Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме: "Анализ публицистического текста" (урок развития речи)

Разделы: Русский язык


Цель урока : обучить анализу публицистического текста с точки зрения функционального стиля, типа и жанра речи.

Задачи урока:

1) отличать тексты разных стилей речи, знать признаки при- сущие каждому стилю речи;
2) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
3) определять типы речи;
4) определять тему, идею и проблему текста;
5) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, опорная схема “Функциональные стили русского языка”, проект “Типы речи”, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Розова “Счастье”.

Место проведения: медиацентр.

Конспект урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы будём анализировать текст публицистического стиля. Это тема нашего урока. Посмотрите на монитор, вы видите цель урока: научиться анализировать публицистический текст с точки зрения функционального стиля, жанра и типа речи.

II. Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку вы, разбившись на группы, подбирали тексты разных стилей речи из различных источников. Давайте проверим, как это у вас получилось.

(Ученики называют источник, зачитывают тексты)

А теперь сделайте вывод. Какие знания помогли вам подбирать тексты того или иного стиля?

(Умение определять задачу речи каждого стиля, стилевые черты и языковые средства)

Объединитесь в группы, решите, кто озвучит нам задачу речи, кто - стилевые черты, а кто- языковые средства.

(На мониторе появляется опорная схема “Функциональные стили

русского языка” Табл.1)

Молодцы!

III. Обучение анализу текста публицистического стиля

1. Повторение типов речи.

На прошлом уроке, когда мы повторяли материал “Типы речи”, вы составляли проект. Вот здесь на мониторе он у нас есть. Посмотрите, пожалуйста. Вашей задачей было, “используя одно фото”, показать типичную композицию, составить вопросы, подобрать опорные слова. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.

(Проект “Типы речи” Табл.2) .

2. Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

Исходный текст

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

- Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

- Докажите. (ученики доказывают)

- Определите тему текста (тема текста – счастье) .

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Какого соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

- Какова авторская позиция?

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

- Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

Чтобы вам было легче, послушайте наших консультантов. Они должны были самостоятельно подготовить сообщение к уроку “Типы аргументов и их виды”.

(Сообщение группы консультантов)

Результатом их работы явился вот такой проект.

Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

3. Работа над ошибками, допущенными в содержании.

4. Игра “Кто быстрее?”

- Определите жанр текста В. Розова (проблемная статья) .

- А какие ещё существуют жанры публицистического стиля. (заметка, очерк, репортаж, листовка, обращение, фельетон, литературно-критическая статья…)

- А если эти жанры разделить по типам речи, в каких из них будет использоваться тип речи – повествование, в каких – описание, в каких – рассуждение. (повествование – заметка, очерк, репортаж; описание – листовка, обращение; рассуждение - фельетон, литературно-критическая статья).

Игра

(На столе разложены различные книги, вырезки из газет, письма, дневниковые записи… - тексты различных жанров речи. Кто быстрее разложит предложенные тексты в соответствующую ячейку. Необходимо знать, отталкиваясь от жанра, к какому стилю и типу речи относится текст.

IV . Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

V. Домашнее задание.

Проанализировать текст В Солоухина “Письма”.