3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)
Цели:
- формировать понятие о словоизменении;
- Начать подготовительную работу к изучению падежей;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Буква Бб
- Таблица опора с “окошками” для склонения существительных
- Схема для составления предложения
- Видеофильм о зимнем Енисее
- Рисунок дятла
- Иллюстрация зимнего леса
- Индивидуальные опорные таблицы для склонения существительных
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание. Словарная работа.
Бб бб
- Край земли у водной поверхности… (берег)
- Назовите орфограммы в этом слове. Запишите проверочное слово.берег
- Запишите родственные слова. Выделите корень.
- При помощи каких частей слова образовывали новые слова? (суффиксы, приставка)
берег – берега, бережок, береговой, набережная
III. Вводное повторение. Словарная работа.
1. Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, какое слово в этом ряду “лишнее”? Почему? (Берега – это форма слова, изменяется окончание и число слова)
- Объясните различие между формой слова и родственными словами?
- Давайте при помощи опорной таблицы, образуем разные формы этого слова…
берег - -Что? (берег) а -Нет чего? (берега) у -Дам чему? (берегу) - - Вижу что? (берег) ом - Горжусь чем? (берегом) е - Читаю о чем? (о береге)
- Какое действие мы сейчас производили? (слово изменяли по вопросам)
- Какая часть слова при этом изменялась? (изменялось окончание)
2. Развитие речи.
1. Просмотр видеофильма о Енисее.
- Составьте свое предложение по фрагменту к схеме.
- Что по схеме сможете сказать о предложении? (будут однородные сказуемые, соединенные союзом и)
2. Зрительно-слуховой диктант.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Каким членом предложения является у нас слово берега? (второстепенным, так как отвечает на вопросы КОГО? ЧТО? и имеет предлог В)
- Что здесь происходило со словом БЕРЕГА: изменялась форма слова или словообразование? (изменялась форма, так как изменилось только окончание)
IV. Сообщение темы урока. Постановка задач.
- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Чем будем сегодня заниматься? (будем изменять форму слов по вопросам, речь пойдет об изменении слов или словоизменении)
- Чем будем учиться? (отличать словоизменение от словообразования, правильно ставить вопросы для словоизменения)
V. Новая тема.
1. Комментированное письмо-наблюдение за словоизменением.
- Выделение орфограмм.
- Встречаются ли однородные члены? Какие? Почему нет запятой?
- Заметили ли в этих предложениях что-то интересное? (встречаются одни и те же слова: зима, сосна, но они являются то главными членами, то второстепенными)
- Выпишем их.
Сосне – сосна, зима – зимой.
- Что происходит с этими словами? (меняется окончание, а основа и корень – нет)
- Что это значит? (слово изменяется, или происходит словоизменение)
- А что такое словообразование? (подбор родственных слов, изменение основы слова разными способами, изменяется значение слова)
2. Выявление отличительных признаков словообразования и словоизменения.
- Работа по вариантам.
- Сделайте вывод о том, что такое словоизменение и чем оно отличается от словообразования? (словоизменение – это изменение слова по падежам или его склонение)
VI. Закрепление.
1. Творческое задание с элементами комментированного письма.
1. Работа с иллюстрацией зимнего леса.
- Кто является обитателем зимнего леса?
Он по-рабочему одет
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел)
2. Работа в группах.
Продвинутый уровень Базовый уровень Написать мини сочинение, используя
словоизменение слова дятел.составить словосочетания со словом дятел,
определить падеж
прилетел (кто?)_____________ (__п.)не заметишь (кого?) ____________ (__п.)
засмотрелся (на кого?)__________ (__п.)
попадут (кому?) _____________ (___п.)
выклеванных (кем?) ___________ (___п.)
узнал (о ком?) ________________ (___п.)
2. Самостоятельная работа в словоизменении.
- Списать текст, употребляя выделенное слово в нужной форме, определить падеж.
Москва – сердце
нашей Родины. Из Москва поезда идут, самолеты летят в разные уголки страны. В Москве много заводов, школ, больниц. |
- индивидуальная работа: склоняем слово МОСКВА |
|||||||
|
- Что значит просклонять слово?
VII. Итог.
- О чем сегодня узнали на уроке?
- Какой вывод сделали?
- В чем разница между словообразованием и словоизменением?