Цели:
- повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
- формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
- воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Оборудование.
- Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
- Произведения художественной литературы (отрывки);
- Репродукция картины и рисунки о зиме.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент
(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).
2. О теме, целях урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.
Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.
2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.
Вначале повторим по таблице-опоре.
- Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?
(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)
- В чём смысл этого высказывания?
- Запишите его
- Есть ли здесь прилагательные?
(как вы определили, что они есть?)
- Назовите их.
Задание. Разберите предложение по членам.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
- Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.
Проверка домашнего задания
Проверим домашнюю работу (упр. 260)
Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.
3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин
Задание. Послушайте такие строчки
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
- Запишите это предложение.
- Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
- Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.
Под небесами (какими?) голубыми (цвет)
Коврами (какими?) великолепными -
Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.
- А что такое эпитет?
(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)
- А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?
(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).
- К эпитетам можно подбирать синонимы.
Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.
А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:
Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).
- Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?
- Какие прилагательные уместны в художественном описании?
(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).
- А с какой целью?
(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).
Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
- Чего-то в нём не хватает?!
- Как вы думаете, почему?
Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..
Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).
Прочитайте получившееся описание.
А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!
Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?
(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?
(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).
Молодцы!
Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.
Посмотрите!
Перед вами две репродукции.
- В чём сходство этих картин, а в чём отличие?
(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).
Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.
Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.
Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство - цвет.
Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.
Физкультминутка.
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Зимние краски.
Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)
Иллюстрация готова. Открываем глаза.
- Что вы изобразили?
(снег, небо, бор…)
И всё это в великолепном цвете.
Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.
Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.
Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…
А теперь - словосочетания с эпитетами.
Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.
- С какой целью автор использует столько прилагательных?
- Что хотел показать он этим описанием?
(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)
Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.
Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?
Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…
(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.
Выставление и комментирование оценок.
(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).
Объяснение домашнего задания.
Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
(выделительная или рисующая, описывающая)
Теория 98.