Урок русского языка по теме "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Комплексный анализ текста - это очень важный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языку. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических, а также речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной и публицистической литературы.

На данном уроке были использованы методы интерактивного обучения (работа в группах).

Цель урока: произвести комплексный анализ текста, в результате которого создать творческую работу.

Тип урока: анализ художественного текста.

План урока

1) Организационный момент.

2) Ознакомление с текстом.

Педагог читает классу произведение К.Хромова “Лебединая верность”

3) Предварительная беседа по вопросам.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? (Приложение 1)

4) Анализ текста.

- Что такое текст?

- Этот текст оптимистичен или пессимистичен?

- Что такое оптимизм? (лат. наилучший)

- Что такое пессимизм? (лат. наихудший)

- В чем оптимистичность этого текста?

- Можно ли говорить, что этот текст может многому научить людей? Почему?

5) Задание учащимся для работы в группе: обсудить, какую главную проблему текста раскрывает автор. Необходимо обратиться к алгоритму. (Приложение 2)

Ребята приходят к выводу, что главная проблема – проблема человеческих взаимоотношений.

6) Орфографический и пунктуационный разбор.

Задания классу. Вставьте пропущенные орфограммы (как дословно с греческого языка переводится “орфография”?) И устно объясните условия выбора орфограмм. Проверка на доске.

7) Анализ синтаксических особенностей текста.

- Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании вы знаете?

- Что такое согласование?

- Управление?

- Примыкание?

На экране высвечивается слайд с заданием определить вид подчинительной связи.

8) Практическая работа.

- Выделите ГО в предложениях №9,21 и расставьте знаки препинания.

9) Тестирование.

- Чтобы перейти к работе по написанию сочинения-рассуждения, выполните тест. Проверка на доске.

10) Речеведческий анализ текста (работа в группах).

- Что такое тема текста?

- Сформулируйте тему данного текста (о лебединой верности). Проверка на доске

- Что является, на ваш взгляд, самым важным в жизни человека? Заполните схему (выступление ребят от каждой группы) Проверка на доске.

- Что такое основная мысль текста?

- Определите основную мысль текста (любовь спасает от всех бед)

- Как вы понимаете смысл высказывания И.С.Тургенева? Из какого произведения взяты эти строки?

- К какому эпизоду текста подходит данная иллюстрация? Зачитайте предложения.

- Почему текст заканчивается гимном жизни, несмотря на отлет детей?

11) Творческая работа.

- Обратимся к слайду, на котором написан план сочинения-рассуждения.

- В чем особенности типа речи рассуждения?

Задание классу по группам.

- В течение пяти минут обозначьте позицию автора и подумайте, какой аргумент из художественного произведения вы могли бы привести (выступление групп)

12) Рефлексия

- Ребята, продолжите высказывание

Мне было на уроке...

Я понял(а)...

13) Домашнее задание:

- Опираясь на слайды, напишите минисочинение-рассуждение.

14) Подведение итогов урока. Выставление оценок.

15) Заключительное слово учителя.

-Я предлагаю вам посмотреть клип о любви и верности. На фоне просмотра клипа учитель читает следующие строки:

Дано познать

  • Любовь...
  • Не только людям!
  • И вот пример...
  • История любви...
  • Два лебедя,
  • Два верных друга...

- Ребята, я надеюсь, что сегодня наш урок не прошел бесследно мимо ваших сердец. Спасибо за работу.