Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • углубить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными места и времени;
  • формировать умение использовать в речи СПП;
  • показать разнообразные временные союзы (синонимы);
  • развивать речь, образное и логическое мышление.

Тип урока:   урок-практикум.

Наглядность: дидактический материал, таблица.

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (6 мин.)
3. Основная часть. Закрепление материала (30 мин.)
4. Итог урока (5 мин).
5. Домашнее задание (2 мин).
6. Выставление отметок (1 мин).

Эпиграф:

И края в мире нет дороже,
Где привелось родиться нам!

В.Михалев

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Ребята, тема урока – «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени». Но сегодня мы не только углубим знания о сложноподчиненных предложениях, но и поговорим о малой родине.
Сейчас прозвучит стихотворение белгородского поэта В.Молчанова. Подумайте, какова тема этого стихотворения?

(На фоне музыки)

Белогорье…
Поле отчее.
По-над лугом белый дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет под горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Звезд полночных многоточие.
Туч движение гурьбой.
Белогорье…
Поле отчее –
Что зову свой судьбой.

Ученики: Тема Родины.

Учитель: Связано ли это стихотворение с тем домашним заданием, которое вы выполняли?

Ученики: Да.

Учитель: Обратимся к выполненному заданию. Надо было составить 4 предложения на изучаемый материал об известных местных писателях,  художниках, композиторах и т.д. Я с волнением жду, как вы воспользовались опорными словами Ватутина – командующий фронтом. Что у вас получилось? Читая предложения, называйте главную и придаточную часть. 
Когда развернулось сражение за Воронеж, Н. Ватутин стал командующим Воронежского фронта. С тех пор как В. Г. Лухов  сделал немало открытий в области добычи и переработки нефти, люди пользуются этими достижениями. Дома, когда улеглись первые мгновения восторга, Михаил Щепкин размышлял о невозможности дальнейшей игры на сцене.Там, где расположилось здание музыкального училища, установлен памятник С.А. Дегтяреву.
– Что нового вы узнали, выполняя домашнее задание?
– За кого вы испытывали особую гордость?

Учитель: Но вы пришли и с маленьким багажом теоретических знаний.
Расскажите все, что вы знаете о СПП с придаточными места и времени.

Ученики: Монологическое выступление с примером из домашнего задания у доски.

Учитель: Мы продолжаем разбираться  в тонкостях построения данного вида предложений.

3. Закрепление

1. Проанализируйте предложения и постройте схемы. Укажите различие в строении и значении этих предложений.

Диктовка                                                        Самостоятельная работа

И я вернусь туда, где Нежеголь          И каждый стал поистине счастливым,
Впадает в Северный Донец…              Когда вернулся в Белый город вновь.
                           В.Молчанов
И края в мире нет дороже,                  Нам не найти на свете лучшей доли,
Где привелось родиться мне.              Когда у каждого есть родина у нас.
                            В.Михалев

Один ученик составляет схемы (у доски работает).

Ученик: Одни и те же союзы выполняют различные функции.

2. А сейчас мы обращаемся к стихотворению В.Молчанова. Давайте попробуем перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места. Запишите их, расставляя знаки препинания.

По-над лугом белый дым                  По-над лугом белый дым расстилается,
Трав густых сиянье сочное                где густые сочные травы по меловым раскинулись.
По откосам меловым.                     
Змейка вьющегося вереска                Вьющий  вереск растет там, где берет начало гора.
Розовеет под горой.

Учитель: Какой вывод позволяет сделать выполненное задание?

Ученики: В переделанных предложениях нет той лаконичности, легкости, изящества, свойственных поэзии.

Учитель: А сейчас мы переходим к работе с учебником. При выполнении упр.80 подумайте над вопросом: что значит для человека Родина? Прочтите весь текст, выпишите последнее предложение. (Это упражнение предполагает повторению изученных тем).
Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляет ту основу, которая определяет человека как личность.

После написания 1 ученик читает выразительно текст, а все потом отвечают на вопросы. 1. Дан до упражнения. 2. Чем отличается понятие «Родина» от понятия «малая родина»?

Учитель: А сейчас я хотела бы обратить ваше внимание на различные смысловые оттенки, которые вносятся временными союзами.
Придаточные времени присоединяются союзами пока, покуда, покамест.
– Чем отличаются эти союзы?

Ученик:  Пока – стилистически нейтральный, подчеркивает одновременность действия; покуда – разговорный оттенок; покамест – архаический (т.е. имеет синоним в современном русском языке). Между тем как указывает на сопоставление двух суждений и на некоторую второстепенность действия придаточного. Предложения с этим союзом носят книжный характер, так же как и союзы в то время, едва, лишь, только и др.

Демонстрируются предложения с помощью подвижной таблицы. 

Пока        не окутал туман белой шалью меловые горы, воздух был свеж и
Покуда           прозрачен.
Покамест                                                                               Н.Рыжих

Между тем как                  туман окутал белой шалью меловые горы, воздух         
Едва, лишь,                      стал тяжел и влажен.
В то время как,
Только

(Можно дать самостоятельную работу: переписать предложения с различными союзами, вставив пропущенные буквы).

Учитель: А сейчас мы обратимся к словарной работе.
– Почему именно эти слова были подобраны к этому виду работы?

1. Россия, Белогорье, магнитная руда, гигантские ресурсы, экология, будущее, Северский Донец, Курская битва, цветущий город, белым-бело, разные листья берез, комбинат.

(Строчная и прописная буквы, словарные слова!)

Ученик:  Все эти слова непосредственно связаны с жизнью нашего края.

Учитель: Как вы понимаете значение слова «Белогорье».

Ученик: Белогорье – это…

Учитель: Место, где мы родились, – это часть необъятной нашей Родины. К одному из слов словарного диктанта (Россия) подберите синонимы (1 слово или с/с) в широком его значении и более узком – малая родина.

Ученики: Родина, Русь, Отечество, Белогорье, родимые места, родной уголок, отчий край, малая родина.

Учитель: А сейчас, используя слова  из словарного диктанта и синонимы к слову «Россия», напишите сочинение-этюд на тему: «Особенности нашего края», используя и содержание эпиграфа, и изученные конструкции.

Написание сочинения и чтение 2-3.

– Кому же удалось лучше, глубже раскрыть тему?

4. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что понравилось и почему?

Учитель: Подводя итог проделанной работе, хочется верить, что подобранный материал помог вам не только углубить знания о СПП с придаточными места и времени, но и увидеть особенности нашего края.

5. Домашнее задание

1. Выписать из стихотворений  и прозы белгородских поэтов и прозаиков СПП с придаточными времени и места.
2. Если у вас нет такой возможности, то выполните упражнение 88.

6. Выставление отметок