Тема урока: "По морям, по волнам" для 6-х классов

Разделы: Русский язык


Цель: проверить знания по рус. яз., расширять знания о богатстве устного народного творчества.

Формирование учебной мотивации, сплочение коллектива, умение работать в команде.

Оборудование:

1) Эмблемы для участников.

2) Конверт с кроссвордами для команды.

3) Высказывание о русском языке и о сказках.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости.

Сегодня у нас необычный день. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак в путь!

На сцену приглашается 1 экипаж.

Капитан экипажа:

На сцену приглашается 2 экипаж.

Капитан экипажа:

Объявляется конкурс “Чей корабль первым отойдет от причала? Задается одинаковое количество вопросов для обеих команд. Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большое количество очков, первой уходит в море. В качестве жюри учителя русского языка и литературы. Помощниками будут след-е ребята:

1 комплекс вопросов для 1 экипажа команды.

1. Сколько в алфавите букв? (33)

2. О или А пишется в слове загореть? (о)

3. Какое слово выражается двумя звуками и обозначается одним знаком? (Я)

4. Загадка-шутка. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

5. Когда после приставок на согласные пишется буква Ы? (Если однокоренные слова без этих приставок начинается со звука И.)

6. Загадка- складка. Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь, неприметна, некрасива, называется... (крапива)

2 комплекс вопросов для 2 экипажа команды:

1. Сколько значимых в русском языке? (5)

2. В каких случаях пишется буква О и А в КОС, КАС? (А пишется после корня, стоит суффикс А, О, если нет этого суффикса)

3. Что изучает лексикология? (Лекс-ое значение слова, употребление и происхождение слов)

4. Загадка-шутка. Какой город летает? (Орел)

5. Когда НЕ с существительными пишется слитно? (Без НЕ не употребляются, если можно подобрать синоним или близкое по значению слово)

6. Загадка-складка.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
И в бутылке лимонада.
А зовут меня? (Прохлада)

Ведущий.

А теперь смотрим табло. Какая команда набрала большое кол-во? У кого большее кол-во первыми уходят в море. Капитан команды смотрит через бинокль. Вот и первый риф (подводные морские скалы). Его преодолеет тот, кто ответит на следующие вопросы. Первой приближаются к рифу команда у кого больше очко.

1. В каком слове пишется буква О?

а) растение, б) отрасль, в) росточек, г) подрасти. (Росточек)

2. Что такое корень слова? (Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)

3. Задача-шутка. Что мы говорим в начале урока? (Звук У)

4. Загадка.

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Ведущий. Вот и первый риф для другой команды.

1. Расскажите в каких случаях пишется приставка ПРИ? (Присоединение, приближение, неполнота действия)

2. Какие слова наз-ся диалектными? (Это слова, употребляемые только жителями той или иной местности)

3. Загадка-шутка. Какая земля никогда не состарится? (Новая земля)

4. Загадка.

У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Ведущий. Вот и второй риф, команды преодолеют, если решат эти кроссворды. (Заранее приготовить в конвертах кроссворды)

Пока они выполняют задания, для вас, дорогие зрители-болельщики, тоже есть задания, вы можете заработать очко для той команды, за которую вы болеете. Правая часть зала болеет за 1 экипаж, левая часть-за 2 экипаж команды. Вопросы будут по сказкам. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.

Вспомним сказочную повесть Алексея Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”

1. Что Буратино сунул в чернильницу, когда Мальвина попросила его написать диктант:

а) нос, б) рот, в) ухо. (Нос)

2. Кто жил в каморке папы Карло более ста лет:а) Арлекино, б) Богомол, в) Сверчок. (сверчок)

3. Кто перегрыз веревку, на которую разбойники повесили Буратино:

а) медведи, б) муравьи, в) саранча. (Муравьи)

Вопросы по сказке Х. К. Андерсена “Снежная королева”

4. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы:

а) вечность, б) снежинка, в) сосулька. (Вечность)

5. Волшебный предмет, который смастерил злой тролль:

а) зеркало, б) ножницы, в) фонарик. (Зеркало)

6. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы:

а) белка, б) ворон, в) кошка. (Ворон)

Ведущий. А теперь дадим возможность командам немного отдохнуть. Объявляется музыкальная пауза.

Ведущий. Ну вот корабли наши немного отдохнули, преодолели препятствия, можно плыть дальше. Вопросы для 1 команды и для второй по очереди:

1. Загадка. (Для 1 команды)

На ветке – домик деревянный.
А в доме – маленький певец.
Он улетел в чужие страны.
И вот вернулся наконец… (Скворец)

2. Загадка. (Для 2 команды)

Плывет пароход
То назад, то вперед, а за ним
Такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

3. Какой пример не является словосочетанием?

а) чудесный день, б) вдали от родины, в) кончить дело, г) красный и синий. (Красный и синий)

4. Какой пример не является словосочетанием?

а) голубое небо, б) написать письмо, в) на столе, г) читать громко. (На столе)

5. Когда пишутся буквы ч и щ в суффиксе -чик, щик? (После букв д-т, з-с, ж пишется ч, а в остальных случаях буква щ.)

6. Перечислите разносклоняемые имена сущ-е? (10 сущ-ых среднего рода на мя:бремя, время, вымя, зиамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и сущ-ое мужского рода путь)

Ведущий. Смотрите, смотрите! Справа по борту какие то предметы. Это закупоренные бутылки. Выловим и откроем их. На листочках что-то написано. Чья команда правильно и быстро решит задание, получит дополнительное очко.

1 задание:

Правильно поставьте ударение в следующих словах:

Красивее, километр, положил, хозяева, баловать, диспансер.

2 задание:

Правильно поставьте ударение в следующих словах:

Цемент, щавель, средства, статуя, магазин, индустрия.

Ведущий. Капитаны, пришло ваше время доказывать правильным ли курсом вы ведёте команду. Объявляется конкурс капитанов Кто быстрее?

Вам каждому дается слово, записанное вертикально. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, часть речи обязательно укажите, желательно, чтобы слова не повторялись. Если всё правильно то оценивается.

НА ДОСКЕ ВЕРТИКАЛЬНО НАПИСАНО: трудолюбие, литература.

Ведущий. Ура! Капитаны с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом, Но взгляните, что там вдали? Что за шум? Это пираты. (выбегают пираты с песней)

Ведущий. Пираты могут взять ваши корабли. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку. Каждой команде по 4 вопроса, если команда не ответит на большее количество вопросов, то покидают корабль, а её место занимают пираты и продолжают плавание на завоёванном корабле с очками, которые имелись у побеждённой команды.

Вопросы задают пираты для экипажа 1 команды:

1. Можно ли в существительных: плакса, грязнуля, выскочка, невежа. Определить род? (Нет существительное общего рода)

2. Какие слова называются профессионализмами? (Слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.)

3. Назовите одним слвом Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви. (Ателье)

4. Загадка.

Что за воз без колёс
По дороге проезжает
А следов не оставляет? (Лодка)

Вопросы пиратов для 2экипажа команды

1. Пречислите основные способы образования слов в русском языке? (1. приставочный, 2. суффиксальный, 3. приставочно-суффиксальный, 4. бессуфиксный, 5) сложение слов с помощью соединительных гласных, 6) сложение слов, 7) переход от одной части речи в другую.)

2. Когда пишется приставка пре в словах? (если можно заменить словам очень или с приставкой -пере.)

3. Назовите одним словом – грубый, невоспитанный человек. (Невежа)

4. Загадка.

Я всё знаю, всех учу
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)

Ведущий. Молодцы.

Все команды достойно отбили атаку против пиратов. Пираты, занимайте места в зрительном зале. Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все препятствия. Пока наши помощники подводят итоги игры, объявляется музыкальная пауза.

Награждение победителей.

Ведущий.

1 место заняли:

2 место заняли:

Всем участникам развлекательной игры “По морям, по волнам” огромное спасибо за участие в интересном плавании. Все сегодня показали глубокие знания по русскому языку, и по устному народному творчеству.

До свидания!