Письменный экзамен по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений проводится в форме изложения с элементами сочинения, успешное написание которого основывается на ряде коммуникативных умений: слушать и воспринимать текст, воспроизводить услышанное в пересказе в соответствии с функциональным типом текста (мы называем это жанром) и стилем речи. Если с разными видами пересказа (подробным и сжатым) ученики справляются достаточно легко, то вторая часть работы, связанная с написанием сочинения, вызывает затруднение, так как предполагает самостоятельное творческое решение коммуникативной задачи.
Данная работа содержит методические рекомендации по подготовке учащихся 9-го класса к написанию изложения с творческим заданием, в основе которой лежит технология обучения жанровым формам речи.
Коммуникативная компетентность ученика или комплексное умение свободного оперирования смысловой информацией в процессе речевого общения основывается на знании текста и как продукта речевой деятельности, и как “динамической единицы” речетворчеств, дискурса. Чем выше уровень коммуникативных компетенций школьников, тем талантливее и успешнее осуществляется их текстовая деятельность.
Как известно, типы заданий к тексту изложения представлены в двух вариантах. Первый тип задания на наш взгляд – это задание первого уровня сложности. Как правило, здесь ученику требуется пересказать текст подробно и выразить свое отношение к поднятой в нем проблеме. Второй вариант представлен более сложным заданием, но оно носит по-настоящему творческий характер. Приведем примеры: “Напишите рассуждение на тему “Красота и красивость”, “Допишите окончание рассказа Н.Носова”. Очевидно то, что коммуникативная компетентность современного школьника обеспечивается и культуроведческими компетенциями, которые могут быть сформированы в процессе работы с художественными текстами, литературной публицистикой, текстами о культуре.
В практике общения каждый речевой акт выступает как та или иная типологическая разновидность, поэтому при обучении речевому общению необходимо говорить о типологии или жанре текста (определенной модели, имеющей внешние признаки, закрепленные традицией). Тексты экзаменационных изложений разнообразны по жанру: эпизоды художественных произведений русских писателей ХIХ–ХХ вв., научно-популярные, проблемные статьи, эссе, притчи. Анализ жанрово-стилевых особенностей позволит проникнуть в суть авторского замысла и приблизиться к пониманию проблемы, поднятой автором текста.
В ходе работы с литературным текстом или текстом о культуре учителю необходимо создать развивающую речевую среду, побуждающую ученика вступить в диалог не только с конкретным текстом о культуре, но и с текстом культуры, подобно тому, как в коммуникативном пространстве культуры текст вступает в диалогические отношения с другими текстами.
Развивающая речевая среда может быть создана на любом уроке, но особое значение приобретают уроки интегрированного типа, которые позволяют соединить лингвистический, литературоведческий и культурологический подходы к анализу текста.
В результате такой работы с текстом происходит формирование культуры общения с произведениями искусства, воспитание эстетического чувства слова и желание выразить словом свои мысли и переживания. Таким образом, достигается единство процесса обучения и воспитания.
В предложенной нами системе работы мы исходили, прежде всего, из заданий второго типа, так как убеждены, что они в большей степени отвечает задачам формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся. При этом первый тип задания неизбежно включен в работу на этапе анализа текста, когда обсуждается затронутая в тексте проблема, определяется принадлежность текста к тому или иному стилю, подбирается заголовок.
Проработать весь экзаменационный материал в течение года очень сложно. Важен грамотный методический подход к организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, на факультативном занятии и при самостоятельной работе ученика дома. Поэтому первым этапом работы должно стать составление планирования.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, являет проблемно-тематический принцип группировки текстов. Условно можно выделить пять проблемно-тематических групп:
- фрагменты литературных произведений и воспоминаний о русских писателях ХХ века;
- тексты о природе творчества, искусстве;
- тексты о бережном отношении к истории, духовному наследию народа;
- тексты о выдающихся деятелях истории, науки;
- тексты с нравственной проблематикой: духовная память поколений, красота окружающего мира, труд человека, народные приметы, любовь, милосердие.
Мы предлагаем работать с каждой группой текстов отдельно, так как:
- тематическое единство текстов дает целостное представление о том или ином виде искусства (музыке, живописи, архитектуре) или эпохе (творчество художников-передвижников; русское искусство на рубеже ХIХ–ХХ вв);
- позволяет одновременно работать с несколькими текстами, используя содержание одного для выполнения творческого задания к другому тексту;
- делает возможным создание особой речевой ситуации, обеспечивающей формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Методические идеи работы с некоторыми текстами на литературном материале
№ текста |
Название, автор |
Жанр исходного текста |
Задания к тексту |
Методические идеи работы |
№ 1 | О А.С.Пушкине (из.кн. “Записки о Пушкине”) И.Пущин | записки | 1. Ответьте на вопрос: “Какое значение
имела эта встреча для Пушкина?” 2. Расскажите об одном из стихотворений Пушкина, посвященных дружбе. |
При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы анализ стихотворения “Пущину” можно предварить текстом № 1. На дом предложить ученикам письменный анализ стихотворения “Пущину”, используя фрагменты воспоминаний Пущина. |
№ 48 | “Москвич Пушкин” Ю.Нагибин. | литературное эссе | 1. Вы, возможно, видели памятник
А.Пушкину в Москве или знакомы с ним по
иллюстрациям. Расскажите о своем впечатлении об
этом памятнике. 2. Расскажите о своем отношении к творчеству Пушкина |
На завершающем этапе изучения темы творчества Пушкина можно воспользоваться текстами № 48, № 72. Урок можно построить как экскурсию по местам, связанным с именем Пушкина. Особое внимание вновь обратить памятнику Пушкина в Москве. Описание памятника входит в программу по развитию речи учащихся в 8-м классе. Включить в урок выразительное чтение стихов Пушкина наизусть, фрагменты речи Достоевского о Пушкине. Итогом работы должно стать написание эссе “Мой Пушкин”. |
№ 72 | О музейной смотрительнице (из. кн. “Пушкиногорье”). С.Гейченко | научно-популярная статья | 1. Ответьте на вопрос: “Какие
размышления вызывает у вас данный текст?” 2. Напишите о своем отношении к высказыванию “…иди к Пушкину, он укажет на истинного друга, даст верный совет…” |
Интегрированный урок подготовки к сочинению по творчеству А.С.Пушкина на основе анализа текста Ю.Нагибина “Москвич Пушкин”.
Предварительная работа. Урок проводится как завершающий изучение творчества А.С.Пушкина в рамках уроков литературы или на факультативном занятии.
Домашнее задание к уроку:
- Самостоятельно проработать текст № 72 “О музейной смотрительнице” из книги “Пушкиногорье” С.Гейченко и ответить на первый вопрос творческого задания: “Какие размышления вызывает у вас данный текст?”.
- Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Памятник”. Повторить “московские строки” из романа “Евгений Онегин”.
- Индивидуальные задания по тексту № 48 Ю.Нагибина “Москвич Пушкин”.
Оформление: мультимедийный проектор, слайды для заочной экскурсии.
Цели:
- в ходе работы с текстом Ю. Нагибина расширить знания учащихся о роли Москвы в жизни и творчестве поэта;
- подготовить учащихся к написанию эссе “Мой Пушкин” (как вариант сочинения на тему: “Любимые строки пушкинских произведений” или “Мое любимое произведение А.С.Пушкина”).
1. Постановка цели урока
Вступительное слово учителя о духовном наследии великого поэта, явленном в его произведениях.
2. Проверка домашнего задания
Ученик дает пересказ текста, учащиеся
обмениваются впечатлениями о данном тексте,
предлагают свои варианты заголовков.
Учащимся предлагается посмотреть фотографии
пушкинского дома в Михайловском, вспомнить,
какой этап в жизни поэта связан с жизнью в
Михайловском, образ няни, с которым так схож
образ этой музейной смотрительницы,
произведения, которые были написаны в этот
период.
3. Работа с текстом № 48
Выразительное чтение текста № 48 заранее подготовленным учеником и его анализ.
Вопросы к анализу:
– О чем этот текст?
– Какую задачу решает автор?
– Кому адресован этот текст? Где может быть
помещен?
– Какой жанр выбирает автор для реализации
своего авторского намерения?
4. Работа над жанром эссе
Форма |
свободная композиция |
Позиция автора | “голос в хоре”, индивидуальный авторский стиль: образность, метафоричность рассуждений. |
Позиция читателя | диалог с автором с привлечением своего читательского опыта |
– В чем особенность построения данного текста? Остановимся на каждой из частей более подробно.
Индивидуальное домашнее задание: заочная экскурсия по старой Москве, где прошло детство поэта.
– Какое же впечатление произвела Москва на
Пушкина в детстве?
– Как воплотился образ Москвы в творчестве
поэта?
Выразительное чтение наизусть московских строк из романа “Евгений Онегин”.
– Когда и почему Москва становится
судьбоносной в жизни Пушкина?
– В тексте упоминается имя московского чудака
Павла Воиновича Нащокина. Какова его роль в жизни
Пушкина?
Индивидуальное домашнее задание: работа со справочной литературой, краткая справка о П.В.Нащокине.
– В каких строчках заключается главная мысль
текста? Каков смысл заголовка? Почему Пушкин –
москвич?
Перед вами фрагменты речи Достоевского,
произнесенной на заседании Общества любителей
российской словесности.
Внимательно прочитайте и подчеркните главные на
ваш взгляд тезисы.
Самостоятельная работа учащихся с
фрагментами текста речи Достоевского.
Выразительное чтение наизусть пушкинского
стихотворения “Памятник”.
5. Домашнее задание
– В качестве темы домашнего сочинения вы можете взять задание № 2 к тексту № 48, в котором требуется написать о своем отношении к творчеству Пушкина. Тогда ваше сочинение может быть названо “Мой Пушкин” или “Любимые пушкинские строки” или “Мое любимое произведение Пушкина”. В качестве рабочих материалов к сочинению вы можете использовать тезисы речи Достоевского, материалы текстов изложений № 1, № 72, статьи школьных учебников по литературе, книги и статьи современных исследователей творчества А.Пушкина: Н.Скатова, В.Непомнящего.
Методические идеи работы с некоторыми текстами о природе творчества, искусстве
№ |
Название, автор |
Жанр текста |
Задания к тексту |
Методические идеи |
№ 23 | “Подвиг художника” (из кн. “Твоя палитра” Е.Каменева). | научно-популярная статья | 1. Перескажите текст подробно. Объясните
смысл его названия. 2. Перескажите текст сжато. Дополните его рассуждением о вашем понимании смысла творчества. |
Написание эссе |
№62 | О художнике и зрителе (из кн. “Лицо времени” Л.Волынского) | научно-популярная статья | 1. Озаглавьте текст и перескажите его
подробно. Ответьте на вопрос: “Почему автор так
часто вспоминает рассказанный им случай?” 2. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Напишите рассуждение на тему “Красота и красивость”. |
|
№ 44 | О В.Сурикове (из кн. “Далекие, близкие”) | научно-популярная статья | 1. Озаглавьте и подробно перескажите
текст. Определите тему и главную мысль текста. 2. Озаглавьте и сжато перескажите текст. Выразите свое отношение к поднятой в нем проблеме. |
Создание текста заочной экскурсии по залам Третьяковской галереи с включением текстов-отзывов о картинах В.Сурикова “Боярыня Морозова”, А.Саврасова “Грачи прилетели”Шишкина “Сосновый бор”, Крамского “Майская ночь”. |
№ 35 | О В.Сурикове (из кн. “Твоя палитра” Е.Каменева) | научно-популярная статья | 1.Озаглавьте текст и перескажите его
подробно. Ответьте на вопрос: “О каких чертах
характера художника свидетельствует данный
текст?” 2. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите об истории создания какой-либо известной вам картины. |
|
№ 36 | О А.Саврасове (из кн. “Саврасов”) О.Добровольский | научно-популярная статья | 1. Озаглавьте текст и перескажите его
подробно. Выскажите свое мнение о предмете спора
Саврасова с извозчиком. 2. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: “Какая картина была создана художником в селе Молвитине?” Напишите о своем отношении к ней. |
|
№ 11 | О П.М.Третьякове (из кн. “Лицо времени”) Л.Волынский | научно-популярная статья | 1. Озаглавьте текст и перескажите его
подробно. Расскажите о вашем впечатлении о
какой-либо картине из Третьяковской галереи. 2. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите об экскурсии (в музей, на выставку), которая произвела на вас сильное впечатление. |
Интегрированный урок подготовки к экзаменационному изложению с элементами сочинения на основе текста № 11 из книги Л.Волынского “Лицо времени”
Оформление урока:
- портрет П.М.Третьякова,
- репродукции картин русских художников для проведения экскурсии (именно репродукции, а не проекция на экран с помощью КТ),
- выставка книг по истории искусства, справочные материалы.
Цель: используя исходный текст из книги Л.Волынского “Лицо времени”, привлекая дополнительные материалы по истории культуры, живописи, научиться интерпретировать текст, а значит – понимать его.
1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока
2. Сообщение ученика на тему “Меценатство как уникальное явление русской культуры рубежа Х1Х–ХХ веков”
Полученная информация поможет выполнить творческое задание к тексту. Задача классу: по ходу выступления сделать записи по плану-конспекту, записанному на доске:
1. Ключевые понятия в истории русского искусства рубежа Х1Х– ХХ вв.
2. Меценаты в русской культуре.
3. Результаты деятельности меценатов в России.
3. Выразительное чтение текста учеником
4. Анализ текста в форме беседы по вопросам:
– Что является предметом речи в данном тексте?
– Какова авторская задача?
– Какой жанр выбирает автор для реализации
своего авторского намерения?
– Кому этот текст может быть интересен?
– Каковы ожидания читателя?
– Где мог быть помещен этот текст?
– В чем вы видите признаки популяризации?
– Какие приемы помогают автору вести свободный
диалог с читателем?
5. Работа с паспортом жанра экскурсии
Паспорт жанра экскурсии
Предмет речи |
Речевая задача |
Особенности стиля и композиции |
Рассказ о картине:
|
Публичный отзыв о произведении искусства | 1. Научно-популярный стиль. 2. Композиция:
|
6. Вображаемая экскурсия в Третьяковскую галерею
Задача нашей речевой ситуации будет состоять в том, чтобы дать публичный отзыв о картине в жанре экскурсии в один из залов Третьяковской галереи, используя при этом текст Л.Волынского “Лицо о Третьякове, тексты №35 об истории создания картины “Боярыня Морозова” и текст № 36 о картине Саврасова “Грачи прилетели” и другие материалы домашнего задания, связанные с творчеством Шишкина, Крамского.
7. Итоги урока
8. Домашнее задание
– Выполнить одно из творческих заданий по выбору к тексту № 11. В этом помогут книги из школьной библиотеки по истории искусства, энциклопедии, справочники, книги о художниках, а также текст № 36, № 35.
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
2. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. М., 2006.