Цель и задачи:
- обобщить материал по данной теме. Проверить знания условий употребления и/е и а/я в корнях, умение приводить соответствующие примеры;
- проверить усвоение правописания слов рубрики ЗСП 13,14.
- вспомнить, как может характеризоваться предложение, второстепенные и главные члены предложения.
Межпредметные связи: вспомнить басни И.Крылова.
Оборудование: сигнальные карточки, перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Ребята, сегодня мы обобщим знания по теме “Чередование гласных о/а и и/е в корнях слов”. Но в начале урока мы вспомним, насколько хорошо вы знаете правописание слов из рубрики ЗСП. А проверим мы в форме игры “Уважай последнего”. Напоминаю условия игры: с трех рядов одновременно выходят ребята 1 варианта, не глядя друг на друга, а только на доску, записать слово. Если нет ошибки в слове, то “движение вперед” - выходит следующий из этого же варианта. Если есть ошибка, то “движения вперед” нет, выходит сосед по парте. Побеждает та команда, в которой у доски оказывается ученик с последней парты раньше других.
Слова для игры:
1. Монолог | 6. Непреодолимый |
2. Юный | 7. Ослепительный |
3. Фразеологизм | 8. Олицетворение |
4. Коллекция | 9. Диалог |
5. Наслаждаться | 10. Напряженный |
II. Проверим домашнее задание № 509 (правописание гласных в корнях лаг/лож).
Отвечает один ученик, остальные проверяют по своим тетрадкам.
Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 52, № 514.
Давайте посмотрим, что же нас ожидает. Нужно заполнить таблицу, выбрать из текста нужные слова с орфограммой в корне. Приведите устно пример к каждой графе.
Дети приводят примеры:
1. Проверяемые произношением (гласные и согласные)
- тропинка (тропка)
- сторожка (сторожить)
2. Непроверяемые произношением (гласные и согласные)
- чувствуйте
- дорогу
3. С чередованием гласных
- заросла
- зарастающий
4. Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши)
- широкий
- чудесная.
III. Одновременно:
Работа с перфокартами (5 человек, перфокарта прилагается)
Два ученика у доски, игра “Четвертый лишний”:
- обозначить орфограмму, вставить пропущенные буквы;
- подчеркнуть лишнее словосочетание.
а) несг…раемый шкаф
г…рячий утюг
южный заг…р
дог…рающий костер
б) легкое прик…сновение
неприк…сновенный запас
осторожно прик…саться к утюгу
точки соприк…сновения
Все остальные в это время записывают (один ученик у доски объясняет известные орфограммы).
Объяснительный диктант
У кумушки глаза и зубы разгорелись. (И.Крылов. “Лисица и виноград”). Ударили в смычки, дерут, а толку нет (И.Крылов. “Квартет”)
Учитель: Узнали ли вы, откуда эти предложения? Кто автор?
(Ученики сдают перфокарты, у доски отвечают.)
IV. Грамматическая зарядка:
(Учитель называет словосочетание. Если в корне “а” - дети хлопают, если в корне о – дети встают).
Прилагать усилия
Сложить вещи
Отложить поездку
Возлагать цветы
Предложить помощь
Безотлагательное дело
Заложить фундамент
Приложение к журналу
Высказать предположение
V. Учитель: Молодцы! Немножко отдохнули, а теперь откроем учебник, выполним упр. 511, стр.199. Один ученик у доски, остальные пишут в тетрадках. (Правописание гласных в корнях рос/раст, ращ).
VI. Вспомним синтаксический разбор предложения.
(Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения).
Над лесом тихо разгорается зорька.
VII. На столах сигнальные карточки: и – синие, е – красные.
Учитель называет словосочетания, дети поднимают карточки:
Настилать полы, расстилающийся туман, постелить скатерть, зажигать лампу, прижигать йодом рану, стереть пятно, обжигающий ледяной ветер, зажигающиеся на небе звезды, растереть полотенцем тело, обтирание холодной водой.
Учитель: Спасибо! Ребята, сделаем вывод и подведем итоги.