музыку учитель и учащиеся выполняют несложные физические упражнения)

6. Постановка проекта выхода из затруднения.

А) Анализ примеров.

- Над какой темой будем работать на уроке? Что для этого нужно выполнить?

- Запишем слова в столбик. Какой частью речи они являются? Образуем от инфинитива глаголы в форме 1 лица ед. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения и запишем их.

  • Разыскивать - разыскиваю
  • Откапывать – откапываю
  • Чувствовать - чувствую
  • Потчевать - потчую

- Обозначьте суффиксы глаголов.

- Обратите внимание, когда в суффиксах пишутся буквы ы – и, а когда – о-е?

Б) Работа с учебником. [1]

Задание классу:

- Прочитайте параграф 90 в учебнике на странице 218.

- Познакомьтесь с правилом и запомните его.

В) Обсуждение прочитанного материала в учебнике. [1]

- Когда в суффиксах глаголов пишутся гласные ы-и, а когда – о-е?

- Составьте алгоритм применения орфограммы № 48.

(Примерный алгоритм:

1.Укажи часть речи.

2. Выдели суффикс.

3. Поставь в 1 лицо ед.ч. наст или буд. вр.

4.. Посмотри, на что оканчивается.

5. Вспомни правило и правильно напиши гласные в суффиксе глаголов).

Г) Рефлексия.

- Какие трудности возникли при работе с учебником?

7.  Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи.

А) Выполнение упражнения 521. [1]

- Цель: образовать глаголы в неопределенной форме, обозначить условия выбора изучаемой орфограммы. (работа ведется в парах, а затем следует проверка)

- Что такое местоимение? Назовите разряды местоимений. Какие местоимения называются неопределенными? (например: рассказываю кое – что, советую кое – кому, досадую кое на что).

- Прочитайте слова в рамочке, согласно поставленному ударению. Над какими нормами поработали? Как слова из рамочки соотносятся с темой урока? Запишите их в ученический словарик, запомните их произношение.

Рефлексия:

- С какой трудностью встретились, выполняя упражнение?

Б) Выполнение упражнения 522. [1]

- В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

- Цель: поставить глаголы в форму прошедшего времени ед. числа, объяснить правописание суффиксов глаголов. Выполним упражнение, работая в парах.

- Что изучает фразеология? Что такое фразеологизм? Дайте лексическое толкование фразеологизму “дневать и ночевать”? Составьте с ним предложение.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Цель самостоятельной работы – выяснить уровень понимания изучаемой орфограммы, наметить дальнейшую работу по устранению ошибок.

- Выбираете карточку для работы по желанию, внимательно прочитайте задание и выполните его. После выполнения следует проверка.

Карточка 1. Замените словосочетания глаголами с суффиксами –ова – ева, -ива- ыва. Запишите рядом глаголы в форме прошедшего времени и неопределенной формы глагола. Выделите суффиксы.

Дал совет, проводил беседу, собирал группу, поводил итог, проводил расследование, проводил обследование, завершал эксперимент, проявлял интерес, проявлял фотографии, делал укладку, выполнял команду.

Карточка 2. [2]

Вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее”.

1. Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать.

2. Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

3. Команд..вать, совет..вать, заигр..вать.

4. Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Карточка 3. [3]

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Он убил вспышкой гоблинов, кинувшихся (на) него, и успел ускол..знуть (в) щель как раз (в) тот момент, когда она захлоп..валась.

2. Его достаточно ч..сто опис..вали (в) ска..ках, а один (из) старших кузенов Бильбо (по) туковской линии, большой любитель путешеств..вать, не раз выл по – волч..и, чтобы напугать Бильбо.

3. Несколькими в..махами крыльев он (под)нялся (в) воздух, и немедленно двое орлов снялись (со) скал по обе стороны (от) него и послед..вали (за) ним. (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”.)

Карточка 4. [3]

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте выбор гласных в суффиксах глаголов.

1. Они бесн..вались и (с) воем прыгали (на) стволы ругали гномов (на) своем ужасном наречии языки их вывал..вались (из) пасти глаза горели св..репым красным огнем.

2. Вокруг гномов образ..валось кольцо дыма и плам..ни.

3. Распространит..ся наружу гоблины ему (не) д..вали зато оно стяг..валось все т..снее...

4. Ему делалось дурно если он загляд..вал (в) низ (с) края небольшого обрыва: он (не) долюбл..вал приставные лес..ницы... (Д.Толкин “Хоббит, или Туда и обратно”).

- Какие моменты вызвали сложности в работе? Какую тему нужно повторить?

9. Рефлексия.

- Что для меня было самым полезным на уроке?

- Что для меня на уроке было самым интересным?

- Какие затруднения испытывали на уроке?

- На что нужно обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

10. Реализация домашнего задания.

- обязательное задание - стр.218, правило выучить;

- задание по выбору учащихся:

А) упр.524, 525;

Б) карточки с заданиями (приложение 1);

В) найти в художественных текстах слова на орфограмму №48, выписать в тетрадь или принести художественную книгу на урок.