ЦЕЛИ:
- Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы.
- Закрепить навык выбора О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС.
- Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Раздаточный материал
- Сигнальные ракеты
- Кроссворды
- Индивидуальные карты
- Творческие работы учащихся
- Опорные таблицы и схемы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Записываем число, классная работа, а следующую строчку отступаем и запишем её позже). Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).
Какой корень лишний (найди лишнее слово)?
РАСТ(РАЩ)-РОС (О-А) | ЛАГ-ЛОЖ (О-А) | 2 мин. |
Вырасти | Положение | |
Подрастать | Располагать | |
Выращенный | Предположение | |
Сращение | Излагать | |
Ростовщик (исключение) | Предполагать | |
Разрослись | Слагаемое | |
Выбирает | Вберёт |
Какой корень лишний? (чередование Е-И)
Какой процесс происходит в этих словах (чередование О-А), а в названных вами (тоже чередование).
Итак, какова же тема нашего урока?
Ответ: “ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЯХ СЛОВ”
Цель урока: мы должны познакомиться с выбором данных букв и отчего это зависит.
Лексическая работа
Смешивают глагол совершенного вида положить с глаголом несовершенного вида класть и вместо литературных форм положи, клади образуют “ложи”, “ложьте”, “положь”.
Укажите вид у глагола положить, образуйте видовую пару.
Составьте по два предложения с этими глаголами, выделить орфограмму в слове положить.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием - ..ИРА-ЕР.
Замираю - замереть | Мира - мер | 3 мин. Появляется Ира! |
Набирая - наберу | Бира - Бер | |
Задирает - задерёт | Дира - дер | |
Вытирать - вытереть | Тира - тер | |
Отпирать - отпереть | Пира - пер |
В чём разница этих двух столбиков (второго столбика).
Когда пишут в корнях И? (если после корня есть суффикс А).
Дети самостоятельно составили правило.
III. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание: прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов (устно комментируют по цепочке). Работает весь класс <Приложение 1>.
Вывод: Е - если нет суффикса А, И - если есть суффикс А.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ
Задание: найдите слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. <Приложение 5>.
Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.
Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.
Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС, Е-И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).
От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).
Работа у доски по образцу (слабые учащиеся. <Приложение 3>.
Остальные учащиеся работают по Карточкам <Приложение 4>.
Проверка работ учащихся по карточкам (3-4 примера).
V. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА)
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За илом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко стелется (нет а) туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот только заблестит (нет а) солнце на небе, исчезнет туман. | 6-10 мин. |
Вывод: зачитываем правило о чередовании Е-И в корнях слов.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Упражнение 530 к учебнику “Русский язык 5 класс под ред. М.М. Разумовской”.
VII. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
“СКАЗКА О ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ БУКВАХ” <Приложение 2>.
VIII. ИГРА “ЗАПОЛНИ КРОССВОРД”
Заполнение кроссворда <Приложение 6>.
Вывод: Е-И в корнях с чередованием зависит от суффикса А.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По вариантам, упражнение 532 к учебнику “Русский язык 5 класс под ред. М.М. Разумовской”.
X. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК