Цели:
- повторить и обобщить знания учащихся о правописании приставок;
- научить применять правило;
- формирование навыков культурной и грамотной речи.
Оборудование: рабочая карта урока, карточки с тестами, карточки с текстом.
Тип урока: урок обобщения и повторения, урок-зачет.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Работа в парах.)
III. Словарная работа. (Весь класс.)
IV. Устная работа. (Работа в парах.)
V. Самостоятельная работа. (Тест по вариантам.)
VI. Работа с текстом. (Весь класс)
VII. Творческая работа. (Работа в группах)
VIII. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания. Упр.186.
Присоединиться к друзьям, разжать кулак, восхищаться картиной, быстро сбросить пальто, предаваться грусти, прикрыть окно, прервать отношения, бессовестный поступок, безжалостное поведение, поддержать в трудную минуту, презирать опасность, приближение срока, подтолкнуть к решению, рассмотреть проблему, прескверный характер, удачно приземлиться.
III. Словарная работа. Упр.198. (взаимопроверка)
Березовая аллея, замечательный артист, богатое воображение, выразительная скульптура, знаменитый инженер, испытывать напряжение, проявлять гуманизм, выражать свои чувства, грамматика - раздел лингвистики.
IV. Устная работа.
Рассказывание правила в парах.
Приставки, не изменяемые на письме.
Приставки на з /с.
Приставки при/ пре.
V. Самостоятельная работа (тест по вариантам).
I вариант.
1. Вставьте пропущенную букву в слово пр…скучный
а) и
б) е
2. Вставьте нужную букву в слово ра…жать
а) з
б) с
3. Чем в слове привет является при
а) приставкой
б) частью корня
4. Вставьте нужную букву в слово без…мянный:
а) и
б) ы
II вариант
1. Вставьте нужную букву в слово пр…тормозить
а) и
б) е
2. Вставьте нужную букву в слово во…хищаться
а) з
б) с
3. Чем в слове примета является при
а) приставкой
б) частью корня
4. Вставьте нужную букву в слово сверх…нициативный:
а) и
б) ы
VI. Работа с текстом.
Задания: озаглавить текст, выписать слова с приставками, графически выделить их и объяснить правила написания.
Всю ночь шел дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях.
Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: “Лес-то ледяной!” Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: “Деревья стеклянные!”
Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый, необычный. Все кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжелым ледяным грузом, словно задумались.
VII. Творческая работа.
Каждому ряду предлагается послать друг другу телеграмму. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например: Б, Т, Л, В, Д, К, М, П, З, Х, О (подбор букв может быть произвольным).
Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т. д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.
VIII. Итог урока
Рабочая карта урока.
Этапы урока Оценки Критерии оценок 1. Проверка домашнего задания В/о 5-0 2. Словарная работа С/о 4-2 3. Устная работа (правило) В/о 3-3 4. Самостоятельная работа-тест С/о 2- 5. Работа с текстом В/о 6. Творческая работа О/г Итоговая отметка