Урок русского языка на тему: "Чередование "е-и" в корнях слов"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • Сообщить о чередовании гласных Е-И в корнях; о способах действия при выборе условий написания этой орфограммы.
  • Закрепить навык выбора О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС.
  • Развить творческие способности и воспитать любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Раздаточный материал
  • Сигнальные ракеты
  • Кроссворды
  • Индивидуальные карты
  • Творческие работы учащихся
  • Опорные таблицы и схемы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Записываем число, классная работа, а следующую строчку отступаем и запишем её позже). Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

Какой корень лишний (найди лишнее слово)?

РАСТ(РАЩ)-РОС (О-А) ЛАГ-ЛОЖ (О-А) 2 мин.
Вырасти Положение
Подрастать Располагать
Выращенный Предположение
Сращение Излагать
Ростовщик (исключение) Предполагать
Разрослись Слагаемое
Выбирает Вберёт

Какой корень лишний? (чередование Е-И)

Какой процесс происходит в этих словах (чередование О-А), а в названных вами (тоже чередование).

Итак, какова же тема нашего урока?

Ответ: “ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЯХ СЛОВ”

Цель урока: мы должны познакомиться с выбором данных букв и отчего это зависит.

Лексическая работа

Смешивают глагол совершенного вида положить с глаголом несовершенного вида класть и вместо литературных форм положи, клади образуют “ложи”, “ложьте”, “положь”.

Укажите вид у глагола положить, образуйте видовую пару.

Составьте по два предложения с этими глаголами, выделить орфограмму в слове положить.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием - ..ИРА-ЕР.

Замираю - замереть Мира - мер 3 мин.

Появляется Ира!

Набирая - наберу Бира - Бер
Задирает - задерёт Дира - дер
Вытирать - вытереть Тира - тер
Отпирать - отпереть Пира - пер

В чём разница этих двух столбиков (второго столбика).

Когда пишут в корнях И? (если после корня есть суффикс А).

Дети самостоятельно составили правило.

 III. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание: прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов (устно комментируют по цепочке). Работает весь класс <Приложение 1>.

Вывод: Е - если нет суффикса А, И - если есть суффикс А.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ

Задание: найдите слова с чередующимися гласными (дети показывают ту ракету, которая соответствует данному слову, от простого к сложному. <Приложение 5>.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Над какими чередованиями поработали? (О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ(РАЩ)-РОС, Е-И в корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, ПЕР-ПИР, МЕР-МИР).

От чего зависит выбор буквы Е или И (от суффикса А).

Работа у доски по образцу (слабые учащиеся. <Приложение 3>.

Остальные учащиеся работают по Карточкам <Приложение 4>.

Проверка работ учащихся по карточкам (3-4 примера).

 V. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА)

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За илом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко стелется (нет а) туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот только заблестит (нет а) солнце на небе, исчезнет туман. 6-10 мин.

Вывод: зачитываем правило о чередовании Е-И в корнях слов.

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Упражнение 530 к учебнику “Русский язык 5 класс под ред. М.М. Разумовской”.

 VII. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

“СКАЗКА О ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ БУКВАХ” <Приложение 2>.

 VIII. ИГРА “ЗАПОЛНИ КРОССВОРД”

Заполнение кроссворда <Приложение 6>.

Вывод: Е-И в корнях с чередованием зависит от суффикса А.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По вариантам, упражнение 532 к учебнику “Русский язык 5 класс под ред. М.М. Разумовской”.

X. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК