Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" ("Школа-2100"). 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Тип. Урок – комплексное применение знаний (комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития).

Цели:

  • Помочь детям усвоить понятия “слово”, “слог”, “ударение”;
  • Выработать умение самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Тема. Слово, его значение. Слог. Ударение.

Задачи:

  1. Актуализировать знания, полученные на уроках русского языка;
  2. Показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
  3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память;
  4. Учить детей рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
  5. Дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  6. Формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование. Наглядные материалы, модели слов с различными случаями постановки ударения, толковый словарь, таблица для глаз.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и давайте начнем урок!

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.

У. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие.

У. Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите:

23 марта.

Классная работа.

У. Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её.

Воробей гору держит. (?...?...?...),

если эта загадка вызвала затруднение:

Собака Молчан весь дом стережет. (Замок)

У. Что вы можете сказать об этом слове? (Лексическое значение, слоговая структура, звуковой состав).

Возможные вопросы по ходу работы:

У. Как определить, сколько в слове слогов.

Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

У. Что же мы называем слогом?

Д. Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

У. Какой слог называют ударным?

Д. Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово).

У. А что вы представляете, когда слышите слово “замок”? Табличку со словом (без значка ударения) вывесить на доску. (Навесной замок, замок – молния, замок – затвор у ружья) По ходу ответов детей желательно вывешивать картинки.

У. Что же объединяет все эти вещи? (………)

У. Молодцы, это все – приспособления для запирания, то, что закрывает и держит крепко.

Давайте попробуем в наших тетрадях нарисовать несколько разных замков.

1. Минутка чистописания.

Крюк да колечко, крив да зубаст
Никому казны не даст.

Замок – навесной (крюк да колечко)
“Молния” (крив да зубаст)

У. А можно сказать, что при письме мы тоже встречаем замочки? (Соединения букв)

ок, от, ос

У. На доске записано крылатое выражение. Прочитайте его: За семью замками. Как вы это понимаете? (……………)

Да, так говорят о том, что спрятано в надежном месте; о том, что находится под строгим наблюдением. Граница государства на замке.

У. А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (………)

Как? (Замок). (Вывесить картинку)

Что вы можете сказать о буквенном составе (………), слоговой структуре этого слова? (………)

А поменялся ли его смысл? Отчего? (………) Можно устно составить предложение со словом.

У. Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?

Д. Для точной передачи смысла слова.

У. Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?

Д. Ударный и безударный.

У. Бывают ли слова, в которых нет ударного слога.

Д. Нет, в словах всегда есть ударный слог.

2. Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

У. Подберите подходящие к звуковой модели слова:

Учитель читает слова (7 – 10 слов), а дети в ладоши прохлопывают слово по слогам, громче выделяя ударный слог.

3. Работа с учебником. Словарно-орфографическая работа.

У. Откройте учебники на странице 16. Найдите упражнение № 15, прочитайте задание.

У. Что необходимо выполнить?

Д. Составить из слогов слова, поставить ударение.

У. Давайте, выполним задание и узнаем, кто живет на птичьем дворе.

(Учащиеся записывают слова в тетрадь с комментированием, расставляют ударение:

Птицы: гуси, куры, утки, цыплята, петухи, индюки).

У. Какой общей темой объединены эти слова?

Д. Это птицы.

У. Вспомните, в домашней работе вам тоже были даны слова, которые можно объединить общей темой. Какой?

Д. Они “растительные”.

У. Правильно, все эти слова объединили в одну смысловую группу по принципу: “связанные с растениями”.

У. Вернемся к упражнению. Правописание каких слов может вызвать затруднение? (Ответы детей).

Слова “петух” и “цыплята” надо запомнить. (Цыплята – исключение. Вспомнить пять слов – исключений). А вот послушайте, как сам петух объясняет, почему он так называется:

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я!

(И. Коньков)

У. Да, действительно, в некоторых районах нашей страны петуха называют певень.

Словарь: петух.

(в словарь можно записать еще одно слово из домашнего упражнения)

У. Составьте предложение со словом “петух” (Например, “Наш петух умеет петь”).

(Дети предлагают возможные варианты, повторяют правила записи предложений, записывают с комментированием, подчеркивают орфограммы, выделяют главное слово в предложении).

4. Физкультминутка

У. Девочки приготовили сценическую миниатюру. Давайте ее посмотрим.

Первая. Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (Берет бутылочку с лекарством, читает вслух) Три раза в день, после приема пищи (“Принимает” лекарство и начинает пищать).

Вторая. Что случилось? Почему ты пищишь?

Первая. Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) “После приема пищи”.

Вторая. Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитала! “Три раза в день, после приема пищи, а не пищи!”

Первая. Ой, мамочки! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова!

5. Вторичное закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”.

У. Почему же произошла такая путаница? (………) Как узнать, на какой слог надо поставить ударение? (………) Правильно, надо подумать, какой смысл заключен во всем предложении, и какое слово здесь подразумевается. А что вы заметили, работая с ударением?

Д. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место.

У. Что же тогда будет происходить?

Д. Будет меняться и значение слова.

У. Мне слово “чудно” изменить не сложно,

Поставлю ударение на О,

И вмиг исчезло слово “чудно”,

А появилось новое – “чудно”.

А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог (Кружки – кружки, полки – полки, заплачу – заплачу, хлопок – хлопок, пропасть, пропасть, мелки – мелки, замок – замок, пары – пары, дорога – дорога).

У. Молодцы!

6. Работа в группах.

Составление предложений с парами слов (кружки – кружки, хлопок – хлопок, полки – полки, замок – замок) Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

IV. Домашнее задание

У. Упражнение № 19, на странице 19.

V. Итог урока

Задание на рефлексию.

У. У вас на столах листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно расставьте ударения. (Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела. Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.)

У. Поменяйтесь листочками, проверьте написанное.

У. Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя?

Д. …………………

У. Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке?

Д. …………………

У. А всё ли поняли гости? (Это был открытый урок на школьной аттестации). Если да, то им легко будет ответить на вопрос: “Когда данный результат сложения будет верным?” (На альбомном листе запись: “Сто сорок и сто сорок будет двести сорок”).

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставить под удар.

У. Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен!