Открытый урок русского языка с компьютерной поддержкой в 7-м классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающие (познавательные).
    • Повторить и обобщить теоретические сведения
      • о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;
      • о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов.
    • Совершенствовать умения и навыки
      • обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать;
      • определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
      • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
  • Развивающие.
    • Развивать
      • навык грамотной устной и письменной связной речи;
      • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
      • общую культуру, кругозор учащихся.
  • Воспитательные.
    • На основе краеведческого материала воспитывать уважение к истории Тульского края, любовь к малой родине.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока, постановка цели.

– Тема нашего урока: Союз. Повторение и обобщение. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить изученный материал о союзе.

2. Начнем мы наш урок традиционно с проверки домашнего задания.

Дома ребята выполняли упражнение № 333. ("Русский язык. 7 класс" Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М., "Дрофа", 2005 год)
В соответствии с заданием к упражнению, два ученика у доски выполняют морфологический и морфемный разборы наречия и деепричастия. Другие ученики читают предложения из домашнего упражнения, объясняют орфограммы и пунктограммы, объясняют, почему наречие и деепричастие не имеет окончания.

3. Фронтальный опрос.

– Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные.)

– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого.)

4. Слово учителя.

– Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. (Слайд 1 Приложения)
Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз и.
На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения "Я помню чудное мгновенье…" многосоюзие замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель читает четверостишие.

– В отрывке из стихотворения "Пророк" многосоюзие используется для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

Учитель читает отрывок.

– А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (Слайд 2)

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

5. Закрепительные упражнения.

– Верно, ребята! А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

Задание (Слайд 3)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

– Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложение и предложение с однородными членами. (Слайд 4)

Задание 2. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют пунктограммы.

– Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные.)

– Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на мониторе, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы. (Слайд 5)

Задание 3.

1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, я рву мокрые ветки распустившейся черёмухи и упиваюсь их чудным запахом. (Л.Н. Толстой)
4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)
6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)
7) Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода.
8) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)
9) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой)
10) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)
11) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)

Можно провести взаимопроверку, но ученикам следует обязательно свериться с экраном, где появятся правильные ответы.

– А теперь охарактеризуйте каждый из союзов по значению и употреблению в речи.

Работа выполняется устно, например, союз но – сочинительный, противительный, выражает отношения противопоставления, несоответствия, различия; союз несмотря на то что – подчинительный, уступительный, выражает уступительные отношения. (Слайд 6)

– Какое слово, соединяющее части сложного предложения вы не вписали ни в один столбик? (Где – это наречие, союзное слово)

– Чем отличаются союзные слова от союзов? (Союзные слова – это наречия и относительные местоимения, выполняющие в сложноподчиненном предложении роль союза. В отличие от союзов, они отвечают на вопросы и являются членами предложения.)

– Верно, вот в следующем задании вам и предстоит найти предложения с союзными словами и указать, какой частью речи и членом предложения является каждое союзное слово. (Слайд 7)

1. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
2. Кто может знать, что ждет меня?
3. Люди уже давно заметили, что многие живые организмы очень точно определяют время.
4. Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.
5. Человек дорожит тем, во что он вложил частицу своего сердца.

Ученики выписывают предложения с союзными словами, подчеркивают эти слова как члены предложения, объясняют свой выбор.

– Сегодняшний наш урок – урок повторения и обобщения. Мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, повторили морфологические признаки союза. А сейчас, пользуясь опорной схемой, расскажите о правописании союзов и их отличии от созвучных слов других частей речи. (Слайд 8)

– Хорошо! А теперь на конкретных примерах рассмотрим правописание союзов. (Слайды 9,10, 11)

Задание 6. Комментированное письмо.

1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.

– Вы хорошо справились с заданиями. Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Оно состоит из двух частей.

6. Самостоятельная проверочная работа.

Задание 7 (выполняется на отдельных листочках, которые будут сданы учителю на проверку).

1-я часть. Конструирование предложений (Слайд 12)

– Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.

На мониторах это задание может выглядеть следующим образом.

1. Почему Тулу называют городом-умельцем, городом-тружеником?

[      ] , ( потому что).

2. С какой целью в XVI веке было задумано строительство Тульского Кремля?

[      ] , ( чтобы).

3. С именами каких выдающихся писателей и поэтов связан Тульский край?

img7.gif (283 bytes)

2-я часть. Тест.

Тест можно провести на компьютере при помощи любой программы-оболочки для создания тестов. Мы пользовались программой "Test Man", созданной и любезно предоставленной нам господином Рафаэлем Абдульмановым.

Если провести тестирование на компьютере нет возможности, то можно воспользоваться и бумажным вариантом.

ТЕСТ

1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.

1) вряд ли, же, потому что, зато
2) хотя, если, пусть, раз
3) но, либо, с тех пор как, ради того чтобы
4) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за

2. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.

1) Соединительные: и, ни…ни, также, тоже, не только…но и, как…так и
2) Противительные: но, а, зато, да /но/, однако
3) Изъяснительные: что, чтобы, будто, как будто
4) Обстоятельственные: когда, для того чтобы, так что, либо, как будто

3. Определите и отметьте обстоятельственный союз со значением сравнения.

1) если
2) будто
3) пока
4) хотя

4. Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин)

1) Что – союз.
2) Служит для связи частей сложного предложения.
3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
4) Членом предложения не является.

5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом.

1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и появился.
2) Я то/же/ собираюсь летом на юг.
3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за/то/ дерево.
4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей.

6. Укажите, в каком предложении слово точно является союзом?

1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (Д. Мамин-Сибиряк)
2) Он говорил резко и точно. (К. Паустовский)
3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию. (Л. Леонов)
4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт. (А. Чаковский)

7. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзным словом.

1) Что волки жадны, всякий знает (И. Крылов)
2) Известие, что привез староста, всех огорчило. (А. Пушкин)
3) Он сказал это и почувствовал, что у него холодеет лицо. (К. Паустовский)
4) Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны. (А. Фет)

8. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.
2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.
3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала.
4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

9. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А.Чехов)
2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин)
3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад. (Ф. Достоевский)
4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было. (И. Тургенев)

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным. (С. Смирнов)
2) Несмотря на то, что был болен, он проводил меня до станции. (И. Тургенев)
3) По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький)
4) Для того чтобы присоединиться к ним, следовало переправиться на правый берег реки. (В. Арсеньев)

Ответы.

1) 3, 2) 4, 3) 2, 4) 3, 5) 2, 6) 1) 7) 2, 8) 3, 9) 1, 10) 2.

7. Домашнее задание.

Упр. № 324.

Комментарий. Дома написать сочинение-рассуждение на тему "Сходство и различие союзов и предлогов".