Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации НРК

Разделы: Русский язык


Русская педагогическая мысль еще в XIX веке почувствовала насущную необходимость изучения языка, истории, культуры, литературы на местном материале. В 1896 году Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод “локализации” - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. По методике Е.А.Звягинцева все дисциплины школьного цикла “прошивались” изнутри выходами к проблемам родного края, возникал органический синтез “близкого” и “дальнего”, родины “малой” с родиной “большой”. Старая школа не приняла этой методики, и вышедшая в 1924 году монография этого же автора “Родиноведение и локализация в школе” осталась невостребованной нашей педагогической практикой.

История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что назрело время внедрения НРК в преподавании учебных предметов в общеобразовательных школах. Этот компонент нацелен на формирование личности учащегося, как достойного представителями своего региона, воспринявшего его социо-культурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. НРК расширяет совокупность используемых в учебном процессе методов познания, содействует формированию целостного и предметного видения мира, природы, различных культур, человека, вовлекая в процесс социализации ученика, который сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.

Пути внедрения НРК многовариантны: учебные программы с дополнением регионального содержания, интегрированные учебные курсы, факультативы, спецкурсы, кружки, посвященные региональным компонентам.

Основная часть.

Работая 3 года с учащимися старших классов в рамках научно-исследовательской работы по ономастике, топонимике, литературе Красноярского края, я пришла к идее создания проекта кружка лингвистического краеведения. Построение регионального содержания в нем базируется на принципах педагогики и с учетом историзма, комплексности, интегративности.

Проект кружка лингвистического краеведения.

Пояснительная записка.

Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков.

Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства.

Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить. Как вариант такого познания мы предлагаем занятия кружка по топонимике. Проведенный ними опрос показал, что учащиеся хотят получить знания по топонимике, интересуются историей края, его героическим прошлым. Этот интерес может быть удовлетворен и развит не только традиционными формами краеведения (историческим, географическим, литературным), но и с помощью такой формы школьного лингвистического краеведения (включающего диалектологию, фольклористику, ономастику), как кружок местной топонимики.

1. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.

2. Задачи:

а) Дать учащимся понятие о региональной топонимике, ее своеобразии и неразрывной связи с русским языком, литературой, историей, географией через практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.

б) Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной местной топонимики.

Что мы понимаем под местной топонимикой?

Это географические названия городов, населенных пунктов края, городская микротопонимика (названия улиц, площадей, переулков) это названия, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков.

3. Проектная идея.

Опыт работы по изучению региональной топонимики края свидетельствует о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение географических названий городов, населенных пунктов края, городской микротопонимики (названия улиц, площадей, переулков) названий, которые непрерывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым края, с именами выдающихся земляков), так и по форме: "рассредоточено", когда тот или иной материал будет изучаться в рамках общелингвистического контекста через систему занятий, когда будет выделен один пласт материала (например, годонимы, остальное же будет изучаться обзорно) через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе, методов изучения региональной топонимики. В основу реализации может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание топонимического альбома, создание фильмов, компьютерных презентаций).

Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри профиля (филология, журналистика, научная работа, история, география). Появление данного проекта на основе изучения региональной топонимики представляется целесообразным потому, что разработками в данной области успешно занимаются ведущие ВУЗы Красноярска, учителя, специалисты могут оказать и оказывают существенную помощь в организации данной работы и ее программно-методическому обеспечению.

Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с региональной топонимикой, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю и представляет собой его будущее.

4. Участники.

Учащихся 8-9 классов образовательных школ, которые, в отличие от пяти-семиклассников обладают некоторой лингвистической подготовкой (изучены фонетика, лексика, морфология). Работа при сотрудничестве с библиотеками, музеями, архивом, литературными объединениями, членами географических сообществ, Советом ветеранов.

5. Принципы:

  • сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной сибирской культуры;
  • формирование целостного представления учащихся о родном крае;
  • деятельностный подход.

6. Направления:

  • годонимы Красноярья (исторические этапы края);
  • ойконимы, гидронимы, оронимы (человек и природа);
  • наследие (музейная деятельность).

Работа организуется по подгруппам:

  • поисковики (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы и выходы);
  • группа экскурсоводов разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции;
  • группа организаторов проводит массовые мероприятия, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

8. Формы работы кружка лингвотопонимики:

  • панорама достижений;
  • чтения;
  • посещение музеев, архивов;
  • встречи с интересными людьми;
  • заочные экскурсии;
  • выезды, путешествия;
  • уроки в Интернете;
  • работа с текстами краеведческого характера;
  • альманахи, устные журналы;
  • кроссворды;
  • работа в архиве по теме "Моя родословная".

9. Примерный план работы.

Тема занятия Литература Форма проведения Задание
1 Организация кружка, составление списков участников. Знакомство с планом, выяснение интересов, корректировка плана, сообщение о целях и задачах кружка, особенностях работы, рекомендация литературы и т.д.

Знакомство с предметом исследования – топонимикой.

Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. – М., 1981 Сообщение учителя о топонимике как отрасли ономастики. Подготовить сообщения о людях, чьи имена присвоены улицам.
2. Улицы Норильска (история названий улиц, связанная с историей освоения Севера) Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М.,1979;

Мурзаев Э.М. география в названиях. – М., 1982; книги о Норильске.

Сообщение учителя об улицах Бегичева, Нансена. Сообщения учащихся. Составить список улиц, связанных с историческими датами города и страны.
3 Откуда Норильск пошел. Видеокассеты о Норильске Экскурсия в архив. Подготовка к топонимической экскурсии по городу.
4. Экскурсия по городу (Гвардейская площадь, Ленина 14, Севастопольская улица).   Экскурсия по маршруту, разработанная руководителем кружка.

Рассказ учителя.

Беседа.

Подготовить информацию об улицах Красноярска, названных в честь революционеров, героев ВОВ.
5. “Их именами названы улицы Красноярска” Книги о Красноярском крае. Обсуждение списка улиц, составленного дома, анализ прежних названий с точки зрения их происхождения и формы. Сообщение членов кружка. Выписать из книги “Красноярский край” все топонимы, связанные с истерией края.
6. Топонимы, отражающие героическое прошлое Красноярского края. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. – М., 1983; карта 1797 года и нашего времени. Нахождение на карте топонимов, сообщение о топонических находках, беседа об их происхождении и значении, связи с историей края Найти на карте

топонимы, происхождение

которых

связано с

именами, фамилиями, прозвищами (предположительно)

7 Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий. “Что значит твоя фамилия?” (краткие сведения об антропонимике) Успенский “Ты и твое имя”; Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии; Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Нахождение на карте данных топонимов, их элементарная классификация, краткие сообщения. Найти названия, связанные с языками народностей Таймыра и Сибири.
8 Топонимы из наследия Карта края Сообщения об оронимах, гидронимах, пришедших из языков народностей, обитавших ранее. Сообщения о писателях-земляках.
9 Топонимы литературного края. Топонимы, связанные с местами жизни и деятельности писателей, художников, композиторов, ученых. Карта Красноярского края Сообщения учащихся об Астафьеве и с. Овсянка, Сурикове и Красноярске, Бориеве и Норильске и т.д. беседа о происхождении микротопонимов. Сообщения о поэтах края.
10 Норильск литературный   Экскурсия в библиотеку на ул. Котульского. Отметить улицы Красноярска, произошедшие от промышленных объектов.
11 Красноярск экономический   Проследить принцип образования топонимов, связанных с экономикой Проследить по карте и в справочнике “Красноярский край”,

какие населенные пункты имеют то же имя, что и река, на которой

они расположены.

12 Что сначала: название города или реки? “Красноярский край” (справочник) Отчеты о проведенном исследовании. Сообщение учителя о топонимах, связанных с гидронимами, их историей и значением. Найти топонимические неологизмы

на карте. Выяснить

их происхождение

с точки

зрения современного языка.

13 Новые географические названия края. “Красноярский край” (справочник), Карта Красноярского края Сообщения учащихся. Составление списка топонимов. Сообщение учителя.  
14 Экспедиция в Талнах с целью сбора топонимического материала.   Беседа с информантами, заполнение топонимических карточек. Систематизация собранного материала.
15 Обработка материала, составление альбома. Анкетирование: выяснить необходимость занятий топонимикой в дальнейшем Записи бесед с информантами. Топонимические карточки, схема маршрута. Сообщение учителя и учащихся об итогах эксперимента. Подготовка

к вечеру

“Дорогами лингвотопонимики” с компьютерными презентациями-отчетами.

16 Семейный творческий вечер “Дорогами лингвотопонимики”.
17 Наши планы: анализ анкетирования.

10. Предполагаемый результат.

По окончании срока реализации проекта кружка линвотопонимики дети совместно с преподавателями будут иметь модель интегрированной организации национально-регионального компонента во внеурочное время. Накопленный опыт будет способствовать расширению возможностей школьного урока и поможет установить сознательность действий учащихся на каждом этапе урока, откроется возможность создания картотеки старожилов, передвижных выставок, исследовательской работы учащихся совместно с ВУЗами, оформления альбомов семейных династий, выпуска топонимического альманаха, компьютерных презентаций и т.д.

Данный проект является лишь одной из форм по организации реализации регионального компонента в “Лицее №3”. Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться в МОУ по следующим компонентам:

дискуссионно-диалоговый, позволяющий привлечь учащихся в совместные рассуждения о преемственности минувшей и нынешней Сибири;

исследовательский (создание базы данных);

общешкольный — проведение декады лингвотопонимики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1) участие в конкурсе социальных проектов “Мой Край – мое Дело”;

2) Участие в общегородском конкурсе, посвященном 80-летию со дня рождения В.П.Астафьева (грамоты за 1, 2 место);

3) Работы, представленные на ГНПК: “Ономастикон норильских фамилий”, “Топонимическая карта Красноярья”, “Годонимы Норильска и Красноярска” (диплом и благодарственные письма);

4) публикации в газете “Заполярный вестник”;

5) альбом “По улицам Норильска”;

6) электронная викторина “Имя Астафьева будет звучать вечно в страницах написанных книг”;

7) компьютерные презентации.

На сегодняшний день проведена значительная работа, собран материал, но, как мы убедились, эта тема неисчерпаема, поэтому важно продолжить изыскания в данном направлении. Работа показала, что возможности для изучения лингвокраеведения в Норильске есть, и есть надежда, что, начатое выпускниками дело будет продолжено моими восьмиклассниками в форме проектной деятельности по созданию полного словаря норильских фамилий.