Русский язык
-
Методическая разработка урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий 2008
Мною разработан урок по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах". Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2008
На уроках повторения и обобщения изученного материала я использую технологию модульного обучения. Включение уроков-модулей на печатной основе в серию обычных уроков приносит немалую пользу, так как урок-модуль объединяет в себе разные виды работ, большое количество интересных материалов, несколько типов заданий. Несомненным его достоинством является то, что ученик сам может выбирать, на каком уровне ему работать, так как в уроке представлены варианты упражнений. Включение в урок заданий логического и даже исследовательского характера, абсолютная самостоятельность полностью преобразуют учебную деятельность. Модульные уроки ставят ученика в центр учебного процесса, развивают навык самоконтроля, а если ребята работают по парам – развивают коммуникативную культуру учащихся. Все модульные уроки рассчитаны на 2 часа.
-
Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие", 7-й класс 2008
Прекрасно осознавая требования современного учителя, имеющего достаточное количество однообразных текстов о грозе, осени, зиме, автор предлагает материал к уроку с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ. Необычный вид урока – "Картинки с выставки" – позволит более успешно закрепить и обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте. Выполняя упражнения по картине В.М.Васнецова "Аленушка", учащиеся находят деепричастия, образовывают деепричастия от глаголов, учатся определять вид, правильно использовать деепричастия в речи, правильно выделять знаками препинания, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
-
Информационные технологии на уроке русского языка в 9-м классе: "Письмо моей семье" 2008
В век телефонизации и компьютеризации письмо не стало частью ушедшей эпохи. В свободном диалоге через знакомство с письмом участника Первой мировой войны, письмом в прошлое, письмом в будущее мы осознаём ценность рукописного письма. Письмо – это возможность диалога для представителей разных поколений. Необходимо учиться писать письма. Никакие технические средства не смогут заменить их. Семейные архивы позволяют приобщиться к общественной жизни через участие в разных акциях.
-
Урок русского языка на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными" 2008
Предложенный урок русского языка предполагает использование раздаточного дидактического материала (листов с печатной основой). Использование листов с печатной основой активизирует деятельность каждого учащегося на уроке, делает работу наглядной, разнообразной, позволяет быстро проверить знания учащихся, выявить индивидуальные ошибки, найти пути их устранения, то есть способствует прочному усвоению знаний. Современная множительная техника, которой теперь обеспечена практически каждая школа, позволяет быстро распечатать такие листы для каждого ученика.
-
Урок-КВН на тему "Правописание суффиксов имен прилагательных в 6-м классе" 2008
Урок-КВН позволяет развивать творческие способности учащихся, воспитать дух соперничества, уметь применять теоретические знания на практике, обогащать словарный запас языка учащихся, проявить творческий интерес к русскому языку.
-
Нестандартный урок по русскому языку в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Кто хочет стать знатоком" 2008
Я работаю учителем русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. У детей, обучающихся в данной школе, отсутствует интерес к предмету, снижен познавательный интерес. Это привело меня к мысли о том, как заинтересовать детей, каким образом развивать у детей познавательную деятельность. Изучив различную литературу, проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что пробудить интерес к предмету возможно проводя нестандартные уроки: КВН, интеллектуальное казино, "Поле чудес" и другие. Хочу предложить урок в 5-м классе, который проводится по принципу телеигры «Кто хочет стать миллионером».
-
Урок в 11-м классе по теме "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина" 2008
Урок призван формировать интерес школьников к изучению русского языка в целом, воспитывать любовь к русскому языку на примерах художественных текстов и на использовании в них элементов образной поэтической речи. Структура урока способствует повторению изученного материала о стилях речи. Содержание материала поддерживает интерес ребят к уроку и изучаемому: терминологический диктант, комплексный анализ текста: работа с отрывками, интересными, красочными и богатыми синтаксическими единицами, из произведений А.С.Пушкина. Повторение и изучение материала сопровождается презентацией по теме.
-
Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Пунктуация. Что может запятая" 2008
Анализ работ учащихся показывает, что пунктуационные ошибки более многочисленны, чем орфографические. Пунктуационная грамотность находится на низком уровне. Поэтому урок русского языка в 5-м классе по теме показывает учащимся, что изучает пунктуация, зачем она нужна. И что может запятая? Учебный материал сопровождается заданиями, направленными на совершенствование письменной речи учащихся, развитие пунктуационной зоркости. Особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам пунктуации. Предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.
-
Урок русского языка в 6-м классе (по учебнику для 6-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) "Правописание суффикса -чик (-щик)" 2008
Урок русского языка в 6-м классе знакомит учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв «ч» и «щ» в суффиксах. Ребята учатся узнавать суффиксы, правильно их писать, устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв «ч» и «щ» в суффиксах. Урок объяснения нового материала провожу в форме урока-презентации. Эта форма способствует стимулированию положительной мотивации учащихся к теме, позволяет расширить кругозор ребят, способствует развитию речи учеников и обогащению их словарного запаса, развивает творческое воображение ребят, ассоциативный тип мышления, их фантазию, наблюдательность.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Общие сведения о языке. Культура речи. Языковая норма" 2008
Так как традиционная система уроков русского языка в старших классах не ориентирована на подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, возникла необходимость адаптировать уроки русского языка к новой форме аттестации. Урок по теме "Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма" (11-й класс) позволяет не только обобщить программный материал, но и разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами языка.
-
Урок-викторина "Калейдоскоп" в 6-м классе по теме "Имена числительные" 2008
Раздел программы " Имя числительное" для учащихся татарской школы является наиболее трудным. Учащиеся затрудняются при склонении имен числительных, правописании и определении морфологических признаков. Особую трудность испытывают учащиеся при определении роли числительных в предложениях. Все эти трудности преодолимы, если мы трудимся заинтересованно и сознательно, если мы сможем, как требует современная методика, разработать систему целей (хотеть учиться), потребностей и мотивов, побуждающих школьников овладевать знаниями, заинтересованно и сознательно относиться к учению, быть активными в учебном процессе.
-
Необычные тексты на уроках словесности 2008
Не секрет, что правильная речь "отличника" не всегда бывает интересной, фантазии тоже нужно учить. "Грамматика фантазии в высшей степени полезна для всех, кто способен мечтать и осуществлять свои мечтания", - писал Д.Родари. Помогают развивать речь конкурсы ораторского искусства, литературные кафе по творчеству поэтов, инсценировки, где ребята учатся выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно, учатся отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских, учатся пользоваться различными типами словарей, развивают чувство юмора.
-
Лирические отступления сельского учителя между уроками… 2008
Школьная жизнь - это особый мир со своими страстями и законами. Учитель, особенно сельский, в современном мире, вероятно, уже единственный, кто заботится о будущем своей деревни или района, страны и, если хотите, человечества. Обычная жизнь в школе - это труд, а сейчас еще и борьба за выживание без гламура и шоу. Что же будет дальше?.. "Посмотрим", - сказал слепой...
-
Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классе 2008
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Омонимы".
-
Использование элементов образовательной технологии "Дебаты" в подготовке к написанию сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку) 2008
Старшеклассники, принимающие участие в занятии, на котором используются элементы образовательной технологии "Дебаты", учатся готовить самостоятельное монологическое выступление, требующее тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Ведь у дебатирующего уже должно быть сформировано собственное мнение о проблеме, и ему нужно в составе команды, приняв участие в споре с оппонирующей стороной, убедить третью сторону в справедливости выбранной точки зрения.
-
Урок-семинар по русскому языку "Имя числительное" в 6-м классе 2008
Урок русского языка в 6-м классе проходит в форме заочной экскурсии по родному городу.
-
Учимся писать грамотно 2008
Правило правописания безударных гласных в корне слова является одним из самых сложных в русской орфографии. Выучить можно, но практическое его применение требует достаточно высокого уровня речевого развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова. Упражнения рассчитаны на учащихся начальной и средней школы. Целесообразнее начинать занятия со 2-го класса, учитывая программное содержание учебного материала по русскому языку. Особое внимание следует уделить учащимся, посещающим коррекционные занятия. Предлагаемые упражнения даются с целью развития речи и опережающего обучения в формировании понятия "родственные слова".
-
"Маленькие находки — оригинальные приемы и методы обучения, открытия на уроках". Тема урока "Работа над ошибками" 2008
Данный урок русского языка проводился с целью выявить уровень сформированности орфографической зоркости и умения выполнять работу над ошибками после письменных контрольных работ. На данном уроке использовала памятку к уроку и карточку "Проверь себя", которые помогают ребятам при работе над ошибками. Дидактический материал к уроку находится в приложении.
-
Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку 2008
Материал содержит статью, в которой рассматривается система решений лингвистических задач как средство углубленного изучения русского языка в средней школе. К теоретической части прилагается разработанный и апробированный автором урок по теме и мультимедийная презентация к нему.
-
Урок русской словесности в 6-м классе 2008
Основная цель урока – пробудить в детях чувство гордости и благодарности перед Великими людьми.
-
Русский язык. 7-й класс. Гласные О и Ё(Е) после шипящих 2008
Хотим мы или нет, но компьютер прочно вошел в жизнь школьника. Значит, от нас зависит, останется ли он для большинства детей только игрушкой или станет средством обучения. Хотим мы или нет, но компьютер уже вошел и в жизнь учителя. Значит, от нас зависит, останется ли он страшным непознанным объектом или станет помощником в процессе обучения детей. Поэтому предлагаю урок с использованием ЦОР по теме "Гласные О и Ё после шипящих" в 7-м классе.
-
Глагол и имя существительное 2008
Работая с учащимися в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, я стремлюсь создать условия для формирования у них умения учить самого себя. Содержание учебного материала направлено на совершенствование умения правильно подбирать глаголы и имена существительные.
-
Работа с видеосюжетами на уроках русского языка 2008
Методическая разработка посвящена описанию приёмов работы с видеосюжетами на уроках русского языка и развития речи. В работе главное внимание обращается на то, что использование видеосюжетов на уроках русского языка способствует развитию и совершенствованию речевых навыков учащихся. В разработке описываются не только уроки развития речи, но и рассматриваются приёмы, которые используются на уроках закрепления изученного материала. Рассматривается такой приём, как озвучивание, который помогает ученикам применить полученные теоретические знания на практике. Говорится об этапе закрепления полученных знаний с помощью фрагмента видеофильма.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению "Моё любимое животное" (6-й класс) 2008
На этапе подготовки материала к самостоятельной творческой работе я применила аудиозаписи, ребята прослушали песню В.В. Шаинского "Пропала собака". Для описания собаки, я использовала карточки с дырками, таблицы-помощники, фотографии, учащиеся составляли синонимичный ряд к слову "забавный". Чтобы преодолеть трудности в работе над вступлением и заключением сочинения, учащимся был предложен тест. При подведении итога урока все ребята обратились к эпиграфу и смогли ответить на три вопроса, которые были заданы в начале урока. Элемент блочно-модульной технологии был использован как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.
-
Интегрированный урок в 6-м классе "Определение научного понятия" 2008
Урок русского языка посвящен научным понятиям и различным стилям языка.
-
Урок-зачёт по СПП в 9-м классе на материале биографии и стихотворений А.С. Пушкина 2008
С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина. Мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь. На материале биографии и творчества поэта учащиеся должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям.
-
Топонимы моей станицы (урок-путешествие в 5-м классе) 2008
Работа представляет собой примерный вариант проведения урока регионального компонента в 5-м классе в школах Георгиевского района Ставропольского края. Она может быть использована и для внеклассного мероприятия по предмету.
-
Эссе как жанр литературного произведения. Письмо солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне 2008
Цель данного урока - возрождение традиций эпистолярного жанра, популяризация его и письменной корреспонденции. Письмо – как эпистолярный жанр – незаслуженно забытый вид общения. Письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности и лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи" 2008
Это первый урок по теме, позволяющий повторить знания, полученные в начальной школе. Школа носит имя академика И.П. Павлова, поэтому материал для анализа взят из жизни и деятельности великого ученого-физиолога И.П. Павлова, нашего прославленного земляка.