Класс необходимо разделить на 4-5 команд, каждая из которых выбирает себе цвет - цвет игрового стола. Ребята выбирают себе командира, который руководит ходом обсуждения и назначает того, кто будет давать ответ.
1 этап. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе на игре Брейн-ринг, которая будет посвящена одной очень интересной книге, а именно – толковому словарю. Словарь – удивительная книга! Сколько важной и полезной информации можно почерпнуть из нее. Команды должны будут нам продемонстрировать свои умения пользоваться словарем. Французский просветитель Вольтер сказал: “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.” (Эти слова записать на доске).
- Как вы понимаете это высказывание?
2 этап. Представление команд.
3 этап. Проведение игры.
1 вопрос. Черный ящик.
- Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике? Прочитайте лексическое значение слова по словарю. (В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку).
2 вопрос.
- Послушайте отрывок из повести А. Конан Дойла “Собака Баскервилей”.
“-У меня в кармане лежит одна рукопись, -сказал доктор Джеймс Мортимер.
- Я заметил это, как только вы вошли, - сказал Холмс.
- Рукопись очень древняя.
- Начало XVIII века, если только не подделка.
- Откуда вам это известно, сэр?
- Разговаривая со мной, вы все время показываете мне краешек этой рукописи дюйма в 2 шириной.
Плох же тот эксперт, который не сможет установить дату документа с точностью одного-двух десятилетий. Я датирую вашу рукопись 1730 годом”.
- Побудьте сейчас и вы в роли Шерлока Холмса. Что вы можете рассказать о слове, прочитав предложенную вам словарную статью?
1 команда Вегетация, - и, ж.
Рост и развитие растений
// прил. Вегетации – онн – ый, - ая, - ое.
Вегетационный период.
2 команда Бювар, -а, м.
Настольная папка для бумаг, конвертов.
// прил Бювар – н – ый, - ая, - ое.
3 команда Арбитр, -а, м.
1. Посредник в спорах, третейский судья.
2. То же, что судья.
// Футбольный арбитр.
4 команда Гарантия, -и, ж.
Ручательство, порука в чем-нибудь.
// Гарантий – н – ый, - ая, - ое.
Гарантийный срок.
3 вопрос. Черный ящик.
- Послушайте загадку:
Голубочка белая в избу влетела,
Что на свете видала –
Про все рассказала.
Языка не имеет,
А у кого побывает, тот
Многое знает.
- Прочитайте по словарю лексическое значение того, что лежит в черном ящике. Разгадайте загадку.
4 вопрос.
- А сейчас вам придется побыть конструкторами. Из указанных частей “соберите” слово, почитайте его лексическую статью:
- Приставка, как в слове попрыгать.
- Корень, как в слове говорящий.
- Суффикс, как в слове оценка.
- Окончание, как в слове основа. (Поговорка)
5 вопрос.
- Если я переведу это слово с латинского на русский язык, оно означает “соединение”.
- А как это слово толкуется в словаре? Прочитайте словарную статью.
6 вопрос.
- На доске помещены лексические значения некоторых слов. Догадайтесь, о каких словах идет речь и составьте из этих слов предложения.
- Строго придерживаться чего-нибудь.
- Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо.
- В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда (прил.)
- Перемещение чего-либо в определенном направлении. (Ответ: “Соблюдайте правила уличного движения!”)
4 этап. Подведение итогов игры.
1. Награждение победителей.
2. Посовещайтесь в команде и поделитесь впечатлениями о сегодняшней игре, а также сделайте выводы о том, почему необходимо постоянно обращаться к словарям.