Темперамент и его значение для педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Каждый человек – это целый том,
если вы только знаете, как читать его.

У. Чэннинг

Сегодня ситуация в образовании такова, что государство разрабатывает и предлагает муниципальным учебным заведениям разнообразные образовательные программы, неоднородные по содержанию. Одни ориентированы на работу с одарёнными детьми, другие учитывают профильную подготовку, третьи предлагают основываться на базовых знаниях. В содержании любой образовательной программы, несомненно, присутствуют такие компоненты, с помощью которых муниципальное образовательное учреждение обязано подготовить ребенка, который был бы адаптирован для дальнейшего интеллектуального развития и социального продвижения.

Как правило, содержание того или иного государственного образовательного стандарта рассчитано на детей без физических и психических отклонений. Задача конкретного педагога в том, чтобы прийти к результатам в соответствии с требованиями стандарта. Для этого каждый учитель следует тем методикам и использует в работе те формы, которые, на его взгляд, помогут сделать обучение эффективным и результативным. В свою очередь, мы, будучи перспективными педагогами, также заинтересованы в том, чтобы обучать качественно.

На наш взгляд, сегодня актуальной является проблема изучения темперамента и его соотношения с педагогической деятельностью. Учитель, составляя свой план урока, как правило, включает в него задания, рассчитанные на класс в целом, почему-то не задумываясь, что у детей совершенно разная психика, скорость реакции, степень восприятия информации. Таким образом, можно смело предположить, что результат деятельности будет не такой, каким его желает видеть учитель. Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми. Это возможно, на наш взгляд, при владении информацией о темпераменте, ведь в программе вузов гуманитарного направления науке психологии уделяется достаточно внимания. Поэтому целью данной статьи является углубление вопроса о темпераменте человека и, как следствие, попытка доказать, насколько огромно значение темперамента для деятельности педагога, каким образом можно скорректировать свою педагогическую деятельность, исходя из особенностей темперамента ребёнка.

Несомненно, психика человека уникальна и неповторима. Причины неповторимости, с одной стороны, заключены в особенностях биологического и физиологического строения и развития организма, с другой стороны, определяются единственностью и неповторимостью тех социальных связей и контактов, которые приобрёл человек к тому или иному моменту. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду прежде всего биологически обусловленные подструктуры – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности [ 6] . Несомненно, повышенный интерес психологов к темпераменту можно объяснить желанием лучше разобраться в индивидуальных различиях между людьми, тем не менее, сложность проявлений темперамента позволяет говорить, что данный вопрос сегодня остаётся во многом спорным и нерешённым. Но данная проблема сегодня имеет и определённую степень освещённости. Огромный вклад в её решение внесли такие учёные-психологи, как Я.Стреляу, В.М. Русалов, В.В. Мегедь и др., теоретические знания которых мы используем в данной статье. Считаем необходимым пояснить, что с позиции науки психологии темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека [ 6] . Рассматриваемое психологическое свойство:

  1. не зависит от содержания деятельности и поведения (независимо от смысла, цели, мотива деятельности);
  2. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  3. рано проявляется в детстве;
  4. устойчиво в течение жизни человека;
  5. является наследуемым [5] .

От темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определённые контакты с другими предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим. По одной из многочисленных теорий люди обладают одним из четырёх типов темперамента: холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим [ 3] . Психологи признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный [ 5] . Вопрос о соотношении темперамента и деятельности, к сожалению, ещё не был предметом тщательного анализа. По-видимому, это задача будущих специальных исследований. Считается, что темперамент лишь проявляется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типологический стиль. Однако несомненен тот факт, что люди с разным типом темперамента по-разному включаются в конкретные виды деятельности. Именно в совместной деятельности влияние темперамента становится более отчётливым и значимым и отражается на эффективности деятельности [5] .

Существует много методик, позволяющих определить тип темперамента человека, но применение их должно проводиться только под руководством соответствующего специалиста. Поэтому под руководством школьного психолога мы провели исследование в 9 классе Д и 9 классе Б на принадлежность детей к тому или иному типу темперамента. В исследовании принимали участие 27 человек 9 Д класса и 20 человек 9 Б класса.

Методика, предложенная Г.В. Ковалёвой в книге “Психология хандры, или Выход есть” позволила получить следующие результаты.

Это позволяет сделать некоторые выводы. Поскольку в 9Д классе основной процент детей-сангвиников, а в 9Б классе – детей-меланхоликов, то в соответствии с данными исследования учитель, реализуя один и тот же план урока в обоих классах, получит разные результаты, которые, к сожалению, не будут продуктивными. Нельзя флегматиков заставить работать в том темпе, что холериков, а меланхоликам давать тот же объём работы, что и сангвиникам. Если сангвиники, в свою очередь будут ожидать, пока флегматики справятся с заданием, интерес к процессу работы у них потеряется. Медлительным же флегматикам и эмоционально неустойчивым меланхоликам не угнаться в темпе за холериками [ 1] .

Поэтому педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Методы и формы подачи материала не могут быть одинаковыми. Значение темперамента непосредственно для педагогической деятельности огромно. Следовательно, задача педагога на уроках не “исправлять” темперамент, а работать с тем, что есть, качественно преобразовывая это, переводя на новый уровень взаимодействия и терпимого отношения детей к психологическим особенностям друг друга. Оговорим здесь тот факт, что ребята ознакомлены с результатами исследований, им самим всё интересно, поэтому согласие на проведение тестов появилось с обязательным условием публичного оглашения результатов. Дети также ориентированы на то, что нет плохих темпераментов или хороших. В каждом заложено своё индивидуальное, то, чего нет в другом типе.

Приведём конкретный пример работы в рамках нашей проблемы. На уроках для детей с любым типом темперамента находится интересная работа.

Урок литературы в 9-м классе.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения “Парус”, “Молитва”.

УМК “В мире литературы 9 класс” под редакцией А.Г. Кутузова.

Цель: сравнительный анализ и интерпретация стихотворений.

Задачи: сравнить оба стихотворения, сформулировать, какие чувства несёт в себе ключевой образ каждого из этих произведений, рассмотреть стихотворения “Парус” и “Молитва” с позиции эмоций, соотнести их с судьбой поэта, показать трагичность образа лирического героя, предположить возможные изменения его жизни.

Урок строится с опорой на домашнее задание.

Тип темперамента ребёнка Индивидуальное задание
флегматики Выписать в тетрадь выразительные средства, определить их вид.
меланхолики Определить, какие чувства вызывает каждое из стихотворений, одинаковы ли эти чувства.
холерики Связать данные тексты с биографией поэта, описать ту эмоциональную ситуацию, в которой, на ваш взгляд, и появились эти стихи.
сангвиники Предложите другой финал данных стихотворений, возможен ли он. Придумайте такой выход из ситуации, чтобы герой был удовлетворён жизнью, почувствовал себя комфортно. С какого момента биографии это должно произойти?

Ход:

Тип темперамента ребёнка Реализация задания
флегматики 1. Выучили стихотворение наизусть. 2. Выписали в тетрадь выразительные средства, определили их вид: (“Парус”): “парус одинокий” - олицетворение; “парус ищет, кинул”, “играют волны”, “мачта гнётся и скрипит” - метафоры; “парус мятежный”, “луч солнца золотой” - эпитеты и т.д.
меланхолики 1. Все эмоции и печальное настроение передаётся через восклицательные предложения, предложения с уточнением. 2. Между строк мы читаем то, что в Парусе - образ поэта.
холерики 1.Эмоциональное чтение стихотворений. 2. Рассказ о нелёгкой судьбе поэта, вследствие чего появились пропитанные одиночеством, чувством безысходности стихи.
сангвиники 1. Выдвижение и обсуждение идеи стихотворений, композиции. 2. Предлагают другой финал данных стихотворений.

Урок достигает своей кульминации. В итоге обсуждений появляется вывод, что в человеке всё закладывается с раннего детства, ему нужна полная семья, благоприятная ситуация в воспитании, больше положительных эмоций и т.д. Тогда можно чувствовать себя более комфортно в обществе. Вот так мы с помощью литературных произведений выходим на уровень обсуждения сегодняшней жизни. Меланхолики и флегматики усваивают, что надо быть смелее, активнее, пытаться владеть своими чувствами, стремиться к позитивным эмоциям. Холерики учатся сопереживать, быть более сдержанными, а сангвиники – быть реалистичнее. Каждый из учеников почувствует себя на уроке востребованным. В процессе урока любое высказывание ребёнка представляет ценность. Даже если мнение ребёнка звучит абсурдно, оно верно. Тот опыт, который приобретает ребёнок через высказывание, преобразовывается на каждом занятии, становится значимым не только для него самого, но и для окружающих. Поощрение ребёнка способствует созданию дополнительного стимула для дальнейшей работы.

Ориентируясь на типы темперамента, можно не сомневаться, что прежде всего предметы русский язык и литература станут ценнее для ребят, исчезнет чувство боязни, дискомфорта. Появится чувство удовольствия и потребность в самореализации и самоутверждении через данные предметы.

Итак, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта цель любого педагога состоит в том, чтобы, обучая, прийти к продуктивным результатам. Для этого каждый учитель следует тем методикам и использует в работе те формы, которые, на его взгляд, помогут сделать обучение эффективным и результативным. Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми, исходя из данных о типах темперамента каждого ребёнка. Поскольку темперамент – это биологически обусловленные, индивидуально-своеобразные свойства психики, то педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Опытный педагог, несомненно, получит более высокий результат своей деятельности, а рейтинг его предмета среди детей станет более высоким. Поэтому любой учитель-предметник может корректировать свою деятельность в соответствии с особенностями темперамента детей, независимо от возраста.

В заключение нужно отметить, что, будучи важнейшим компонентом индивидуальности человека, темперамент должен стать предметом более углубленного теоретического и экспериментального изучения не только на новом уровне современной психологии, но и занять ведущее место в педагогике и образовательной практике.

Список литературы.

  1. Ковалёва Г.В. Психология хандры, или Выход есть. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003, 315с.
  2. Мегедь В.В. Темпераменты и их совместимость. //Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. – 2004, №12
  3. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999, 320с
  4. Русалов В.М. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. //Психологический журнал. – 2005 – Т26., №3
  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. – 1995, №1
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Прогресс, 1982, 420с.