Урок-соревнование "Великолепная семерка" (по разделу "Лексика и фразеология"). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • обобщить, закрепить и проверить знание основных понятий раздела;
  • вырабатывать умение подбирать фразеологизмы с данным словом, фразеологизмы - антонимы;
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок-соревнование мы назвали “Великолепная семерка”. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

В центре внимания – цифра 7. Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив. Семь мудрецов почитаются эллинами. Вспомните А.С.Пушкина: “Входят семь богатырей, семь румяных усачей...”. Да, это необыкновенное число!

В игру вступают 3 команды по 7 человек. Им предстоит пройти 7 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число звездочек за ответы, присваивается звание “Великолепная семерка”.

Представление команд.

II. Соревнование команд

Разминка.

- Предлагается высказывание о русском языке и семь фамилий писателей. Назвать автора этих строк.

1. “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (Паустовский)

2. “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. (Тургенев)

3. “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему язык”. (Паустовский)

На доске: портреты Пришвина, Успенского, Тургенева, Белинского, Куприна, Паустовского, Герцена.

I тур. Записать фразеологические обороты со словом

Держать-

карман шире Дать - леща Дело - в шляпе
хвост трубой маху десятое
на уме подножку идет
в черном теле по рукам табак
камень за пазухой прикурить с концом
марку сдачи известное
на привязи о себе знать иметь дело
при себе слово ближе к делу
руки по швам урок грешным делом
слово как пить дать дело за малым
себя в руках сторона
себя в узде новое дело
язык за зубами гиблое и т.д.

II тур. К данным фразеологическим оборотам записать фразеологические обороты-антонимы.

Глаза на мокром месте - не выбить слезу.
Влипнуть в историю - выйти сухим из воды.
Глаза слипаются - хоть глаз выколи.
Давать волю языку - держать язык за зубами.
Повесить нос - воспрянуть духом.
За тридевять земель - рукой подать.

III тур. Аукцион “Пословицы и поговорки”. Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”. Побеждает тот, кто назовет последним.

IV тур. Игра “Какое слово?”

1 этап. На конверте изображен кроссворд “Семерка”. В эту семерку надо вписать три слова из 5 букв, которые начинаются и оканчиваются на букву “к”. (Казак, комок, кулак, конек, котик и т.д.).

2 этап. В конверте на листочке - задание.

К каждому из 7 слов подберите другое, очень близкое по значению. Запишите столбиком слова, которые вы подыщете, не меняя их порядка. Прочтите сверху вниз первые буквы - и вы прочитаете слово (термин русского языка). Что означает это слово?

Торопиться
Хата
Обратно
Пламя
Естественный
Забава
Темнота
- спешить
- изба
- назад
- огонь
- натуральный
- игра
- мгла (синоним)

V тур.

1 этап. Подберите антонимы к различным значениям слов.

Задание 1-й команде. Свежий (воздух, хлеб, новости).
Задание 2-й команде. Темный (ночь, лицо, рубашка).
Задание 3-й команде. Легкий (музыка, решение, запах).

2 этап. Среди данных слов найдите заимствованное.

Лето, полотер, праздник, акварель, земля.

3 этап. Ответить на вопросы.

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком.)

Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? (Омонимы.)

VI тур. Блиц-конкурс.

Задание 1-й команде.

Седьмая буква алфавита? (ё)

Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).

Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).

Задание 2-й команде.

Седьмой месяц года? (Июль).

Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).

Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).

Задание 3-ей команде.

Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).

Седьмая буква в слове “электрификация”?

Седьмая нота октавы? (си)

В средневековой школе было 7 учебных предметов. Их называли “Семь свободных
искусств”. Вот шесть из них: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,
геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).

VII тур. Конкурс капитанов.

Найти к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть русскую пословицу. О какой пословице идет речь?

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.

VIII. Подведение итогов. Вручение призов.

  1. Приз победителю "Великолепная семерка".
  2. Приз надежды.
  3. Утешительный приз.