Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

- Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

- В чём смысл этого высказывания?

- Запишите его

- Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

- Назовите их.

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

- Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

- Запишите это предложение.

- Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

- Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными -

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

- А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

- А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

- К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

- Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

- Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

- А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

- Чего-то в нём не хватает?!

- Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Молодцы!

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Посмотрите!

Перед вами две репродукции.

- В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство - цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Зимние краски.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

- Что вы изобразили?

(снег, небо, бор…)

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь - словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

- С какой целью автор использует столько прилагательных?

- Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

(выделительная или рисующая, описывающая)

Теория 98.