Цели урока:
- Совершенствование умений правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК), графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значение суффикса.
- Расширение словарного запаса учащихся; обучение конструированию предложений и составлению текста на тему “Профессия”.
- Привитие интереса к изучаемому материалу; воспитание умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Наглядные материалы:
- Опорные схемы “Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)”. <Рисунки 1-2>
- Рисунки - ребусы. <Рисунки 3-6>
- Раздаточный материал (карточки с текстами).
Эпиграф к уроку:
Для своих писательских надобностей я
давно уже назвал суффикс словотвором .С.Югов.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:
Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море - стал моряк.
Была рыба - стал рыбак.
Был дом - стал домище.
Был топор - стал топорище.
Превратилась школа - в школьника.
Школьный двор - в седого дворника. (суффикс)
Зачитывается эпиграф к уроку.
Почему писатель дал такое наименование суффиксу?
Сам же он объясняет это таким образом: "Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова ".
Как могут быть связаны профессии и суффиксы?
Какова цель урока? Как бы вы ее сформулировали?
С какими суффиксами, обозначающими людей по роду занятий, мы уже познакомились? (- ЧИК и –ЩИК), <Рисунки 1-2>.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с суффиксами. Запишите тему урока.
II. Основная часть.
1. Один ученик готовит у доски устный ответ о правописании суффиксов -ЧИК и -ЩИК. Демонстрируются придуманные дома "запоминалки" (рисунки, стихи и т.д.)
2. С остальными учениками проводится орфографическая разминка “словарь урока” с последующей самопроверкой:
Профессия
Арматура
Бакен
Специальность
Бетон
- Заранее подготовившийся ученик дает этимологическую справку, объясняет лексическое значение слов:
Арматура
Бакен
Бетон
3. Работа с текстом № 1 (на карточках)
а.) Учитель:
- А чем же отличаются слова профессия и специальность?
Выяснить разницу в значении поможет нам текст №1. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Текст 1.
Профе...ия и спец...альность.
Бли...кие по значению и употреблению слова профе...ия и спец...альность имеют отличительные черты.
Профе...ия это род занятий определенная форма трудовой деятельности. Спец...льность это отдельная отр...сль науки техники производства в которой человек работает.
Люди одной профе...ии могут иметь разные спец...альности. Он по профе...ии строитель, а по спец...альности б...тон...ик. Она по профе...ии врач, а по спец...альности терапевт.
б.) После проверки задания выясняется разница в лексическом значении слов профессия и специальность.
Проводится анализ текста по вопросам:
К какому типу речи относится текст?
Найдите тезис.
Какие доказательства приводит автор?
Какие правила вы вспомнили, когда работали со словом бетонщик?
Почему в этом слове пишется -ЩИК. Как его отличать от дублера –ЧИК?
Заслушивается ответ у доски. Ребята демонстрируют свои способы запоминания правила (схемы, рисунки, стихи)
5. Два человека работают у доски, выполняя задания на карточках.
Консультанты проверяют работы и выставляют оценки.
6. С классом проводится конкурс "Знаешь ли ты профессии?"
По лексическому значению слова необходимо догадаться, о какой профессии (специальности) идет речь.
а.) Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)
б.) Типографский рабочий, делающий переплеты у книг. (переплетчик)
в.) Шахтер, работающий в забое. (забойщик)
г.) Музыкальные инструменты настраивает ….(настройщик)
д.) Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
е.) Солдат, имеющий на вооружении пулемет. (пулеметчик)
з.) Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. (сцепщик)
и.) Специалист по управлению самолётом. (летчик)
Взаимопроверка. Один ученик объясняет правописание суффиксов в словах.
7. Работа с толковым словарем учебника.
- Объясните значение слов, обозначающих род занятий людей:
- Фрезеровщик
- Тральщик
- Составьте и запишите предложения по схеме: [сущ. в И.п. - сущ. в И.п.]
8. Учитель:
- При образовании слов в русском языке активно ведут себя суффиксы. Этот строительный материал у нас обилен и разнообразен. Известно, что только для названия людей по роду занятий используется более десятка суффиксов, помимо известных: -ЧИК и -ЩИК.
Демонстрируются рисунки - ребусы. <Рисунки 3-6>
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
- Запишите слова, зашифрованные на рисунках.
Выделите суффиксы в словах:
скрипач
учитель
пекарь
машинист
9. Работа с текстом № 2.
- Озаглавьте текст, закончите предложения, вставляя существительные, обозначающие людей по роду занятий. Выделите суффиксы. Напишите заключение.
Текст 2.
На транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве трудятся рабочие разных спец...альностей.
На железной дороге вы встретите _______________________________________.
На строительстве работают __________________________________________________.
В порту трудятся ___________________________________________________________.
_______________________________________ - основные спец...альности на селе.
Карточки с выполненной работой сдаются на проверку.
III. Заключительная часть.
1. Учитель обращается к классу с вопросами. Отвечая на вопросы, учащиеся делают выводы по уроку:
- Что показалось вам интересным сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему?
2. Ученик читает стихотворение:
Нужно нашим новостройкам
Мастеров умелых сколько?
Столяров, маляров,
Кузнецов, продавцов,
Инженеров и врачей,
Избачей, учителей,
Трактористов, машинистов,
Поваров, кондукторов.
Кто к труду готовит нас?
Школа.
Вот зачем позвали нас
В школу.
IV. Домашнее задание.
Составить текст на тему “Если бы исчезла профессия...”
Используемая литература
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. – 21-е изд.- М. : Просвещение, 2000. – 191 с.
- Внеклассная работа по русскому языку. Методическое пособие для учителей средней школы. – Вологда, 1990. – 143 с.