Цели урока:
- Выявить роль причастий в художественном тексте, научить грамотно употреблять причастия в тексте (связывать их с другими частями речи, учитывая род, число, падеж, разряд), повторить изученный материал о причастии;
- Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности;
- Воспитывать интерес к предмету, природе, культуре родного края; учить видеть красоту в окружающем мире.
Оборудование: раздаточный материал (тексты), картина Белорецкого художника Байбордина, словарь Даля.
Ход урока
Вступительная часть.
- Здравствуйте, ребята!
- У меня в руках словарь В.И.Даля. Знакомо ли вам это имя?
В.И.Даль в этом словаре об одной части речи сказал так:
“Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного” (на доске).
- О какой же части речи идет речь (о причастии)?
- А какое определение причастию дадите вы (ответы учащихся).
Фронтальный опрос, актуализация знаний
- А давайте теперь повторим все, что вы знаете о причастии:
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Назови постоянные морфологические признаки причастия: (вид, время)?
- Как изменяется причастия?
- На какие 2 группы делятся причастия?
- Что вы знаете о действительных, страдательных причастиях (что обозначают)?
- От какой части речи образованы действительные, страдательные причастия (от глагола)?
- С помощью каких суффиксов?
-От чего зависит написание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастиях настоящего времени (от спряжения)?
- Когда пишется -н-, -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных?
- Расскажите о правописании не с причастиями.
- Какова синтаксическая роль причастия в предложении?
А сегодня на уроке мы с вами будем определять роль причастий в художественном тексте.
- Запишите число, классная работа, тему урока.
Работа с текстом
Обратимся к тексту, прочтем его выразительно и ответим на следующие вопросы:
- Интересен ли текст?
- Понятно ли какое время года?
- Какие облака? Горы? Листья? Земля?
- Трудно ответить на эти вопросы?
- А если бы я вам предложила написать картину, опираясь на этот текст?
- Легко ли было бы вам?
- Почему? Может быть, здесь не хватает чего-то (нет прилагательных и причастий)?
А вот посмотрите, какую картину написал наш Белорецкий художник Байбордин Н.А <Рисунок1>.
Рисунок1.
- Что вы видите на этой картине? Опишите ее.
Обратите внимание на то, какие здесь облака, птицы, деревья. Опишите их. Давайте и наш текст попытаемся сделать таким же ярким и выразительным.
А помогут нам в этом слова-помощники, они записаны у вас на листочках. Но сначала выполните задания:
1) Распределите эти слова в две группы.
2) По какому принципу их можно записать в две группы?
3) Назовите морфологические признаки имен прилагательных и морфологические признаки причастия.
4) Вставьте пропущенные буквы.
5) Объясните их (два ученика выполняют это задание у доски, остальные работают в тетради).
Проверяем. Оценки.
Творческая работа
Попытаемся, используя слова-помощники, создать текст, который бы отражал содержание этой картины. Сделаем его ярким, выразительным. А для этого нужно использовать не только причастия, прилагательные, но и причастные обороты. Ведь, “чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” (А.С.Пушкин).
- Вспомните, что такое причастный оборот?
- От какого слова нужно задать вопрос?
Итак, поработаем над первым предложением. Какое прилагательное здесь подходит по смыслу? Окончание можно изменять. А какое причастие?
Составьте предложение с причастным оборотом. Что у вас получилось (чтение предложений, запись на доске, в тетради)?
- Найдите причастия, причастные обороты, расставьте знаки препинания.
На этом мы пока закончим.
- Ребята, а теперь сравните наши предложения с предложениями в тексте. Что изменилось?
- Каким стал текст (ярким, выразительным, более точным, ясным)?
Итог урока
- Какова же роль причастия в тексте (придают образность, выразительность) Для чего нужно изучать причастия (грамотно, умело составлять текст, чтобы он получился ярким, выразительным)?
- Где можно увидеть причастия (в художественном тексте (и не только), в письме другу и т.д.)?
Домашнее задание.
Закончить творческую работу (сочинение – описание по картине).
Оценки за урок.
Текст.
По небу несутся облака. Туча медленно растёт, закрывая собою солнце. В воздухе носится ветер. В вышине слышится крик птиц. Вдалеке горы сливаются с горизонтом. Листья украшают теперь берёзку. Земля погружается в сон.
Слова-помощники:
Белый, г_нимый, серо голубой, пр_щ_льный, отч_рченный от неба, усып__ный пеплом, г_лубой, сыреющий, ж_лтый, к_ричневый, б_рдовый, в_днеющийся, ч_рный, п_х_л_девший, пр_крытый, павший, л_т_щий.