Культура речи, ее содержание, цели и задачи

Разделы: Русский язык


Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 9 классе начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы мы видим во введении элективного курса

“Культура речи”. Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 34 часа. Изучение данного курса поможет школьникам:

  • научиться общаться и вести деловые беседы, правильно оформлять деловые бумаги,
  • слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, подавать реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения,
  • участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение,
  • участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью.
  • свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.

Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи.

Курс предполагает собой сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка.

“Культура речи” – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Введение данного курса должно способствовать:

  • качественному повышению уровня речевой культуры;
  • формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).
  • расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства ;
  • формированию умений оценивать речевое поведение.

Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной.

Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, который предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объеме курса.

Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования будет способствовать реализации индивидуальных возможностей.

Ведущими формами и методами работы являются:

  • слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;
  • анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;
  • работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями.
  • упражнения по технике речи, выразительном чтении художественных произведений, произнесение собственных высказываний;
  • поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
  • ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи.

Тема 2. Русская лексика и культура речи.

Слово и его лексическое значение. Иноязычные слова в современной русской речи Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Русская фразеология и выразительность речи. Слова- паронимы и точность речи. Крылатые слова в речи. Социальные диалекты и культура речи.

Тема 3. История развития норм русского литературного языка.

Тема 4. Нормы современной русской речи.

Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения. Трудные случаи употребления имен существительных. Имена собственные и нормы его употребления. Имена прилагательные и нормы его употребления. Имена числительные и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола. Синтаксические нормы и культура речи.

Тема 5. Культура письменной речи.

Русская орфография: нормы и варианты. Пунктуация как показатель речевой культуры.

Тема 6. Стилистические нормы русского языка.

Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного русского литературного языка.

Тема 7. Особенности научного стиля.

Научно-популярный стиль изложения.

Тема 8. Особенности официально-делового стиля.

Тема 9. Правила речевого общения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса “ Культура речи”

№ п/п раз дела № п/п урока Название темы Количество часов Виды занятий
1 1 Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи.

1

Лекция учителя
2 1 Русская лексика и культура речи.

Слово и его лексическое значение.

8

1

Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  2 Иноязычные слова в современной русской речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  3 Синонимы и речевая культура. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  4 Антонимы и речевая культура. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  5 Русская фразеология и выразительность речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  6 Слова- паронимы и точность речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  7 Крылатые слова в речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  8 Социальные диалекты и культура речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

3 1 История развития норм русского литературного языка. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

4 1 Нормы современной русской речи.

Основы русской орфоэпии.

1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  2 Нормы русского ударения.. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  3 Трудные случаи употребления имен существительных. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары,

доклады учащихся

  4 Имена собственные и нормы его употребления. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  5 Имена прилагательные и нормы его употребления. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  6 Имена числительные и нормы его употребления. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  7 Трудные случаи употребления местоимений. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  8 Употребление форм русского глагола. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  9 Синтаксические нормы и культура речи. 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

5 1 Культура письменной речи.

Русская орфография: нормы и варианты.

1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  2 Пунктуация как показатель речевой культуры 1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

6 1 Стилистические нормы русского языка.

Стилистическая окраска языковых единиц.

1 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

  2 Функциональные стили современного русского литературного языка. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары

7 1 Особенности научного стиля.

Научно-популярный стиль изложения.

2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары, доклады учащихся

8 1 Особенности официально-делового стиля. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары, доклады учащихся

9 1 Правила речевого общения. 2 Лекция учителя

Практические занятия, семинары, круглый стол

ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995г.
  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М. 2000г.
  3. Головин Б.Н. Как говорить правильно.- М. 1988г.
  4. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2000г.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.,1994г.
  6. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996г.
  7. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.,1996г.

Дополнительная литература

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980г.
  2. Колесов В.В. Культура речи- культура поведения. Л, 1988г.
  3. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998г.
  4. Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М.,1994г.
  5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989г.
  6. Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997г.
  7. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М.,1963г.

Словари

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык,1993г.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989г.
  3. Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988г.
  4. Бельчиков Ю.А., Панюшина М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994г.
  5. Большой словарь иностранных слов. – М : ЮНВЕС, 1999г.
  6. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт,1998г.
  7. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П, Слитно или раздельно? Орфографический словарь- справочник. – М : Русский язык, 1998г.
  8. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., РАН, 1996г.
  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- М.: Русский язык,1998г.
  10. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык,1994г.
  11. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок . – М. : Русский язык,1993г.
  12. Лекнт П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. – М.: Дрофа, 1998г.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой .- 21 –е изд., перераб., доп.- М.: Русский язык,1989г.
  14. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь- справочник: Для работников печати.М -: Книга,1986г.
  15. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толковый грамматический словарь. – М.,1989г.
  16. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2т./ Сост. А.И. Федоров.- М.: Цитадель,1997г.