Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 9 классе начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы мы видим во введении элективного курса
“Культура речи”. Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 34 часа. Изучение данного курса поможет школьникам:
- научиться общаться и вести деловые беседы, правильно оформлять деловые бумаги,
- слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, подавать реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения,
- участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение,
- участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью.
- свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи.
Курс предполагает собой сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.
Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка.
“Культура речи” – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Введение данного курса должно способствовать:
- качественному повышению уровня речевой культуры;
- формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).
- расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства ;
- формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, который предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объеме курса.
Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования будет способствовать реализации индивидуальных возможностей.
Ведущими формами и методами работы являются:
- слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;
- анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;
- работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями.
- упражнения по технике речи, выразительном чтении художественных произведений, произнесение собственных высказываний;
- поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
- ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи.
Тема 2. Русская лексика и культура речи.
Слово и его лексическое значение. Иноязычные слова в современной русской речи Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Русская фразеология и выразительность речи. Слова- паронимы и точность речи. Крылатые слова в речи. Социальные диалекты и культура речи.
Тема 3. История развития норм русского литературного языка.
Тема 4. Нормы современной русской речи.
Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения. Трудные случаи употребления имен существительных. Имена собственные и нормы его употребления. Имена прилагательные и нормы его употребления. Имена числительные и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола. Синтаксические нормы и культура речи.
Тема 5. Культура письменной речи.
Русская орфография: нормы и варианты. Пунктуация как показатель речевой культуры.
Тема 6. Стилистические нормы русского языка.
Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного русского литературного языка.
Тема 7. Особенности научного стиля.
Научно-популярный стиль изложения.
Тема 8. Особенности официально-делового стиля.
Тема 9. Правила речевого общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса “ Культура речи”
№ п/п раз дела | № п/п урока | Название темы | Количество часов | Виды занятий |
1 | 1 | Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи. | 1 |
Лекция учителя |
2 | 1 | Русская лексика и культура речи. Слово и его лексическое значение. |
8 1 |
Лекция учителя Практические занятия, семинары |
2 | Иноязычные слова в современной русской речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
3 | Синонимы и речевая культура. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
4 | Антонимы и речевая культура. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
5 | Русская фразеология и выразительность речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
6 | Слова- паронимы и точность речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
7 | Крылатые слова в речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
8 | Социальные диалекты и культура речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
3 | 1 | История развития норм русского литературного языка. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
4 | 1 | Нормы современной русской речи. Основы русской орфоэпии. |
1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
2 | Нормы русского ударения.. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
3 | Трудные случаи употребления имен существительных. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары, доклады учащихся |
|
4 | Имена собственные и нормы его употребления. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
5 | Имена прилагательные и нормы его употребления. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
6 | Имена числительные и нормы его употребления. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
7 | Трудные случаи употребления местоимений. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
8 | Употребление форм русского глагола. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
9 | Синтаксические нормы и культура речи. | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
5 | 1 | Культура письменной речи. Русская орфография: нормы и варианты. |
1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
2 | Пунктуация как показатель речевой культуры | 1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
6 | 1 | Стилистические нормы русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. |
1 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
2 | Функциональные стили современного русского литературного языка. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары |
|
7 | 1 | Особенности научного стиля. Научно-популярный стиль изложения. |
2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары, доклады учащихся |
8 | 1 | Особенности официально-делового стиля. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары, доклады учащихся |
9 | 1 | Правила речевого общения. | 2 | Лекция учителя Практические занятия, семинары, круглый стол |
ЛИТЕРАТУРА
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995г.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М. 2000г.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно.- М. 1988г.
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2000г.
- Кохтев Н.Н. Риторика. – М.,1994г.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996г.
- Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.,1996г.
Дополнительная литература
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980г.
- Колесов В.В. Культура речи- культура поведения. Л, 1988г.
- Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998г.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М.,1994г.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989г.
- Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997г.
- Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М.,1963г.
Словари
- Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык,1993г.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989г.
- Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988г.
- Бельчиков Ю.А., Панюшина М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994г.
- Большой словарь иностранных слов. – М : ЮНВЕС, 1999г.
- Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт,1998г.
- Букчина В.З., Калакуцкая Л.П, Слитно или раздельно? Орфографический словарь- справочник. – М : Русский язык, 1998г.
- Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., РАН, 1996г.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- М.: Русский язык,1998г.
- Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык,1994г.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок . – М. : Русский язык,1993г.
- Лекнт П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. – М.: Дрофа, 1998г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой .- 21 –е изд., перераб., доп.- М.: Русский язык,1989г.
- Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь- справочник: Для работников печати.М -: Книга,1986г.
- Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толковый грамматический словарь. – М.,1989г.
- Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2т./ Сост. А.И. Федоров.- М.: Цитадель,1997г.