Уроки развития речи

Разделы: Русский язык


Тема урока: Описание народной игрушки.

Тип урока: урок-закрепление.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология проведения урока: проектная, с элементами развивающего обучения.

Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, ведение путевых заметок, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, составление синтаксических конструкций, составление описаний по иллюстрациям, по макетам и фигурам народных игрушек, конкурс на лучшее описание, сопоставительное описание, работа по опорным словам, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления.

Цели урока:

  • Обучающие: Подготовка учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения; дать точное и яркое представление о предмете речи; знакомство с русскими и татарскими народными игрушками: загорскими матрешками, семеновскими матрешками, дымковскими и актюбинскими игрушками; обратить внимание учащихся на эстетические функции игрушки, на то, что она является неотъемлемой частью культуры народа, познакомить с историей создания игрушек, с именами мастеров-игрушечников, познакомить с местами, где мастера и сегодня работают в народном духе.
  • Развивающие: Развитие умений учащихся определять и сопоставлять отличительные признаки игрушек- кукол, обогатить словарный запас учащихся, развить устную речь, творческую и познавательную деятельность учащихся;
  • Воспитательные: Воспитать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Подготовка к уроку

Этот урок развития речи (спаренный), запланирован как урок- путешествие по местам создания народных игрушек. У шестиклассников уже есть опыт уроков путешествия по стране “Морфологиус”. Уроки-путешествия, экскурсии тогда происходили в несколько иной форме – форме вопросов-ответов, в форме соревнования; какая команда быстрее преодолеет преграды на пути, справится с испытаниями, тот и доберется до конечной остановки и получит “зачтено” по разделу учебника “Имя существительное”. Сейчас учащихся на экскурсии сопровождают экскурсоводы и гиды. Урок развития речи проводится после изучения степеней сравнения прилагательных, разрядов имен прилагательных и сложных имен прилагательных с целью закрепления умений употребления данных прилагательных в речи. Задания к уроку путешествию даются в начале изучения темы “Имя прилагательное” (за 2 недели до путешествия). Опережающие домашние задания - это и своеобразный стимул для успешного усвоения учебного материала по теме “Имя прилагательное”. Учащиеся делятся на группы, получают предварительные задания.

1 группа (сильные учащиеся) - группа экскурсоводов. Подготовить материалы для выступлений: “Загорские матрешки”; “Семеновские матрешки”; “Дымковские игрушки”; г) “Актюбинские игрушки”. (При необходимости подобрать материалы помогает учитель).

2 группа (средние учащиеся) – составить и нарисовать красочную карту путешествий по предложенным учителем станциям (названия станций предлагаются на карточке).

3 группа (слабые учащиеся) – приготовить танец матрешек, нарисовать матрешек или других народных игрушек.

Индивидуальные задания:

– сочинить стихотворение о любимой детской игрушке (кукле, мишке, собачке, чебурашке)

– найти информацию о символе-сувенире Азнакаевского района;

– рассказать об актюбинском сувенире “Девон-Бабай”.

Опорные карточки для подготовки к уроку:

Карточка 1. Сочинить стихотворение о любимой игрушке детства.

Опорные и ключевые слова: синеглазая, кареглазая, большеглазая, красивая, глазки, веселая, кукла, игрушка, шум, крик, обида, моя любимая

Карточка 2. Сочинить стихотворение о любимой игрушке детства по следующим опорным словам: собачка, крошечная, бумага, отгадать, своими руками, милая, узнать, бумажная

Карточка 3. Нарисовать карту путешествий по следующим названиям станций:Мои любимые игрушки”, “Матрешки”, “Загорские матрешки”, “Семеновские матрешки”,“Дымковские игрушки”, “Актюбинские игрушки” .

Карточка 4. Рассказать об актюбинском сувенире “Девон-Бабай”.

Карточка 5. Найти информацию о символе-сувенире Азнакаевского района.

Карточка 6. Приготовить танец матрешек, нарисовать матрешек или других народных игрушек.

Оборудование и материалы к уроку: Выставка “Мастерская игрушек”, видеофильм “Актюбинская художественная школа”, слайды с фотографиями, рисунками, альбом “Русская народная игрушка” (под редакцией Д,Л,Дайн, и Т. Я. Шпикаловой, изд-во “Советский художник”, Москва, 1987г. ), учебное пособие по развитию речи Е. И. Никитиной “Русская речь”, “Школьный русско-татарский словарь”, карта путешествий, актюбинские игрушки, презентационная программа PowerPoint (слайды с рисунками и фотографиями)

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие, по местам, где создавались народные игрушки.

Цель нашего урока – собрать материал для сочинения-описания. Запишите темы:

  • “Русские народные игрушки”,
  • “Актюбинские игрушки”,
  • “Художественные промыслы”,
  • “Дымковские игрушки”,
  • “Загорские матрешки”,
  • “Моя любимая кукла”,
  • “В мастерской игрушек”,
  • “Мое путешествие в страну народных игрушек”.

Для того чтоб собрать интересный материал, вам нужно быть внимательными к слову,

к посещаемым местам, к выступлениям товарищей-экскурсоводов, присмотреться к редким музейным экспонатам. Чтоб удобней было путешествовать, вам нужно вооружиться богатым арсеналом прилагательных, умело и к месту их применять. Итак, взяли ручки, блокнотики, запасаемся на дорогу необходимыми эпитетами-прилагательными, словосочетаниями.

- Записываем опорные слова, я диктую, а вы располагайте их по разрядам, а сложные прилагательные соберите в отдельную строчку.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Чистые, яркие краски, цветовая роспись, сказочный сюжет, живые мазки, цветовая гамма, чудесные сочетания узоров, изысканная роспись, доброе, веселое лицо, румяные щеки Загорские матрешки, семеновские матрешки, дымковские игрушки, актюбинские игрушки, бытовая деталь, местный наряд, соболиные брови Крестьянская одежда,

Коллективное творчество, народное творчество

Сложные прилагательные: розово-красные цветы, живописные приемы, ярко-оранжевая окраска, разноцветный горошек.

- Проверка записанных опорных слов по экрану кодоскопа или экрана мультимедиа.

Словарная работа: промысел, символ, колорит, колоритный, роспись (запись значений слов в тетрадях для словарных работ)

Учитель: Предлагаю вам сначала побывать в вашей детской, взглянуть на игрушки детства и вспомнить любимых кукол. (Ученица читает стихотворение, сочиненное по опорным словам карточки №1, “Моя синеглазая кукла”, учащиеся высказывают свое мнение по данному стихотворению)

Ученик по опорным словам карточки №2 читает стихотворение.

Моя собачка

А что же в кармане рубашки у меня?

Попробуйте отгадать… Крошечная собачка!

А знаете - как ее звать? Вы сами ее спросите, если хотите узнать.

Не бойтесь, смелей подходите, не станет она кусать.

А где же такую собаку нашел я?…Ну, это пустяк!

Я сделал ее из бумаги. Своими руками. …. Вот так!

Учитель: Что скажете по поводу стихотворения Ильгиза?

Друзей-игрушек можно мастерить и самим.

И я попробую написать стихи про свою любимую игрушку.

- Как бы вы назвали первую ступеньку нашего путешествия? (“Наши детские игрушки”).

II. Основная часть. (Учащиеся отгадывают загадку про матрешку, предложенную учителем)

Итак, следующая станция, где мы остановимся – это “Матрешки”. Не забудьте, в блокнотиках ведем путевые заметки, затем дома материалы обработаете. Я в этом путешествии буду вашим учителем - гидом, не возражаете?

Учитель-гид Матрешка появилась в России в конце 90-х годов прошлого века в московской мастерской. Авторами русского варианта деревянной куклы были подольский токарь В. П. Звездочкин и С. П. Малютин. Вы скажете: “Почему, разве матрешка имеет и другой вариант, разве она не только русская?” Малютин С. П., путешествуя по Японии, видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам: “Можно ли выточить вот такую забавную куклу?” Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали с тех пор на Руси выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись матрешкой в Нижегородском крае – в селах Полохов, Майдан и Крутец.

(Имена мастеров, название местности написаны на доске, учащиеся имеют возможность записать в блокнотах-дневниках).

Послушаем экскурсовода.

1–й экскурсовод: А вот, что увидел Малютин в Японии. Японская деревянная фигурка изображала добродушного лысого старика-мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий, так как семья у него была многочисленная, мал мала меньше, а ведь всех поить-кормить надо. Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Русским мастерам понравилась заморская диковинка, однако они не стали слепо тиражировать семью седобородого Фукуруму, создали вместо этого куда более привлекательный и жизнерадостный хоровод “русских красавиц” в ярких нарядах. Поскольку первая игрушка изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, то окрестили ее “матрешкой” соответственно крестьянскому обличью. (Показывает рисунок первой матрешки) Рисунок> - слайд №2

2-й экскурсовод. Вскоре матрешку начали делать кустари Сергиева Посада, где токарные игрушки изготовлялись с давних пор. Каждый мастер стремился иметь свой особенный товар и украшал его на свой манер. Появилось множество вариантов популярной игрушки: по этнографическим мотивам были созданы “Народы Севера”, по сказочным сюжетам – “Богатыри”, “Конек-горбунок”, “Василиса Прекрасная”, на исторические темы - “Наполеон и Кутузов”. В них и сейчас играют дети, а взрослые ставят их среди книг и цветов.

<Рисунок> - слайд №3

Учитель: Откройте учебное пособие Е. И. Никитиной “Русская речь”, стр. 55. Прочитаем по ролям отрывок из очерка К. Паустовского “Толпа на набережной”

Учитель: Что интересного вы узнали о матрешках из этого отрывка? (Учащиеся высказываются о том, что матрешек дарили как редкий сувенир России за границей, что деревенские мастера их красочно расписывали)

III. Закрепление - реализация творческого потенциала. Выходят девочки 3-й группы в костюмах загорских матрешек и исполняют танец матрешек.

Учитель: Объявляется конкурс. Вы видели загорских матрешек на рисунке, и живых, танцующих видели, по отрывку Паустовского пополнили свои представления об этих удивительных куклах. Выберите себе матрешку для описания. Можете описывать матрешку по плану:

  1. Какую матрешку я выбрал
  2. Как она одета, как выглядит
  3. Как расписана
  4. Чем удалась матрешка
  5. Что я могу сказать о мастере (используй при описании опорные слова, записанные в начале урока).

Описание 1-го ученика: Мне понравилась матрешка с петухом, восьмиместная. Изображает она русскую девушку. Она наряжена в простую народную одежду: сарафан, передник и платок. Ее одежда отличается изысканной росписью. Матрешка в шали алого цвета. На ней кофта белого цвета, сарафан с черным верхом с розово- красными цветами по подолу. Она как бы идет по цветущему лугу. Лицо ее выразительное, с черными, соболиными бровями, румяными щеками. Художнику удалось изобразить облик доброй, веселой крестьянской девушки.

Описание 2-го ученика: Я выбрал для описания матрешку с гусем. Мне кажется, что именно она передает детали быта крестьянской жизни. Нетрудно догадаться, что она крестьянская девушка, занимается хозяйством. На вид она веселая, добрая. На голове у нее зеленый платок в мелкий горошек. Сарафан разукрашен крупными яркими цветами. Лицо ее обрамляют кудри, что придает ее лицу здоровый задор. Матрешка напоминает мне сказочных красавиц, например, Василису Прекрасную. Мастер для росписи использовал яркую цветовую гамму. (Участникам конкурса раздаются призы - бумажные матрешки, сделанные руками учащихся 3 группы)

Учащимся задаются следующие вопросы:

- Какие удачные словосочетания, обороты вам понравились в описаниях ребят?

- Назовите детали народного колорита в облике матрешек?

4-й экскурсовод рассказывает о семеновских матрешках.

Учитель: Ваша задача - описать семеновскую матрешку, сравнить и сопоставить с загорской матрешкой. Выявить различия и сходства?! ( Демонстрируются рисунки матрешек из альбома Шпикаловой)

Ученик: Во всем облике семеновских матрешек чувствуется народный колорит: в одежде, лице, взгляде (подробно описывает одежду, лицо, взгляд). В отличие от загорских матрешек они кажутся необычайно чистыми, яркими. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица. Строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Крупной цветочной росписью заполнен весь центр фигурки, чего мы не видели у загорских матрешек. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Семеновские матрешки лакированы, сияют всеми цветами радуги. (Учащиеся по просьбе учителя записывают понравившиеся сравнения, высказывания)

Учитель: Каждая матрешка (игрушка) - частица поэтического миропонимания крестьянских художников. А вы как думаете?

Ученик: Мне кажется передо мной не только куклы, а целый мир образов, образов реальных, живых. Как будто совсем обычными делами заняты деревянные матрешки: ухаживают за животными, с узелком в руке идут с базара, собирают букеты цветов на лугу.

Учитель: Верно. Естественно и просто воплощены в матрешках образы русских девушек, деревенский быт.

5-й экскурсовод Следующая остановка – “Дымковские игрушки”. Делали расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – “свистунью”. Игрушке на этом празднике отводилось особое место. Каких только свистулек не налепят мастерицы! Всадник, конь, баран, кавалер в цилиндре, уточка, корова, дама в шляпке…Старая дымковская игрушка – трудоемкое ручное производство. (Показываются дымковские игрушки из альбома Шпикаловой, учащиеся знакомятся со способом приготовления игрушек)

Чем понравились вам дымковские игрушки? (Учащиеся высказываются)

Учитель: Ребята, вам наверно кажется, игрушки делали давным-давно и где-то далеко-далеко за пределами Татарстана. Существуют дымковские игрушки, а почему не быть актюбинской игрушке решили однажды в поселке Актюба Азнакаевского района. Слышали? (Демонстрируется слайд №5 – “Актюбинская художественная школа”)

<Рисунок> - слайд №4

- Просмотр фрагментов видеофильма и слайдов о художественной школе поселка Актюбы.

- Ответы на вопросы после просмотра видеофильма и слайдов:

- Какое знаменательное событие произошло в Актюбе в 1993 году? (открылась художественная школа)

- Чем прославила Ильсияр Салахова поселок Актюбу? (И. Салахова прославила поселок Актюбу на весь Татарстан и за ее пределами глиняными игрушками, которые назвала “Актюбинскими игрушками”).

Учитель–гид: Актюбинские игрушки…Они живут, беседуют меж собой. Из забытого прошлого смотрят на нас. Вот они: (демонстрируются игрушки с выставки) “Бабушкин сундучок”,

“Татарское чаепитие”, Праздник гусиного пера”, “Девушка с чак-чаком”, “Девон-Бабай”. Все они настолько для нас знакомы: лучезарные татарские бабушки в белых платках, дедушки в разукрашенных тюбетейках, парни и девушки в национальных костюмах. Глядя на них, просыпается память, в душе чередуются века. Живой мир… Живые лица.

5-й экскурсовод. На Всемирном конкурсе “Самый лучший сувенир” актюбинцы удостоились главного приза – Гран-при. Три года назад актюбинская игрушка получила статус народного промысла и сертификат под №1. Эй, прохожий, не спеши, (эскурсовод-ученик обращается к однокласснику, предлагает ему актюбинскую игрушку “Девон-бабай”), поговори по душам, поделись мыслями.

Ученик: “Девон-Бабай” символизирует недра земли (девонский пласт), давшие Республике промышленную нефть. Тюбетейка с изображением ромашек – это Ромашкинское месторождение. Юноша в национальной одежде, держащий за усы Девон-Бабая символизирует геолога Татарстана (Ученик подробно описывает одежду, внешность, высказывает свое мнение) Мастеру удалось выразить национальный стиль, народный колорит, выразить дух местности - чем живет и дышит земля азнакаевская. Мне этот сувенир напоминает русских былинных богатырей, сказочного Камыр-батыра, которые несут людям добро и благо, которые преодолевают на своем пути все трудности ради процветания родной земли. Много слагается песен и стихов про мой край, прославляющих красоту полей, лесов, родников; а “Девон-Бабай”, я думаю, прославляет богатство моего края, труд простых и сильных душой людей.

Ученица: (Держит в руках сувенир “Сурок”, рассказывает) <Рисунок> - слайд №6

Особая гордость, символ азнакаевского края – сурок. Над этим сувениром создатели размышляли несколько лет. Сурок стоит на зеленой поляночке на двух лапках, левой рукой он прикоснулся к затылку. Сурок такой пухленький, веселенький, с добрыми усами и весь в движении. Кажется, что вот-вот пойдет в пляс - пустится в задорную татарскую пляску “Эпипэ”. Особую привлекательность сурку придает татарский национальный костюм: неизменная тюбетейка и казаки (жилет), отороченный по краям татарским национальным орнаментом. Сурок бесподобен, им не зазорно украсить рабочий стол самого президента.

Учитель-гид: Лилия верно подметила – не стыдно украшать стол самого президента. Этим сувениром украсили стол самого американского президента Билла Клинтона. Президент Клинтон в знак благодарности прислал актюбинцам поздравительное письмо и памятную золотую булавку.

(Демонстрируется слайд)

Учитель: Ребята, как вы думаете, игрушки, изготовленные руками актюбинских школьников, проигрывают изделиям русских мастеров? Какую ценность они представляют?

Учащиеся отмечают, что актюбинские игрушки такие же красочные и яркие, что и у русских народных мастеров. Они представляют большую ценность, так как отражают быт и нравы татарского народа, проповедуют народный дух, дарят красоту, прославляют искусство татарского народа.

Учитель: Скажите, понравилось вам наше путешествие? Вы можете поделиться своими впечатлениями от путешествия в домашних сочинениях? Всем желаю успехов, до следующих увлекательных путешествий.

IV. Выставление оценок.

Список используемой литературы

  1. Альбом “Русская народная игрушка” (под редакцией Д,Л,Дайн, и Т. Я. Шпикаловой, изд-во, изд-во “Советский художник”, Москва, 1987г. ).
  2. Книга- альбом “Азнакай тамчылары”, изд-во редакции “Эксклюзив”, г. Казань, 2001г.
  3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Л: Искусство. 1975г.
  4. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М. : Советский художник, 1979.
  5. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера: Кн. для учащихся. - М. : Просвещение, 1994. – 288с.
  6. Никитина Е. И. Русская речь: Уч. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобр. учреждений. – М., Просвещение, 1994.
  7. Тагиров И. Р “История национальной государственности татарского народа и Татарстана”, Казань. 2000г.