Элективный курс "Искусство общения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Достойное самопредъявление себя коллективу, обществу – залог успеха человека.

С. Ф. Сизиков

Пояснительная записка

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.

Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 8-х классов и рассчитан на 17 часов.

Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка; формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания; углубление знаний по культуре речи.

Задачи курса:

  • пополнить знания учащихся по русскому языку;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
  • развивать логическое мышление.

В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.

Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Курс “Искусство общения” создан на основе предпрофильного обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.

Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического и эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.

Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.

Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.

Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.

Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Виды деятельности учащихся

Часы

Дата

Основные психологические аспекты культуры речи

1.

Эмоции и чувства. Конспектирование; умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и задать его; учебная беседа учителя и ученика.

1

 

2.

Основы коммуникации.

1

 

Культура речи

3.

Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. Конспектирование; работа со справочной литературой; умение структурировать учебный материал в логической последовательности; проведение грамматических викторин.

Подготовка к проекту.

Диалог.

1

 

4.

Грамматическая правильность – основа культуры речи.

2

 

5.

Лексические нормы языка.

1

 

6.

Точность словоупотребления.

1

 

7.

Логичность и выразительность речи.

1

 
Специфика культуры речи в письменной форме (элементы письменной деловой речи).

8.

Письменная коммуникация. Исследовательская деятельность по данным текстам. Составление докладов по теме (подготовка к проекту).

1

 

9.

Деловое письмо. Доклад. Конспект.

2

 

Виды общения

10.

Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. Ролевая игра.

1

 

11.

Разговор по телефону.

1

 

Контроль – работа с текстом

12.

Речевые и стилистические ошибки. Анализ и оценка данных текстов; составление тезисов; составление текста по теме.

Защита проектов.

1

 

13.

Изложение текста в тезисной форме.

1

 

14.

Смысловая и стилистическая оценка текста.

1

15.

Защита проектов.

1

Содержание программы

Основные психологические аспекты культуры речи

Тема 1. Эмоции и чувства

Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении.

Тема 2. Основы коммуникации

Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.

Культура речи

Тема 3. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи

Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики.

Тема 4, 5. Грамматическая правильность – основа культуры речи

Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка.

Тема 6. Лексические нормы языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления.

Тема 7. Точность словоупотребления

Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи.

Тема 8. Логичность и выразительность речи

Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.

Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи)

Тема 9. Письменная коммуникация

Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста.

Тема 10, 11. Деловое письмо. Доклад. Конспект

Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др.

Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада.

Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.

Виды общений

Тема 12. Невербальное общение

Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении.

Тема 13. Разговор по телефону

Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.

Контроль – работа с текстом

Тема 14. Речевые и стилистические ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста.

Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте.

Тема 15. Изложение текста в тезисной форме

Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту.

Умение и навык составления тезисов по данному тексту.

Тема 16. Смысловая и стилистическая оценка текста

Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.

Тема 17. Защита проектов

Рекомендуемые темы проектов:

  1. Молодежный сленг.
  2. Культура в деловом письменном общении.
  3. Лексические нормы языка.
  4. Речевые и грамматические ошибки в тексте.

Методическая литература для учителя:

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс (8–9 кл.): Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.: Методический комментарий (Т.А.Ладыженская, Г.Б.Вершинина и др. под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Дрофа, 1996.
  3. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров. 8–9 кл.”: Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.

Методическая литература для учащихся:

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс (8-9 кл.): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург, 1994.

Дидактическое оснащение.

  1.  Таблицы, схемы.
  2. Тезариус по темам (терминологический словарь).
  3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  4. Дидактический материал (памятки).
  5. Видео или аудио ролики (речевые ситуации)