Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок закрепления нового знания.

Цели:

  • Образовательные:
    • систематизировать, обобщить и закрепить знания о склонениях имен существительных, о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения, уметь применять знания на практике;
    • совершенствовать орфографическую зоркость.
  • Развивающие:
    • развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность;
    • расширять словарный запас детей;
    • развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
    • воспитывать организованность;
    • воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки.

Планируемые результаты:

Метапредметные:
Личностные УУД:
- устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- уметь использовать в речи речевые единицы,
- уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Ресурсы:

- учебник русского языка,4 класс, часть II, авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина;
-  тетрадь
- проектор, экран, компьютер, карточки для групповой и индивидуальной работы,
- презентация Power Point

ХОД УРОКА

Этап урока и его цели

Содержание урока

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
– Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).
– Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и пользуемся. В нашем сундучке достаточно много знаний, которые нам сегодня пригодятся, и мы их используем с пользой.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

 

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

– Какую тему изучаем? (Имя существительное)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
– Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
– Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
– Над какой проблемой работали на прошлом уроке?
(Падежные окончания имён существительных единственного числа)
– Что нового для себя узнали об окончаниях существительных?
(Узнали, что безударные окончания требуют проверки, и научились их проверять)
– Ребята, дайте оценку своим знаниям по теме.

«Шкала самооценки»

Я знаю правило правописания безударных падежных окончаний сущ-х 1, 2, 3 скл. на…

В начале уроке

В конце урока

 

 

Личностные УУД:
– учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;
– развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урок

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы продолжим работу по этой теме.
– Так какова же цель нашего урока? (Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
– Что нам поможет в работе? (Свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).

Составление плана урока

  1. Словарная работа.
  2. Повторение изученного.
  3. Физминутка.
  4. Закрепление изученного.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итог.
  7. Домашнее задание.

Словарная работа

– Посмотрите на слова. Что их объединяет?

М.алина,  к.пуста, з.мл.ника, к.ртофель, см.родина, м.рковь, .гурец, п.мидор, ябл.ко, .п.льсин.

– Когда я сегодня шла на урок, то встретила школьного фельдшера Ольгу Николаевну, она просила передать вам ценный совет.

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет

– Какие ещё полезные продукты вы знаете?
– Какие задания вы можете предложить с этими словами?
Представим, что мы повара и нам надо сготовить борщ и компот.
Запишите 1-й столбик– слова, из которых можно приготовить борщ., 2-й – компот (повышенный уровень + определить род, склонение существительных)
– А во что мы могли положить наши фрукты и овощи?
Корзина – новое слово. Дайте толкование этого слова. Разбор по составу.
– Какой словарь нам поможет?
– Запишите словосочетание со словом корзина
Лежали в корзине, купили по корзине, остались без корзинки
Какая из орфограмм в именах существительных из последнего задания словарной работы не относится к непроверяемым написаниям?
– Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (Нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы
Выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.

 

Повторение Алгоритма проверки орфограммы

Алгоритм правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
– Исходя из алгоритма сформулируйте учебные задачи:

  • учиться ставить имя существительное в начальную форму;
  • научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
  • научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) 

Давайте вспомним слова помощники
1скл. – ЛУНА, ЗЕМЛЯ 2 скл. – ОКНО, КОНЬ 3 скл. – СТЕПЬ, ПЕЧЬ.

Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Физминутка

Называю существительные. Дети определяют склонение и делают определённые движения.

V. Закрепление полученных знаний

Работа в парах Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы

Имя сущ.

Н.ф.

Род

Скл.

Ключ

Окончание

В тетрад…

тетрадь

Ж.р.

3 скл.

В степи

И

У дорог…

 

 

 

 

 

В океан…

 

 

 

 

 

По улиц…

 

 

 

 

 

Работа по рядам

На белой скатерт… снегов видны следы рыс… .
От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белочка.
На берёз… лежат пушистые шапки снега.
– Сформулируйте задания для работы с этой орфограммой.

Работа по учебнику

1. Упр.190. Списать предложения, соответствующие схемам.

2. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных (разноуровневое задание). Дети выбирают сами задание.

1 уровень – самый легкий, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, вставить безударное падежное окончание, указать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.

Работа в группах

Найдите и запишите фразеологизмы по данному началу.

Не в своей …
Делать из …
От корки ...

– Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить этот фразеологизм?

VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какое умение мы оценивали в начале урока?
– Давайте оценим умение писать безударные окончания имён существительных ещё раз.
– Кто остался на том же уровне?
– У кого выросла самооценка?
– Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

  • Я сегодня на уроке учился____________
  • Я работал с _____________настроением.
  • Я________ доволен собой.
  • Я испытывал затруднения, когда _________________ .

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

 

VII. Домашнее задание

На выбор упр. 2, стр.25, из учебника или упр. 69 из справочного пособия.