Русский язык
-
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2006
В последние годы перед учителями средней школы все чаще встает проблема падения интереса учащихся к изучаемым предметам. В силу различных обстоятельств и причин учащиеся в старших классах не очень охотно занимаются на уроках и дома. Поэтому учителя постоянно ведут поиски новых форм и методов работы. Одним из таких методов являются нестандартные уроки. В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег урок-исследование по русскому языку.
-
Программа курса по теме: "Основы журналистики" 2006
Программа курса создана для студентов колледжа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, - умения, которые актуальны для специалистов любого профиля. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа. Программа может быть также рекомендована в качестве элективного курса.
-
Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка 2006
В статье рассматриваются проблемы развития логического мышления младших школьников. Приводятся оригинальные мыслительные задания по русскому языку, которые позволяют формировать у ребенка интеллектуальные умения и мотивацию достижения успеха, необходимые в учебе и в жизни.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний) 2006
Разработка урока, на котором в ходе повторения теоретических сведений о вводных словах и конструкциях и знаках препинания при них, происходит развитие языкового чутья и языковой культуры, развитие правильности и выразительности речи.
-
Дидактический материал по теме: "Обращение. Вводные слова". 8-й класс 2006
Материал представлен в виде карточек различного уровня сложности, включает в себя как теоретические, так и практические вопросы и может быть использован не только на заключительных уроках по теме, но и для текущего контроля и выявления проблем в усвоении темы. Кроме того, параллельно учащиеся решают орфографические и пунктуационные задачи, демонстрируют знание разделов "Лексика" и "Культура речи".
-
Изложение-киносценарий к художественному тексту. 7-й класс 2006
Урок развития речи по программе В.В. Бабайцевой построен на основе групповой работы учащихся, что позволяет установить обратную связь непосредственно на уроке, продемонстрировать умения и способности детей. Групповая работа предполагает сотрудничество, когда сильные ученики помогают овладеть материалом слабым. Навыки данной работы пригодятся при изучении драматических произведений на уроках литературы.
-
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым" 2006
Данный урок-суд даёт возможность обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и темы "Power Point" – создание презентаций, графического редактора "Paint", Microsoft Office Publisher; научить самостоятельно оценивать явления, действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции, работать в группах. Учащиеся на уроке получили оценку за предоставленный теоретический материал, за блиц-опрос и творческую работу.
-
Интегрированный урок развития речи. 6-й класс 2006
Данный урок дополнит систему уроков развития речи для учащихся 6-го класса, поможет "почувствовать" смешанный текст (повествование с элементами описания), предоставляя возможность учащимся для творчества. Осуществляя межпредметную связь "русский язык - биология - экология", учитель на уроке решает воспитательные задачи: прививает любовь учащимся к природе родного края, учит быть хозяином в своем лесу.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Путешествие с причастием" (обобщение и повторение по теме "Причастие") 2006
Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний о причастии; проверку прочности усвоения темы. Учащиеся расширят свои знания по теме, отработают умения устного и письменного общения. Повышению мотивации в изучении русского языка способствуют новые информационные технологии (презентация). В процессе деятельности внимание, интерес семиклассников к изученному материалу акцентируется в ходе путешествия, где ожившее причастие "говорит".
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" 2006
В статье показаны поиски учителя, как сделать урок интересным, необычным, а изучаемый материал значимым. Как подготовить учащихся к домашнему сочинению по личным наблюдениям, научить передавать впечатления в высказываниях, использовать эпитеты и сравнения в речи, познакомить учащихся с особенностями описания природы.
-
Адаптивная технология на уроках русского языка 2006
Автор предлагаемой разработки, обучая русскому языку, в течение нескольких лет использует технологию АСО (адаптивную), разработанную А.С. Границкой. Урок, построенный согласно этой технологии, имеет особую структуру, учебная деятельность на нем организована несколько иначе, чем на обычном уроке, особенно на этапе закрепления, отработки знания. Это осуществляется через задания трех уровней с адаптацией в режиме самостоятельной работы, контроль за результатами отработки осуществляется самими учащимися по "ключам". На таких уроках работают все. Технология Границкой воспитывает в учениках высокую работоспособность, способность действовать в самостоятельном режиме.
-
Уроки развития речи как предлог к разговору о важнейших событиях и явлениях отечественной истории 2006
Современная школа призвана формировать мыслящую личность, гражданина и патриота своей страны, осмысливающего ход истории, умеющего сопоставлять события прошлого с сегодняшним днем. Все эти воспитательные и образовательные задачи решаются на уроках развития речи при анализе картин гениальных русских художников, связанных с историческими коллизиями Российской державы. Самостоятельность учащихся в подборе материалов, необходимость делать исторические и искусствоведческие выводы – отличительная черта такого типа уроков.
-
Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля учащихся на уроках русского языка в 6-м классе. (Описание педагогического опыта) 2006
Карта знаний помогает осуществлять постоянный контроль за уровнем освоения учащимися учебного материала и выработать у учащихся навыки постоянного самоконтроля за собственными знаниями, а также воспитывать стремление к улучшению учебных результатов и более глубокому освоению изучаемой темы.
-
Тема урока: "Истоки русской фразеологии" 2006
В данной статье даны рекомендации учителю при изучении фразеологизмов. Составлена таблица, классифицирующая фразеологизмы русского языка по их первоначальному употреблению.
-
Урок углубления и систематизации знаний. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Итоговый тест за год. 2-й класс 2006
Продолжить работу над правописанием безударной гласной в корне слова; формировать умения находить в тексте слова с безударной гласной и проверять орфограмму.
-
Интегрированный урок по литературе и русскому языку (развитие речи), информатике с использованием регионального компонента 2006
Парк и усадьба, расположенные в микрорайоне РосНИИТиМ г. Новокубанска Краснодарского края, представляют собой историческую ценность уже потому, что являются частью семейной истории Солженицыных, а для нас - жителей микрорайона, частью истории нашей малой Родины. Подготовить детей к написанию сочинения-рассуждения с элементами публицистического стиля не просто, ведь они должны привлечь внимание к такой важной проблеме, как спасение парка, как пробуждение чувства любви к тому, что находится рядом с ними.
-
Викторина "Своя игра" 2006
Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы в 6–7-х классах. Эта познавательная викторина "Своя игра" создаёт живой интерес детей к учебному предмету, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание обучающихся, помогает проявить любознательность и смекалку.
-
Урок-аукцион знаний по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам". 4-й класс 2006
Урок-аукцион знаний по русскому языку проведён для закрепления правописания безударных окончаний имён существительных. Эта форма проведения урока является выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся обеспечивается через групповую, индивидуальную и коллективную работу. Аукцион помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний. На этом уроке учащиеся ощущали радость успеха в проявлении своих знаний.
-
Урок по теме: "Знакомство с именем существительным" 2006
В данной разработке урока показано применение здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе (повышение двигательной активности, использование конторок, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика, физминутки на ковриках).
-
Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс 2006
Для закрепления изученной в 5-м классе темы "Глагол как часть речи" взята форма урока-путешествия с учетом знаний, умений и навыков, которыми овладели пятиклассники в процессе изучения русского языка. При разработке учитывалось, что ход и содержание должны быть ориентированы на развитие воображения и творческих способностей учащихся.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Путешествие в страну Имени Прилагательного" 2006
Представлен урок русского языка в 6-м классе – урок-путешествие, целью которого является повторение и обобщение изученного о прилагательном. В разработке использованы нестандартные формы и методы: грамматические шутки и перевод их на язык науки, для лучшего запоминания правил правописания – инсценирование. Использованы групповые, индивидуальные и коллективные формы работы, направленные на выработку и закрепление умений находить прилагательные в текстах художественной литературы, определять разряд по значению, грамматические признаки, роль прилагательных в речи.
-
Особенности урока в классе компенсирующего обучения 2006
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность. И учителю важно не только иметь представление о содержании коррекционной работы, но и уметь ее организовать на каждом этапе урока в соответствии с возможностями и потребностями детей.
-
Интегрированный урок: русский язык + литература по теме: "А.М. Горький – "…отец и наставник Человеков на земле". 11-й класс 2006
Подобранный материал позволит проверить знания учащихся по изученным произведениям Горького: ранним рассказам, пьесе "На дне", роману "Мать". Воспоминания современников позволят учащимся постичь личность Горького как человека и писателя. Дидактический материал дает возможность проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации.
-
Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2006
Главная цель учителя: так перечитать роман вместе с ребятами, чтобы не нарушить очарование булгаковской прозы. Цели урока: проследить в романе соотношение вечных ценностей – добра и зла; учить через художественный текст понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий настоящего времени" 2006
Тема урока важна, потому что ученики допускают часто ошибки именно в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Предложенный урок позволяет повторить правописание личных окончаний глаголов в форме кодированного диктанта, глаголов, правописание которых зависит от контекста, правописание суффиксов причастий настоящего времени. Работа над предложенными текстами позволит сформировать навык правильного употребления причастий в различных стилях речи.
-
Урок русского языка по теме: "Сочинение в жанре эссе". 10-й класс 2006
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
-
Урок обобщения знаний в 6-м классе по теме: "Имя существительное" 2006
Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».
-
Урок родного татарского языка во 2-м классе по теме: "Звук [к] и буква К" 2006
Для учителя татарского языка главная задача – учить мыслить, говорить, составлять связную речь на родном языке. Представлен конспект урока-игры во 2-м классе.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов по теме: "Творчество художников Хакассии и юга Красноярского края последнего десятилетия" 2006
Программа элективного курса для 10–11-х классов "Творчество художников Хакасии и юга Красноярского края последнего десятилетия" затрагивает острейшие проблемы жизненного выбора учащихся, их отношения к миру, к другому человеку, культурному наследию своего народа. Достоинством программы является интегрированный характер (взаимодействие искусства, языка, психологии, эстетики). Важно, что программа решает комплексную роль, направленную на образование личности в процессе овладения речевой деятельностью.
-
Урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения" 2006
Урок проводится в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся, поэтому ученики в классе распределены следующим образом: 1-й вариант – гармоники; 2-й вариант – правополушарные; 3-й вариант – левополушарные. Это позволяет активизировать работу обоих полушарий головного мозга, что помогает эффективнее усвоить тему урока.