Цели урока:
1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.
2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.
2. Формирование познавательных интересов.
3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной
эмоциональной среды.
Оборудование: компьютер,мультимедиа,магнитофон,диски,фонограмма, портреты композиторов, кроссворды для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
1. Вступление.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Паровоз)
2. Выход на тему.
- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.
Приложение (слайд 2)
Приложение (слайд 3)
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ
- А кто в этой стране живёт?
- Большие Буквы.
- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.
- Заглавная, прописная.
II. Основной этап урока.
-А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль?
Приложение (слайд 4)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Ответьте на поставленный вопрос.
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву?
- В названиях рек, морей, озёр, кличках животных.
- Сравним наши выводы с выводами на слайде.
Приложение (слайд 5)
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.
- Как ещё короче можно сказать? Имена собственные пишутся с большой буквы.
- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране “Больших букв” поможет нам отработать орфограмму “Имена собственные”.
- Итак, вы готовы? Тогда в путь!
Звучит песенка паровозика из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” (плакат).
1 станция “Вспоминай – ка” по произведениям К.И. Чуковского. Имена сказочных героев.
Приложение (слайд 6) Имя старушки – грязнули. (Федора)
Приложение (слайд 7) Добрый доктор. (Айболит)
Приложение (слайд 8) Злой разбойник. (Бармалей)
Приложение (слайд 9) Знаменитый умывальник. (Мойдодыр)
Приложение(слайд 10) Он спас муху – цокотуху. (Комарик)
- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов?
- Все эти слова пишутся с заглавной буквы.
- Продолжаем наше путешествие.
Звучит музыка. Дети подпевают.
2 станция “Размышляй-ка”. Работа в парах.
Приложение (слайд 11)
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ольга – женское имя, Олегович – отчество, образовано от имени Олег.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
Приложение (слайд 12)
Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы.
- Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают)
3 станция “Угадай-ка”
- О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Приложение (слайд 13)
1. Мохнатенькая, усатенькая,
ест и пьёт, песенки поёт.
(Кошка)
Приложение (слайд 14) 2.С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком.
(Собака)
Кроссворд (плакат)
Учащиеся работают в группах, отгадывают и записывают ответы в своих кроссвордах.
- Если разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете имя знаменитого кота. (Матроскин)
1.Пудель Мальвины. (Артемон)
2.Собака доктора Айболита. (Авва)
3.Пёсик, которого Чебурашка и Гена познакомили с львом Чандром. (Тобик)
4.Пёс дяди Фёдора. (Шарик)
5.Пёсик Элли. (Тотошка)
6.Сторожевой пёс, которого одурачил Чипполино. (Мастино)
7.Собака, которая помогала деду и бабке репку из земли тащить. (Жучка)
8.Такса малыша. (Бимбо)
9.Собака из рассказа Чехова. (Каштанка)
Приложение (слайд 15) (кроссворд)
- Проверьте, верно ли вы ответили на вопросы кроссворда.
- Что вы усвоили на этой станции? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
Приложение (слайд 16) (Клички животных пишутся с большой буквы)
- Снова в путь. (Звучит музыка)
4 станция “Отдыхай – ка”. (физкультминутка).
5 станция “Музыкальная” (слушаем короткие отрывки из произведений
П. И.Чайковского, М. Глинки, В.А. Моцарта)
- Произведения каких композиторов мы слушали? (показ портретов)
- Составьте предложение о композиторах, запишите в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- А каково ещё назначение большой буквы? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
- Что мы на этой станции повторили?
- Фамилии пишутся с заглавной буквы.
- Продолжаем наше путешествие.(звучит музыка)
6 станция “Географическая”
- А теперь вернёмся в нашу Республику -Хакасию.
- Какой город является столицей Хакасии? (Абакан)
- Сколько городов в Республике Хакасия? (5) Назовите их.
- Сверим, так ли это.
Приложение (17 слайд)
Саяногорск
Абаза
Сорск
Черногорск
Абакан
- У каждого города есть своя символика. На наших уроках окружающего мира мы знакомились с символикой нашей страны.
- Назовите их.
- Герб, флаг, гимн.
- Определите герб какого города Республики Хакасия изображён на слайде? (Приложение 18, 19, 20, 21,22 слайды)
- О чём напомнила нам эта работа?
- Названия городов пишутся с большой буквы.
- А какое ещё назначение заглавной буквы мы не отработали?
- Названия рек, озёр, морей.
- Внимание, задание.
- Спешите предложения.
Этим летом мы отдыхали на (Ч,ч)ёрном море.
Озеро (Ш,ш)ира – одно из замечательных мест нашего края.
По (Е,е)нисею плыла моторная лодка.
- Обозначьте орфограммы в выделенных словах.
- Какое правило мы повторяли на этой станции?
III. Итог урока
Вот и подошло к концу путешествие по стране “Больших букв”. Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?
- Над какой орфограммой работали?
- Считаете ли вы нашу работу полезной?
- Что узнали нового?
- Что вызвало интерес?
Домашнее задание.
Разгадай ребусы. (картинки) Приложение (23, 24, 25, 26, 27 слайды.)