Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.
Цели урока:
- повторить теоретические сведения об имени прилагательном;
- уметь определять разряды прилагательных, их степени сравнения.
- развивать навыки работы с текстом;
- развивать умения конструировать предложения;
- развивать самостоятельность учащихся, используя творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки;
- воспитание интереса к изучению русского языка.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Педагогические технологии: элементы игровой технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (физминутка, переход от одного вида деятельности к другому), элементы педагогики сотрудничества (работа в парах).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке.... Что это? Телеграмма?!
Из сказочной страны Русского Языка! Давайте прочитаем ее скорее.
“Помогите одной из частей речи русского языка. Она находится в темнице Старой Ведьмы – ОШИБУЧКИ. Надо выполнить задания Ведьмы ОШИБУЧКИ, тогда она ее отпустит!”
- Ребята, поможем одной из частей речи? Узнаем, кого заточила в свою темницу ОШИБУЧКА?
2. Повторение заданий по теме.
Задание 1.
- Мы с вами готовы выполнить задания Ведьмы. Вот первое задание “Закончи фразу....”
- Работаем в парах. Перед вами предложения, которые нужно закончить.
“Закончи фразу...” (работа в парах).
- Имя прилагательное – это...
- Имена прилагательные имею разряды....
- Степени сравнения имеют .....
- Прилагательные простой сравнительной степени образуются...
- Прилагательные составной сравнительной степени образуются...
- Прилагательные простой превосходной степени образуются....
- Прилагательные составной превосходной степени образуются...
- Относительные прилагательные образуются...
- Притяжательные прилагательные образуются...
- Молодцы, хорошо справились с первым заданием.
- А вы догадались, какую часть речи спрятала от нас Ведьма ОШИБУЧКА?
- Правильно, это ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!
Задание 2.
- Ведьма приготовила нам второе задание. Нам нужно определить, где прилагательные употреблены в прямом смысле, а где в переносном:
- Свои ответы обоснуйте.
- Теплая одежда – теплая встреча
- Грязное ведро – грязное дело
- Кислая ягода – кислая мина на лице
- Ясная погода – ясная улыбка
- Горячая пища – горячая голова
- Сочное яблоко – сочное слово
- Пустой карман – пустой разговор
- Хорошо, с этим задание мы справились.
Задание 3.
- А вот и третье задание. Оно посложнее. Значит Ведьма ОШИБУЧКА не хочет отпускать ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Нам обязательно нужно выполнить его.
Определите, к каким частям речи относятся
одинаково звучащие слова в выражениях:
- Молодцы, выполнили и это задание старой ведьмы.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Задание 4.
- Немного отдохнули, а теперь за дело. Задание четвертое.
- Образуйте сравнительную степень имен прилагательных.
- Текст перед вами на листочках. Раскройте скобки, образовав сравнительную степень имен прилагательных.
- Выполнив задание, поменяйтесь с соседом по парте листочками для проверки.
Некоторые во...бражают, что чем (высокий) поднимат(?)ся в воздух, тем становит(?)ся (теплый), но это (не)правда. Чем (высокий), тем (холодный). Почему это? А потому, что со(?)нце нагр...вает воздух своими луч...ми, так как воздух очень прозрач(?)ный. Снизу воздух всегда (теплый). Со(?)нце нагр...вает землю своими луч...ми, воздух нагр...вает(?)ся от земли точно так же, как от г...ряч...й печ(?)ки. Нагретый воздух (легкий) холодного и поэтому поднимает(?)ся вверх. Чем (высокий) он поднимает(?)ся, тем (много) остынет. Поэтому на больш...й высоте всегда хол...дно.
- Текст на доске, проверяйте. Если у вашего товарища одна или две ошибки – ставим “4”, если три или четыре ошибки – ставим “3”.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Задание 5.
- Ведьма ОШИБУЧКА приготовила нам еще одно задание.
- Выпишите предложенные вам прилагательные в два столбика: в первый с одной Н, во второй с двумя НН.
Экскурсио.... ый автобус, шерстя...ой платок, овся...ое печенье, деревя...ый забор, песча...ый пляж, оловя....ый солдатик, восторже....ый зритель, звери...ый крик, кожа...ый ремень, обеде...ый стол, авиацио...ый полк.
- Давайте проверим. Поменяйтесь с соседом листочком. Внимание на доску (слайд ).
Задание 6.
- Следующее задание небольшое, но требует применения определенного правила.
- Найдите третье “лишнее”
- (не)брежный, (не)молодой, (не)известный;
- (не)красивый, (не)умный, (не)уклюжий;
- (не)жный, (не)старый, (не)слабый;
- (не)долгий, (не)лепый, (не)страшный.
- Молодцы, выполнили задание.
Задание 7.
- Нам осталось выполнить последнее задание, чтоб Ведьма ОШИБУЧКА отпустила ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ из своей темницы.
- Распространите предложения, добавив прилагательные.
- Мой дедушка самый ........ и ...........
- Папе недавно подарили ........... удочку.
- Маме очень идет ............. цвет.
- У соседской девочки .......... взгляд.
- В .......... время года нужно одеваться теплее.
- Это лето было очень ........
- Я люблю читать ........... книги.
- Туристы подошли к развалинам ......... города.
- Что помогает нам сделать нашу речь образной, красивой?
- Придумайте свои предложения, где мы увидим богатство и силу имен прилагательных.
- Молодцы, ребята! Мы с вами справились со всеми заданиями Старой Ведьмы ОШИБУЧКИ. Темница рухнула!
А вот и ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! Мы победили ОШИБУЧКУ!
4. Домашнее задание.
- Вам нужно дома повторить правописание имен прилагательных.
5. Итог урока.
- Было интересно....
- Что особенно понравилось....
- Вызвало затруднения.....
- Было сложно....
- Нужно выучить....
- Свои листочки сдайте мне на стол.
- Урок закончен. Всем спасибо.