Достойное самопредъявление себя коллективу, обществу – залог успеха человека.
С. Ф. Сизиков
Пояснительная записка
Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.
Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.
Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 8-х классов и рассчитан на 17 часов.
Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной и письменной формах языка; формирование навыков работы с текстом, составление точного и выразительного устного высказывания; углубление знаний по культуре речи.
Задачи курса:
- пополнить знания учащихся по русскому языку;
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
- развивать логическое мышление.
В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.
Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что позволяет изучению смежных учебных предметов на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Курс “Искусство общения” создан на основе предпрофильного обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.
Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирование теоретического и эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.
Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия, фронтальный опрос, ролевая игра, тестирование, анализ текста, защита проекта.
Материал программы распределен во времени и с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и запланированных результатов. Определена такая последовательность знаний, которая является наиболее “коротким путем” в достижении целей.
Модель выпускника: личность с активной жизненной позицией, обладающая необходимыми знаниями, умениями, навыками и ценностными ориентациями для успешной деятельности в сфере общественных наук.
Знания, полученные в процессе изучения этого курса, какую бы область деятельности не избрал учащийся в будущем, помогут найти им свое место в жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема |
Виды деятельности учащихся |
Часы |
Дата |
Основные психологические аспекты культуры речи |
||||
1. |
Эмоции и чувства. | Конспектирование; умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и задать его; учебная беседа учителя и ученика. | 1 |
|
2. |
Основы коммуникации. | 1 |
||
Культура речи |
||||
3. |
Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. | Конспектирование; работа со справочной
литературой; умение структурировать учебный
материал в логической последовательности;
проведение грамматических викторин. Подготовка к проекту. Диалог. |
1 |
|
4. |
Грамматическая правильность – основа культуры речи. | 2 |
||
5. |
Лексические нормы языка. | 1 |
||
6. |
Точность словоупотребления. | 1 |
||
7. |
Логичность и выразительность речи. | 1 |
||
Специфика культуры речи в письменной форме (элементы письменной деловой речи). | ||||
8. |
Письменная коммуникация. | Исследовательская деятельность по данным текстам. Составление докладов по теме (подготовка к проекту). | 1 |
|
9. |
Деловое письмо. Доклад. Конспект. | 2 |
||
Виды общения |
||||
10. |
Понятие и значение невербального общения. Манера поведения. | Ролевая игра. | 1 |
|
11. |
Разговор по телефону. | 1 |
||
Контроль – работа с текстом |
||||
12. |
Речевые и стилистические ошибки. | Анализ и оценка данных текстов;
составление тезисов; составление текста по теме. Защита проектов. |
1 |
|
13. |
Изложение текста в тезисной форме. | 1 |
||
14. |
Смысловая и стилистическая оценка текста. | 1 |
||
15. |
Защита проектов. | 1 |
Содержание программы
Основные психологические аспекты культуры речи
Тема 1. Эмоции и чувства
Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении.
Тема 2. Основы коммуникации
Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.
Культура речи
Тема 3. Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи
Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики.
Тема 4, 5. Грамматическая правильность – основа культуры речи
Грамматическая форма как единица языка и речи. Ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм. Морфологические, лексические, синтаксические нормы языка.
Тема 6. Лексические нормы языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Лексика с точки зрения ее употребления: общеупотребительная лексика, диалектная, просторечная, устаревшая, неологизмы. Иноязычные слова и уместность их употребления.
Тема 7. Точность словоупотребления
Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи.
Тема 8. Логичность и выразительность речи
Логика высказывания. Мелодика речи. Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении.
Специфика культуры речи в письменной речи (элементы письменной деловой речи)
Тема 9. Письменная коммуникация
Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста.
Тема 10, 11. Деловое письмо. Доклад. Конспект
Развитие мысли, план, строение текста. Бланкированные и стандартизированные документы: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект и др.
Доклад – изложение и обоснование результатов работы. Этапы составления доклада. Структурное содержание доклада.
Конспект – логическая канва устной речи или письменного сообщения. Способы составления конспекта.
Виды общений
Тема 12. Невербальное общение
Формулы вежливости. Как обратиться к собеседнику? Мимика и жесты в общении.
Тема 13. Разговор по телефону
Умение правильно и корректно говорить по телефону. Отличие деловых разговоров по телефону от бытовых. Правила общения по телефону при определенных случаях.
Контроль – работа с текстом
Тема 14. Речевые и стилистические ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении. Тавтология и неуместное употребление слов. Нарушение стилистической окраски текста.
Знать и уметь выявлять речевые и стилистические ошибки в тексте.
Тема 15. Изложение текста в тезисной форме
Тезис. Правила составления тезисов по данному тексту.
Умение и навык составления тезисов по данному тексту.
Тема 16. Смысловая и стилистическая оценка текста
Ошибки в смысловой и стилистической окраске текста. Практические умения и навыки при оценке данного текста.
Тема 17. Защита проектов
Рекомендуемые темы проектов:
- Молодежный сленг.
- Культура в деловом письменном общении.
- Лексические нормы языка.
- Речевые и грамматические ошибки в тексте.
Методическая литература для учителя:
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс (8–9 кл.): Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.: Методический комментарий (Т.А.Ладыженская, Г.Б.Вершинина и др. под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Дрофа, 1996.
- Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров. 8–9 кл.”: Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005.
Методическая литература для учащихся:
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс (8-9 кл.): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург, 1994.
Дидактическое оснащение.
- Таблицы, схемы.
- Тезариус по темам (терминологический словарь).
- Карточки для индивидуальной и групповой работы.
- Дидактический материал (памятки).
- Видео или аудио ролики (речевые ситуации)