Тема: Закрепление. Склонение имен существительных.
Наш край. История и география Сахалинской области.
Цели:
- Закрепить знания о склонении имен существительных, закрепить все виды разбора существительного.
- Развивать навык орфографической зоркости.
- Познакомить учащихся с историей и географией Сахалинской области
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.
Ход урока
1. Минутка чистописания.
- Откроем тетради, запишем число и классная работа. На доске записаны буквы, какая лишняя? И почему? (таблица 1)
(С – заглавная, х – состоит из двух элементов)
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (безотрывное написание и с отрывом, гласные и согласные, строчные и прописные, письменные и печатные)
- Составьте их всех этих букв слово – имя существительное, собственное. (Сахалин)
- Пропишем каллиграфически это слово, правильно соединяя буквы.
2. Оргмомент, постановка целей и задач урока.
Идут острова от Камчатки,
Скрываясь, в туманной дали.
И, кажется, в строгом порядке,
В дозоре стоят корабли.
Где море плещет волною хмурой,
Туман сползает в простор долин,
Где начинается Родины утро,
Лежит наш остров … (Сахалин).
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем крае, об острове Сахалин, а еще мы вспомним все, что знаем об имени существительном.
3. История острова. Орфографическая минутка.
- Очень давно, в 1640 году, отряд казаков под начальством Ивана Москвитина открыли остров Сахалин (карта 1). А через несколько лет его присоединили к России.
- Просклоняем слова “Сахалин” и “Россия”. Что значит просклонять? Что происходит с существительными при изменении их по падежам?
И.п. что? Сахалин, Россия;
Р.п. чего? … и т.д.
- От чего зависит окончание существительного? (склонения и падежа)
4. Работа с контурной картой. Разбор предложения.
- Только через 150 лет после открытия Иваном Федоровичем Крузенштерном (рисунок 1) в 1805 году была составлена первая географическая карта (карта 2) острова. Были составлены и другие карты острова (карта 3). Нынешняя карта (карта 4) отличается от той, я мы с вами сейчас составим свою карту острова.
(Уч-ся работают на контурных картах Сахалинской области). Раньше думали, что Сахалин – это часть материка – полуостров, и только в 1894 году экспедиция Геннадия Ивановича Невельского (рисунок 2) на фрегате “Надежда” открыла, что Сахалин – это остров (подписываем все моря, заливы, проливы острова).
- У восточного берега самого большого на планете материка Евразия лежит наш остров САХАЛИН (подписать). На юге своей оконечностью – мысом Крильон, на севере – мысом Елизаветы, на западе – мысом Лах, на востоке – мысом Терпения (подписываем).
- Длина острова составляет 948 км, максимальная ширина – 160 км, а минимальная – 26 км (перешеек Поясок) (все отметить на карте).
- От материка остров отделен узким и мелководным проливом Невельского, а от острова Хоккайдо – проливом Лаперуза. С запада и юга остров омывается водами теплого Японского моря, а с севера – холодным Охотским морем.
- Прочитайте запись на доске: лежит, Евразия, у, материка, Сахалин, берега, восточного.
- Составьте из этих слов предложение. Запишем и разберем его (главные и второстепенные члены, части речи, падежи всех существительных).
- Что помогает определить падеж существительного в предложении?
- Выполним морфологический разбор существительного “Сахалин”.
5. Состав Сахалинской области. Города и поселки Сахалинской области. Разбор по составу и фонетический разбор существительного.
- На границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка лежит Курильский архипелаг. Он образует две гряды: большую Курильскую (из 30 островов, среди которых Кунашир, Итуруп, Уруп, Симушир, Онекотан, Парамушир и Шумшу) и малую Курильскую (из 6 островов, самый большой – Шикотан).
- Так остров Сахалин и Курильские острова входят в состав Сахалинской области, которая была образована 2 января 1947 года. Это единственная область России, которая находится на островах, центром которой является город … (Южно-Сахалинск).
- А какие еще города сахалинской области вы знаете?
Д/и “Узнай город!”
горУлегск (Углегорск), ксмлоХ (Холмск), росПонайк (Поронайск), орсКакво (Корсаков), акроМав (Макаров), аОх (Оха), ниавА (Анива), евлькНсе (Невельск), лиДноск (Долинск), садАнлекроскв (Алексндровск).
- Записываем на доске, расставив буквы в нужном порядке и разбираем по составу. А слово “Оха” - фонетический разбор.
6. Викторина “Населенные пункты Сахалина”.
- А сейчас небольшая викторина о городах и поселках нашего острова, и мы проверим, хорошо ли вы его знаете.
- Какой поселок Сахалинской области “летает”? (Сокол)
- Какой город Сахалина назван в честь великого русского писателя? (Чехов)
- Город, название которого совпадает с названием реки, на которой он стоит? (Поронайск)
- Город, название которого связано с большими запасами там угля? (Углегорск)
- Город, который возник в связи с большими запасами нефти в его окрестностях? (Оха)
- Город, название которого состоит из пяти букв, три из которых гласные? (Анива)
- Город, в названии которого есть название промышленного предприятия? (Шахтерск)
- В названии какого города Сахалина есть красная гора? (Красногорск)
- Город, название которого происходит от фамилии русского путешественника, который открыл, что Сахалин – это остров? (Невельск)
7. Рельеф, полезные ископаемые острова.
- Значительную часть Сахалина занимают полого-волнистые и холмистые равнины, хотя выделяются отдельные очень высокие горы и даже вулканы. Их насчитывается свыше 100. самым высоким вулканом является Алаид на острове Атласова 2339 м. А самая высокая гора – гора Лопатина – 1609 м.
- Сахалин называют жемчужиной России на Тихом океане. Как вы думаете, почему? Ведь здесь в удивительном сочетании имеются многие виды полезных ископаемых, ценных минералов. Здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, известняк, торф, и даже – золото. Открыты месторождения редких элементов, источники минеральных вод и лечебных грязей (отметить на карте полезные ископаемые).
8. Реки Сахалина. Склонение существительных.
- На Сахалине более 65 тысяч рек, 4 тысячи из которых протекает на Курилах. Но выделяют три самые крупные. И вам необходимо угадать их названия (таблица 2) и расписать в три столбика по склонениям.
(Угаданные реки отметить на контурной карте)
- Допишите еще по четыре слова в каждый столбик. Что помогает определить склонение существительных?
9. Климат Сахалина. Работа с текстом.
- Информация о климате и погоде на нашем острове находится в текстах, которые есть у каждого из вас. Но, прежде всего текст надо будет восстановить, прежде чем записать его в тетрадь.
Закодированный текст (таблица 3):
Правильный текст:
Климат Сахалина определяется рядом факторов. Это большая длина с севера на юг, сложный рельеф, моря и морские течения. Все это создает большие различия между погодой в разных местах острова. Особо опасными явлениями являются тайфуны и лавины.
- В текстах давайте найдем все существительные и определим их падеж.
- Так то чего зависит погода острова? (протяженность, рельеф, близость моря, морские течения)
10. Домашнее задание. Обобщение, итоги урока.
- Сегодня мы с вами очень много узнали об истории и географии нашего края. Я надеюсь, новая информация была для вас полезной и интересной. И дома я попрошу вас написать мини - сочинение о своем крае на тему “Жемчужина” России”.
- А сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали, что вы запомнили, были ли внимательны на уроке. С левой стороны (таблица 4) записаны имена собственные, вам необходимо определить, к каким словам они относятся (таблица на доске, соединить стрелками).
- Угадайте, каким словом мне хочется вас поблагодарить за вашу работу на уроке: корень из слова “МОЛОДОЙ”, суффикс – “КОСЦЫ”, окончание – “ТРАВЫ”? (Молодцы)
- Что понравилось на уроке?
- Что нового и интересного вы для себя запомнили?
- Хотелось бы вам еще больше узнать о своем крае?