Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
- учить определять способы образования наречий;
- учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда;
- учить морфемному разбору наречий;
- учить образовывать наречия разными способами.
Развивающие цели:
- развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;
- развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.
Ход урока
I. Определение темы и целей урока (самостоятельно).
1. Работа со схемами, записанными на доске:
2. Определите, какая часть речи зашифрована в схемах(наречие).
- Что помогло вам определить? (Отсутствие окончания.)
- Какие ещё части речи могут иметь такой состав? (Деепричастие, инфинитив.)
3. Беседа по вопросам.
- Попробуйте теперь определить тему нашего урока. (Словообразование наречий.)
- Какова задача нашего урока? (См. цели урока.)
II. Анализ языкового материала.
1. Работа по тексту, записанному на доске.
- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.
- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?
- Определите стиль текста (публицистический).
- Докажите это (составьте речевую ситуацию)
2. Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? (Много наречий.)
- Зачем автор использует их? (Помогают “живописать” глаголы.)
- Назовите все наречия в предложениях.
- Способ определения части речи. (Надо задать вопрос.)
- А как вы определили, что это наречия?
3. Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы. Выстроите словообразовательные цепочки.
На доске: Умственно умственный
Вдали даль
(У доски работают 2 человека)
- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Вывод:
а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;
б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
4. От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться наречия?
5. Распределительный диктант.
(У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.)
- Распределите наречия по исходному слову: по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
От существительных: вверх, снизу.
От прилагательных: заново, по-испански.
От местоимений: по-моему, затем.
От числительных: однажды, во-вторых.
- Определите способы образования наречий. Выделите словообразовательные морфемы. Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
III. Систематизация полученных знаний.
Составление опорной схемы образования наречий. Работа в парах. (Альбомный лист, фломастер.)
- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице? (Исходное слово, способы образования.)
У доски работает 1 человек по схеме.
Исходное слово | |||
Имя существительное | |||
Имя прилагательное | |||
Местоимение | |||
Имя числительное |
(таблицы, схемы прокомментировать)
1. От данных слов образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.
2. Толкование слова еле. Составление предложений с данным словом.
- Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)
-Почему? Что нужно сделать? (Дополнить таблицу.)
IV. Работа с формулировкой грамматического понятия.
1. Чтение выводов учебника параграфа 11.
2. Анализ прочитанного материала.
- Какими способами могут образовываться наречия? (Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.)
- От каких частей речи могут образовываться наречия?
V. Упражнение на закрепление материала.
1. Заменить указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий (дети записывают только наречия).
2. Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый…- быстрее – побыстрее.
Тонкий… - тоньше – потоньше.
Строгий… - … - … - построже.
VI. Выводы по уроку. Чему учились на уроке? Какие виды работ на уроке вам особенно понравились?
VII. Домашнее задание. Параграф 11 (теория), найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.