Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Цели урока:

1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.

2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.

2. Формирование познавательных интересов.

3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной

эмоциональной среды.

Оборудование: компьютер,мультимедиа,магнитофон,диски,фонограмма, портреты композиторов, кроссворды для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

1. Вступление.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.

(Паровоз)

2. Выход на тему.

- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

Приложение (слайд 2)

Приложение (слайд 3)

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

- А кто в этой стране живёт?

- Большие Буквы.

- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.

- Заглавная, прописная.

II. Основной этап урока.

-А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль?

Приложение (слайд 4)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Ответьте на поставленный вопрос.
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву?
- В названиях рек, морей, озёр, кличках животных.
- Сравним наши выводы с выводами на слайде.

Приложение (слайд 5)

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран,  городов, посёлков, деревень, улиц, площадей,  рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

- Как ещё короче можно сказать? Имена собственные пишутся с большой буквы.

- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране “Больших букв” поможет нам отработать орфограмму “Имена собственные”.

- Итак, вы готовы? Тогда в путь!

Звучит песенка паровозика из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” (плакат).

1 станция “Вспоминай – ка” по произведениям К.И. Чуковского. Имена сказочных героев.

Приложение (слайд 6) Имя старушки – грязнули. (Федора)

Приложение (слайд 7) Добрый доктор. (Айболит)

Приложение (слайд 8) Злой разбойник. (Бармалей)

Приложение (слайд 9) Знаменитый умывальник. (Мойдодыр)

Приложение(слайд 10) Он спас муху – цокотуху. (Комарик)

- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов?

- Все эти слова пишутся с заглавной буквы.

- Продолжаем наше путешествие.

Звучит музыка. Дети подпевают.

2 станция “Размышляй-ка”. Работа в парах.

Приложение (слайд 11)

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ольга – женское имя, Олегович – отчество, образовано от имени Олег.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Приложение (слайд 12)

Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы.

- Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают)

3 станция “Угадай-ка”

- О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Приложение (слайд 13)

1. Мохнатенькая, усатенькая,

ест и пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Приложение (слайд 14) 2.С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком.

(Собака)

Кроссворд (плакат)

Учащиеся работают в группах, отгадывают и записывают ответы в своих кроссвордах.

- Если разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете имя знаменитого кота. (Матроскин)

1.Пудель Мальвины. (Артемон)

2.Собака доктора Айболита. (Авва)

3.Пёсик, которого Чебурашка и Гена познакомили с львом Чандром. (Тобик)

4.Пёс дяди Фёдора. (Шарик)

5.Пёсик Элли. (Тотошка)

6.Сторожевой пёс, которого одурачил Чипполино. (Мастино)

7.Собака, которая помогала деду и бабке репку из земли тащить. (Жучка)

8.Такса малыша. (Бимбо)

9.Собака из рассказа Чехова. (Каштанка)

Приложение (слайд 15) (кроссворд)

- Проверьте, верно ли вы ответили на вопросы кроссворда.

- Что вы усвоили на этой станции? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Приложение (слайд 16) (Клички животных пишутся с большой буквы)

- Снова в путь. (Звучит музыка)

4 станция “Отдыхай – ка”. (физкультминутка).

5 станция “Музыкальная” (слушаем короткие отрывки из произведений

П. И.Чайковского, М. Глинки, В.А. Моцарта)

- Произведения каких композиторов мы слушали? (показ портретов)

- Составьте предложение о композиторах, запишите в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- А каково ещё назначение большой буквы? (Начало предложения пишется с большой буквы.)

- Что мы на этой станции повторили?

- Фамилии пишутся с заглавной буквы.

- Продолжаем наше путешествие.(звучит музыка)

6 станция “Географическая”

- А теперь вернёмся в нашу Республику -Хакасию.

- Какой город является столицей Хакасии? (Абакан)

- Сколько городов в Республике Хакасия? (5) Назовите их.

- Сверим, так ли это.

Приложение (17 слайд)

Саяногорск
Абаза
Сорск
Черногорск
Абакан

- У каждого города есть своя символика. На наших уроках окружающего мира мы знакомились с символикой нашей страны.

- Назовите их.

- Герб, флаг, гимн.

- Определите герб какого города Республики Хакасия изображён на слайде? (Приложение 18, 19, 20, 21,22 слайды)

- О чём напомнила нам эта работа?

- Названия городов пишутся с большой буквы.

- А какое ещё назначение заглавной буквы мы не отработали?

- Названия рек, озёр, морей.

- Внимание, задание.

- Спешите предложения.

Этим летом мы отдыхали на (Ч,ч)ёрном море.

Озеро (Ш,ш)ира – одно из замечательных мест нашего края.

По (Е,е)нисею плыла моторная лодка.

- Обозначьте орфограммы в выделенных словах.

- Какое правило мы повторяли на этой станции?

III. Итог урока

Вот и подошло к концу путешествие по стране “Больших букв”. Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?

- Над какой орфограммой работали?

- Считаете ли вы нашу работу полезной?

- Что узнали нового?

- Что вызвало интерес?

Домашнее задание.

Разгадай ребусы. (картинки) Приложение (23, 24, 25, 26, 27 слайды.)

Презентация