Русский язык
-
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 2008
Учащиеся 4-го класса на уроке русского языка учатся распознавать предложения с однородными членами и выделять грамматическую основу.
-
Тема урока "Художественное описание предмета" 2008
Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась ещё К.Д.Ушинским. Он писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой… пробуждает в учащемся мысль… Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и… на глазах учителя и под его руководством ощущения превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». Предварительное посещение музеев, библиотек; лингвистическая подготовка; осуществление межпредметных связей; широкий познавательный фон урока; различные виды зрительной и слуховой наглядности – особенности подготовки к сочинению-описанию предметов декоративно-прикладного искусства по личным наблюдениям. Творения народных умельцев создают праздничную атмосферу урока, поднимают его эмоциональный тонус, воздействуют на учащихся эстетически. Красота положительно влияет на ученика, а опосредованно – и на процесс развития речи.
-
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число" 2008
Хотя основная тема морфологическая, но связь обучения орфографии с другими разделами русского языка является важнейшим принципом, обязательным компонентом письменной речи. На уроке проводится объяснительный орфографический диктант. Умение владеть словом, объяснять его лексическое значение, орфоэпически правильно и стилистически верно формулировать мысли в устной и письменной форме - необходимое условие в работе будущего учителя. Поэтому эти виды работ используются на уроке.
-
Создание монолога-описания. Смысловая тема "Умею ли я подмечать неожиданные сходства?" Урок русского языка в 6-м классе 2008
Проверьте свое воображение, свою наблюдательность. Создайте художественные зарисовки предмета. Покажите свое умение "подмечать неожиданные сходства".
-
Интегрированный урок-расследование (русский язык + английский язык + ИКТ) по теме "Дело о пропавшей восковой фигуре" 2008
Интегрированный урок (русский + английский язык, ИКТ) в 6-м классе – урок закрепления и развития знаний, умений, навыков учащихся по теме «Тип речи – описание». Форма бинарного урока (проводится двумя учителями) стимулирует творческую активность учащихся, способствует развитию познавательного интереса к овладению иноязычной и русской культурой. Домашнее задание позволит детям вновь понять необходимость изучения иностранного языка в современном мире, закрепить навыки создания повествовательного текста с элементами описания.
-
Использование формы устного журнала при изучении темы "Лексика" на уроках русского языка 2008
Устный журнал – одна из нетрадиционных форм преподавания русского языка. Данная форма урока позволяет охватить большой объем информации, использовать элементы занимательности, сценических иллюстраций. Листая страницы журнала «Лексика», учащиеся знакомятся с заимствованной лексикой, воспроизводят знания о синонимах, антонимах. На уроке используются различные приемы работы: выступление творческих групп, игровые упражнения, работа со словарями. Данный урок развивает творческие способности учащихся, способствует обогащению устной и письменной речи.
-
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Путь к слову" 2008
Листая страницы устного журнала, учащиеся знакомятся с историей возникновения русской азбуки, алфавита. Они узнают о роли А.С.Пушкина и В.И.Даля в становлении современного русского языка, о создании словарей русского языка. Устный журнал богат высказываниями, стихотворениями о русском языке, его богатстве и величии. Это позволяет воспитывать в учащихся любовь и уважение к русскому языку. Мероприятие развивает устную речь студентов, делает ее эмоциональной и выразительной.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Повторение изученного о глаголе" 2008
Данная разработка – авторская, апробирована на практике. Учащиеся на уроке выступают в роли художников, писателей, консультантов, исследователей, экспериментаторов. Нестандартные задания, игры-упражнения активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают к самостоятельному поиску, развивают логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор, воспитывают интерес к предмету.
-
Практикум по определению способа образования слов 2008
Данный урок "Практикум по определению способа образования слов" является одним из уроков раздела русского языка "Словообразование. Орфография" в 6-м классе.
-
Сочинение-описание произведений народного творчества в 6-м классе 2008
В 5-м классе дети уже писали сочинение — описание любимой игрушки на основе личных впечатлений. В 6-м классе им предстоит познакомиться с новым жанром сочинения — публичным выступлением о произведении народного промысла. Урок-презентация поможет ученикам увидеть разнообразие произведений народного творчества и подготовить выступление.
-
Урок-представление "Обращение. Знаки препинания при обращении" 2008
Урок-представление по теме "Обращение. Знаки препинания при обращении" в виде игры позволяет учащимся лучше усваивать изложенный материал.
-
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос, 5-й класс 2008
Урок — повторение правописания чередующихся гласных "а – о" в корнях -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-) ,-рос-.
-
Урок-обощение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе 2008
Существуют разные типы словарей. Есть словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Например, этимологические, синонимов, строителя и другие. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
-
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация" 2008
Данный урок проводится в рамках повторения синтаксиса и пунктуации. Форма проведения - урок-игра, что соответствует возрастным психологическим особенностям учащихся 5-х классов. В ходе игры учащиеся восстанавливают волшебную карту страны Синтаксиса и Пунктуации и успешно преодолевают различные испытания, связанные с проверкой знаний по изученной теме. Помимо закрепления знаний по теме, происходит развитие таких важных качеств, как сотрудничество, взаимная поддержка, рефлексия. Учащиеся приобретают навыки работы в группе, учатся культуре речи и поведения.
-
Урок развития речи в 7-м классе по теме "Роль причастий в художественном тексте" 2008
Какую роль играют причастия в художественном тексте? Для чего они необходимы в нашей речи? Эти вопросы являются ключевыми на уроке, обобщающем знания семиклассников о причастиях. Урок становится более красочным, интересным, когда ученики используют дополнительный материал (текст, слова-помощники, картину). Он помогает построить работу на уроке так, чтобы учащиеся наглядно смогли проследить за ролью причастий в устной и письменной речи.
-
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6-м классе. Развитие речи. Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. 2008
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6-м классе помогает развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.
-
Урок-игра "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»", 6-й класс 2008
Обобщающий и систематизирующий урок по теме «Глагол» выполнен в игровой форме, формирует умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Виды сложных предложений" 2008
Вашему вниманию предлагаю конспект урока русского языка в 11-м классе по теме «Виды сложных предложений». Цель проведения урока: систематизация и углубление сведений о сложном предложении, известных учащимся. Закрепление навыков орфографии и пунктуации, подготовка к сдаче ЕГЭ. Развитие общешкольных и коммуникативных навыков учащихся. Воспитание патриотизма и гуманизма средствами предмета. С целью осуществления взаимосвязи курсов русского языка и литературы урок построила на текстах произведений С.А.Есенина, а также текстах о С.А.Есенине. На уроке используется мультимедийная установка, чтобы повысить темп урока и увеличить долю самостоятельной работы учащихся.
-
Модульный урок по русскому языку в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е. 2008
При помощи модульного обучения учащийся учится сам, а учитель осуществляет управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.В модульном обучении применяется приём самооценки, который приучает ребенка объективно оценивать результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно.Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, позволяет каждому ученику увидеть уровень усвоения учебного материала. Применение модульной технологии на уроке русского языка показано на примере одного урока.
-
Урок–рефлексия как форма организации активной деятельности учащихся 2008
В современных условиях жизни, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений и навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Традиционный урок не может решить этих задач, поэтому педагогу приходится искать новые приёмы и формы работы. Предлагаемый тип урока является особым — это урок-рефлексия. Он помогает формировать у учеников средства самоанализа, самоконтроля, самооценки.
-
Урок русского языка по теме "СПП с придаточными изъяснительными". Урок посвящен Дню матери 2008
Урок закрепляет понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, содействует развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных". 2-й класс 2008
Цели урока: обобщение знаний о правописании имён собственных; развитие умения распознавать их и писать с прописной буквы; формирование познавательных интересов; создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
-
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка) 2008
Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие" проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года или как обобщающий урок по основным разделам русского языка. При проведении игры используются информационные технологии, которые выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы, повысить интерес к предмету и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5–6-х классах.
-
Урок русского языка в 8-м классе на тему "Назывные предложения" 2008
Цели урока: дать понятие назывного предложения; формирование умений находить назывные предложения, определять их роль в художественной литературе, газетных и журнальных статьях; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени; выразительно читать назывные предложения.
-
Использование приемов развития критического мышления на уроках русского языка 2008
Открытый урок по русскому языку по теме «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных» необходим для приобретения учащимися опыта работы на текстовой основе и использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
-
Открытый урок по русскому языку по теме "Синтаксические и пунктуационные особенности сложноподчиненного предложения" 2008
Целью данного урока является закрепление теоретических знаний о СПП, совершенствование практических навыков и умений по теме; продолжение работы по развитию таких психических качеств, как избирательность внимания и воображение; совершенствование навыков анализа лирического произведения
-
Урок-исследование "Глаголы в тексте" 2008
Урок-исследование «Глаголы в тексте» завершает изучение глагола в 6-м классе, имеет интегрированный характер: единицей обучения выступают тексты произведений В.Г.Распутина. Главная задача урока – учить учеников видеть в тексте единство всех составляющих. Урок ориентирован на реализацию принципов личностно-ориентированного обучения: развивающая речевая среда, возможность выбора заданий и форм работы, диалог и полилог.
-
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 2008
Данная работа представляет собой обобщающий урок по теме "Односоставные предложения". Учитель предлагает вариант проведения урока подобного типа, используя разные формы работы учащихся: групповую, парную, самостоятельную. Отличительной особенностью данного урока является то, что каждый учащийся включён в деятельность по повторению и обобщению знаний, имеет возможность оценить себя и напарника, приобретая навыки коллективной работы. Урок направлен на формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетентности у каждого ученика.
-
ИК-технологии на уроках русского языка в начальной школе. Урок по теме "Приставки" 2008
Один из сложных разделов русского языка может стать интересным и хорошо усвоенным при организации обучения с использованием ИК-технологий разноуровневого обучения. Теоретические знания по теме формируются и сразу закрепляются. Полезно в дальнейшем накапливать в справочнике всю информацию по теме, отведя (с запасом) некоторое число страниц. Упражняя учащихся в классификации приставок по написанию в них гласных букв, решаем тем самым важную задачу организации запоминания на основе зрительного образа, а затем применение сформировавшихся умений в практических действиях, которые со временем становятся навыками. Если приставки с гласными "а" и "о" заучиваются, то другие приставки даются для ознакомления. Здесь важно лишь отметить, что они (приставки) пишутся слитно с корнем. Особенности написания будут изучаться в следующих классах.
-
Формирование рефлексивно-оценочных умений учащихся на уроках русского языка 2008
Учить детей осознанному овладению языком и умелому пользованию им – вот задача учителей русского языка. Её успешное решение во многом зависит от формированности у школьников рефлексивно-оценочных умений. На уроках русского языка нужно учить детей определять цель учебной деятельности, оценивать свои возможности перед изучением темы, осуществлять прогнозирующий, пошаговый, итоговый самоконтроль. Формированию рефлексивно-оценочных умений учащихся способствует методическая организация уроков русского языка.