Русский язык
-
Правописание НЕ с наречиями на -о, -е 2008
На уроке представлен учебный проект по русскому языку "Правописание НЕ с наречиями на -о, -е", созданный учащимися 6 "А" класса. Проект затрагивает две темы курса: "Морфология. Наречие" и "Орфография". Указанные темы являются актуальными, так как в практической деятельности учащимся трудно справиться с данной орфограммой.
-
Развитие коммуникативных и творческих способностей личности ребенка на уроках и во внеурочное время 2008
Статья посвящена формированию навыков общения. Изучение правил грамматики происходит в игровой форме. Таким образом логическое мышление переходит в образное, более доступное и понятное детям.
-
Лабораторное занятие по теме "Второстепенные члены предложения", 6-й класс 2008
Лабораторное занятие по русскому языку по индивидуально-ориентированной системе обучения. Ценность данного урока для учителя: не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них социального опыта управления собой, преодоления учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения.
-
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5-м классе 2008
Основная идея этого урока заключается в проверке знаний характеристики имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли, правил правописания падежных окончаний прилагательных единственного числа; в развитии умений: доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени прилагательному.
-
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", 8-й класс 2008
Цель данного урока – создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике; обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения», а также вызвать интерес к урокам русского языка.
-
Урок-презентация по русскому языку в 7-м классе "Языковой портрет слова ЖИЗНЬ" 2008
Данный урок – результат самостоятельной исследовательской работы учащихся. Исследуя слово, ученики демонстрируют различные формы презентации: фотовыставка «Школьная жизнь», выставка книг, в названии которых имеет место слово «жизнь», видеозаписи передачи канала «Культура» «Жизнь прекрасна!» и финала оперы М.Глинки «Жизнь за царя», декламация стихов и исполнение песни Э.Колмановского на стихи К.Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь». Урок формирует не только интерес и бережное отношение к родному языку, но и расширяет культурологические знания учащихся.
-
Инновационные идеи проведения уроков русского языка с использованием ИКТ в начальных классах. Создание справочных материалов учащимися начальных классов. Урок по теме "Безударные гласные" 2008
Создание справочных материалов учащимися начальных классов дает высокий результат обученности, повышает самостоятельность при подготовке домашних заданий, способствует развитию познавательной активности школьников, их интеллектуальных способностей, учебных умений и навыков.
-
Наречие как часть речи (первый урок по теме), 7-й класс 2008
Это первый урок из двух по теме "Наречие как часть речи". Традиционная форма урока объяснения нового материала сочетается с использованием элементов ролевой игры и информационно-компьютерных технологий, что способствует активизации зрительной памяти и мыслительной деятельности учащихся, а также позволяет сэкономить время на уроке.
-
Урок по теме "Наречие как часть речи" с игровыми элементами (второй урок по теме), 7-й класс 2008
Данный урок является вторым по теме "Наречие как часть речи". На уроке использованы элементы игровой педагогики, которые позволяют в нестандартной форме активизировать и проверить знания учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и иностранного языка на тему "Заимствованные слова" 2008
Тема урока дает богатый материал для формирования навыка правильного использования иностранных слов в речи. Этому необходимо учить во имя сохранения русского языка. На уроке использован материал из русской литературы ХIХ века, что также является интеграцией. Найти общее - значит помочь ученикам освоить и русский язык, и английский или французский языки.
-
Информационные технологии как средство личностного развития учащихся 2008
В статье информационные технологии рассматриваются в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку рекомендуется осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, а также "Менеджера тестов" и электронной таблицы Microsoft Excel. Во внеклассной работе в рамках проектной деятельности создаются слайд-фильмы и видеофильмы.
-
Игра-путешествие на уроке русского языка по теме: "Морфологический разбор имени существительного". 6-й класс 2008
Морфологический разбор слова - важная форма работы с языковым материалом. Ученики должны показать умение анализировать все морфологические признаки данной словоформы. Это сложная задача для пяти- и шестиклассников. Для достижения данных целей формой урока была выбрана игра.
-
Употребление имен прилагательных в речи, 6-й класс 2008
Использование произведений искусства на уроках русского языка имеет большое значение для развития речи, наблюдательности, умственных способностей. Искусство выступает как форма познания человеком внешнего мира и самого себя. Оно играет большую роль в развитии наглядно-образного мышления. Одним из наиболее широко используемых на уроках русского языка видов искусства является живопись. Дети учатся сопоставлять изображение на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления. Разрабатывая свой метод, я исходила из того, что развитие речи - это одна из главных задач уроков русского языка, поэтому работа именно по развитию речи должна быть системной, постоянной.
-
Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс" 2008
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике.
-
Нетрадиционный урок русского языка "Великий, могучий руский язык" 2008
Данный урок-зачет о своеобразии русского звука, слова, предложения, фразеологизма и устной речи проводится на тему: «Великий, могучий русский язык» с участием студентов и членов кружка любителей русского языка «Лингва».
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Предложение" 2008
В статье рассказывается об уроке русского языка, на котором раскрывается тема предложения.
-
Урок риторики "Гость в дом – радость в дом" 2008
Если мы хотим сделать наших учащихся вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и учащихся постоянно звучала на уроках риторики. Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. Уроки риторики - это уроки обучения умелому, искусному, успешному общению, при котором люди учатся понимать друг друга, сопереживать, взаимодействовать.
-
Обобщающий урок по теме "Имя числительное", 6-й класс 2008
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное", проведенный в такой форме, очень понравился ученикам. Такой урок помогает учащимся следить за своей речью, помогает убедиться в необходимости числительных в жизни человека. Задания помогают осуществить межпредметную связь, воспитывать интерес к родному языку.
-
Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе 2008
Повторение и обобщение изученного материала - очень важный этап в закреплении знаний учащихся по тому или иному разделу русского языка. Предлагается методика завершения сложных тем нестандартными уроками повторения и систематизации знаний. В качестве примера приводится урок-игра по теме "Словообразование и орфография" (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе.
-
Открытый урок в 6-м классе на тему "Правописание "и-ы" после "ц" 2008
Технология встречных усилий (ТВУ) предполагает субъект - субъектные отношения. Урок, построенный в соответствии с ТВУ, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, "вызов", "сотворчество", рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. ТВУ формирует субъективную позицию педагога и учащегося в учебном процессе, между ними существует постоянная обратная связь, которая позволяет регулировать поведение участников урока, корректирует ход урока, создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания.
-
Урок регионального компонента "Русское речевое общение" по теме "Тайный мир мыслей. Понятие образцового литературного языка" 2008
Тема: Тайный мир мыслей. Понятие "образцового литературного языка". Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Дидактическая цель: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
-
Исследования в миниатюре 2008
Эта работа знакомит с некоторыми подходами к проведению уроков-исследований в пятом классе на примере изучения темы "Лексика". Предлагаются два варианта занятий. Одно направлено на систематизацию и обобщение знаний по теме "Лексика" в пятом классе, другое - на получение новых знаний по теме "Словари русского языка".
-
Игра-соревнование по филологии "Сильное звено", 10-й класс 2008
Игра-соревнование по филологии "Сильное звено" (для 10-го класса) состоит из трёх раундов и суперигры. Участникам предлагаются вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения.
-
Урок русского языка по теме "Роль прилагательных в языке и речи" 2008
Основная задача учителя состоит в том, чтобы расширить кругозор ученика, развить чувство прекрасного. Уроки развития речи способствуют этому в большей степени. Выясняя роль прилагательных в языке и речи, ученик знакомится с различными видами искусства: живописью, музыкой, литературой. Различные задания помогают ему почувствовать красоту и силу имени прилагательного.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Функции инверсии в художественном тексте" 2008
Конспект урока развития речи в 9-м классе.
-
Открытый урок по русскому языку на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным". 9-й класс 2008
Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Предлагаемые упражнения предназначены для закрепления и обобщения знаний по данной теме; формируют умения находить придаточные определительные в СПП; производить, где это возможно и необходимо, их синонимическую замену; правильно употреблять в речи; развивать пунктуационную зоркость. На уроке используются фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа.
-
Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся 2008
Урок по русскому языку с использованием логических схем в качестве средства развития языковой компетенции учащихся.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Урок русского языка в 6-м класе по теме "Имя прилагательное" 2008
Урок-практикум русского языка закрепляет навыки правописания орфограмм, воспитывает любовь к русской природе, формирует навыки четкой монологической речи.