Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку на тему: "Наш друг – толковый словарь". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Класс необходимо разделить на 4-5 команд, каждая из которых выбирает себе цвет - цвет игрового стола. Ребята выбирают себе командира, который руководит ходом обсуждения и назначает того, кто будет давать ответ.

1 этап. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе на игре Брейн-ринг, которая будет посвящена одной очень интересной книге, а именно – толковому словарю. Словарь – удивительная книга! Сколько важной и полезной информации можно почерпнуть из нее. Команды должны будут нам продемонстрировать свои умения пользоваться словарем. Французский просветитель Вольтер сказал: “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.” (Эти слова записать на доске).

- Как вы понимаете это высказывание?

2 этап. Представление команд.

3 этап. Проведение игры.

1 вопрос. Черный ящик.

- Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике? Прочитайте лексическое значение слова по словарю. (В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку).

2 вопрос.

- Послушайте отрывок из повести А. Конан Дойла “Собака Баскервилей”.

“-У меня в кармане лежит одна рукопись, -сказал доктор Джеймс Мортимер.

- Я заметил это, как только вы вошли, - сказал Холмс.

- Рукопись очень древняя.

- Начало XVIII века, если только не подделка.

- Откуда вам это известно, сэр?

- Разговаривая со мной, вы все время показываете мне краешек этой рукописи дюйма в 2 шириной.

Плох же тот эксперт, который не сможет установить дату документа с точностью одного-двух десятилетий. Я датирую вашу рукопись 1730 годом”.

- Побудьте сейчас и вы в роли Шерлока Холмса. Что вы можете рассказать о слове, прочитав предложенную вам словарную статью?

1 команда Вегетация, - и, ж.

Рост и развитие растений

// прил. Вегетации – онн – ый, - ая, - ое.

Вегетационный период.

2 команда Бювар, -а, м.

Настольная папка для бумаг, конвертов.

// прил Бювар – н – ый, - ая, - ое.

3 команда Арбитр, -а, м.

1. Посредник в спорах, третейский судья.

2. То же, что судья.

// Футбольный арбитр.

4 команда Гарантия, -и, ж.

Ручательство, порука в чем-нибудь.

// Гарантий – н – ый, - ая, - ое.

Гарантийный срок.

3 вопрос. Черный ящик.

- Послушайте загадку:

Голубочка белая в избу влетела,
Что на свете видала –
Про все рассказала.
Языка не имеет,
А у кого побывает, тот
Многое знает.

- Прочитайте по словарю лексическое значение того, что лежит в черном ящике. Разгадайте загадку.

4 вопрос.

- А сейчас вам придется побыть конструкторами. Из указанных частей “соберите” слово, почитайте его лексическую статью:

  1. Приставка, как в слове попрыгать.
  2. Корень, как в слове говорящий.
  3. Суффикс, как в слове оценка.
  4. Окончание, как в слове основа. (Поговорка)

5 вопрос.

- Если я переведу это слово с латинского на русский язык, оно означает “соединение”.

- А как это слово толкуется в словаре? Прочитайте словарную статью.

6 вопрос.

- На доске помещены лексические значения некоторых слов. Догадайтесь, о каких словах идет речь и составьте из этих слов предложения.

  1. Строго придерживаться чего-нибудь.
  2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо.
  3. В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда (прил.)
  4. Перемещение чего-либо в определенном направлении. (Ответ: “Соблюдайте правила уличного движения!”)

4 этап. Подведение итогов игры.

1. Награждение победителей.

2. Посовещайтесь в команде и поделитесь впечатлениями о сегодняшней игре, а также сделайте выводы о том, почему необходимо постоянно обращаться к словарям.