Тип урока: комбинированный
Цель: показать различение частиц НЕ и НИ
Знать: Условие выбора частиц НЕ - НИ.
Попутное повторение: Знаки препинания в СП.
Оборудование: Фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока.
- Здравствуйте, Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.
НЕ и НИ у нас частицы
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ)
2. Постановка целей урока.
- Закрепим сведения об употреблении частиц. Вспомним пунктуацию в СП.
Но сначала вспомним сочетания с НЕ и НИ.
3. Повторение
- Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?
- Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!
(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.
4. Работа с текстом.
- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
5. Выполнение практического задания.
Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.
- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте).
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится
на противоположный. (Не выучил- выучил) |
Если опустить частицу, смысл не
изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных
предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) |
В сложных предложениях с уступительным
оттенком значения для усиления утвердительного
смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Придаточная часть начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) |
В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение)
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
6. Работа по составлению текста на определённую тему
Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.
- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций (текст высвечивается на экране через мультимедийную установку).
Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.
Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.
7. Подведение итогов урока
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.
Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски.
- Кто может вспомнить этимологию слова “маска”? Действительно, это прежде всего “шутка”.
Дома я предлагаю вам продолжить создавать маски, которые могут поддерживать вевёлое настроение.
Список литературы.
- Полежаева Е. А Современные открытые уроки русского языка 7 класс Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- На берегах Лингвинии. Под ред. Л. Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996.