Комплексный анализ текста - это очень важный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языку. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических, а также речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной и публицистической литературы.
На данном уроке были использованы методы интерактивного обучения (работа в группах).
Цель урока: произвести комплексный анализ текста, в результате которого создать творческую работу.
Тип урока: анализ художественного текста.
План урока
1) Организационный момент.
2) Ознакомление с текстом.
Педагог читает классу произведение К.Хромова “Лебединая верность”
3) Предварительная беседа по вопросам.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? (Приложение 1)
4) Анализ текста.
- Что такое текст?
- Этот текст оптимистичен или пессимистичен?
- Что такое оптимизм? (лат. наилучший)
- Что такое пессимизм? (лат. наихудший)
- В чем оптимистичность этого текста?
- Можно ли говорить, что этот текст может многому научить людей? Почему?
5) Задание учащимся для работы в группе: обсудить, какую главную проблему текста раскрывает автор. Необходимо обратиться к алгоритму. (Приложение 2)
Ребята приходят к выводу, что главная проблема – проблема человеческих взаимоотношений.
6) Орфографический и пунктуационный разбор.
Задания классу. Вставьте пропущенные орфограммы (как дословно с греческого языка переводится “орфография”?) И устно объясните условия выбора орфограмм. Проверка на доске.
7) Анализ синтаксических особенностей текста.
- Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вы знаете?
- Что такое согласование?
- Управление?
- Примыкание?
На экране высвечивается слайд с заданием определить вид подчинительной связи.
8) Практическая работа.
- Выделите ГО в предложениях №9,21 и расставьте знаки препинания.
9) Тестирование.
- Чтобы перейти к работе по написанию сочинения-рассуждения, выполните тест. Проверка на доске.
10) Речеведческий анализ текста (работа в группах).
- Что такое тема текста?
- Сформулируйте тему данного текста (о лебединой верности). Проверка на доске
- Что является, на ваш взгляд, самым важным в жизни человека? Заполните схему (выступление ребят от каждой группы) Проверка на доске.
- Что такое основная мысль текста?
- Определите основную мысль текста (любовь спасает от всех бед)
- Как вы понимаете смысл высказывания И.С.Тургенева? Из какого произведения взяты эти строки?
- К какому эпизоду текста подходит данная иллюстрация? Зачитайте предложения.
- Почему текст заканчивается гимном жизни, несмотря на отлет детей?
11) Творческая работа.
- Обратимся к слайду, на котором написан план сочинения-рассуждения.
- В чем особенности типа речи рассуждения?
Задание классу по группам.
- В течение пяти минут обозначьте позицию автора и подумайте, какой аргумент из художественного произведения вы могли бы привести (выступление групп)
12) Рефлексия
- Ребята, продолжите высказывание
Мне было на уроке...
Я понял(а)...
13) Домашнее задание:
- Опираясь на слайды, напишите минисочинение-рассуждение.
14) Подведение итогов урока. Выставление оценок.
15) Заключительное слово учителя.
-Я предлагаю вам посмотреть клип о любви и верности. На фоне просмотра клипа учитель читает следующие строки:
Дано познать
- Любовь...
- Не только людям!
- И вот пример...
- История любви...
- Два лебедя,
- Два верных друга...
- Ребята, я надеюсь, что сегодня наш урок не прошел бесследно мимо ваших сердец. Спасибо за работу.