Цель урока:
- обобщить, закрепить и проверить знание основных понятий раздела;
- вырабатывать умение подбирать фразеологизмы с данным словом, фразеологизмы - антонимы;
- развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок-соревнование мы назвали “Великолепная семерка”. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.
В центре внимания – цифра 7. Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив. Семь мудрецов почитаются эллинами. Вспомните А.С.Пушкина: “Входят семь богатырей, семь румяных усачей...”. Да, это необыкновенное число!
В игру вступают 3 команды по 7 человек. Им предстоит пройти 7 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число звездочек за ответы, присваивается звание “Великолепная семерка”.
Представление команд.
II. Соревнование команд
Разминка.
- Предлагается высказывание о русском языке и семь фамилий писателей. Назвать автора этих строк.
1. “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (Паустовский)
2. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. (Тургенев)
3. “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему язык”. (Паустовский)
На доске: портреты Пришвина, Успенского, Тургенева, Белинского, Куприна, Паустовского, Герцена.
I тур. Записать фразеологические обороты со словом
Держать-
карман шире Дать - леща Дело - в шляпе хвост трубой маху десятое на уме подножку идет в черном теле по рукам табак камень за пазухой прикурить с концом марку сдачи известное на привязи о себе знать иметь дело при себе слово ближе к делу руки по швам урок грешным делом слово как пить дать дело за малым себя в руках сторона себя в узде новое дело язык за зубами гиблое и т.д.
II тур. К данным фразеологическим оборотам записать фразеологические обороты-антонимы.
Глаза на мокром месте - не выбить слезу. | |
Влипнуть в историю - выйти сухим из воды. | |
Глаза слипаются - хоть глаз выколи. | |
Давать волю языку - держать язык за зубами. | |
Повесить нос - воспрянуть духом. | |
За тридевять земель - рукой подать. |
III тур. Аукцион “Пословицы и поговорки”. Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”. Побеждает тот, кто назовет последним.
IV тур. Игра “Какое слово?”
1 этап. На конверте изображен кроссворд “Семерка”. В эту семерку надо вписать три слова из 5 букв, которые начинаются и оканчиваются на букву “к”. (Казак, комок, кулак, конек, котик и т.д.).
2 этап. В конверте на листочке - задание.
К каждому из 7 слов подберите другое, очень близкое по значению. Запишите столбиком слова, которые вы подыщете, не меняя их порядка. Прочтите сверху вниз первые буквы - и вы прочитаете слово (термин русского языка). Что означает это слово?
Торопиться Хата Обратно Пламя Естественный Забава Темнота |
- спешить - изба - назад - огонь - натуральный - игра - мгла (синоним) |
V тур.
1 этап. Подберите антонимы к различным значениям слов.
Задание 1-й команде. Свежий (воздух, хлеб, новости).
Задание 2-й команде. Темный (ночь, лицо, рубашка).
Задание 3-й команде. Легкий (музыка, решение, запах).
2 этап. Среди данных слов найдите заимствованное.
Лето, полотер, праздник, акварель, земля.
3 этап. Ответить на вопросы.
1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)
2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра.)
3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком.)
Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (Омонимы.)
VI тур. Блиц-конкурс.
Задание 1-й команде.
Седьмая буква алфавита? (ё)
Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Пожелание благополучного плавания с
упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).
Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).
Задание 2-й команде.
Седьмой месяц года? (Июль).
Семь героев русской народной сказки “Репка”?
(Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).
Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь
гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).
Задание 3-ей команде.
Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).
Седьмая буква в слове “электрификация”?
Седьмая нота октавы? (си)
В средневековой школе было 7 учебных предметов.
Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет.
(Музыка).
VII тур. Конкурс капитанов.
Найти к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть русскую пословицу. О какой пословице идет речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.
VIII. Подведение итогов. Вручение призов.
- Приз победителю "Великолепная семерка".
- Приз надежды.
- Утешительный приз.