Цели урока:
- закрепление умения находить степени сравнения прилагательного и определять их значение;
- систематизация знаний учащихся о значении степеней сравнения прилагательного;
- формирование умения определять принадлежность прилагательного к той или иной смысловой группе;
- воспитать интерес к иноязычной культуре.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- опорная таблица степени сравнения прилагательного;
- материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.
Межпредметные связи: связь с народной педагогикой и этикой.
Тема высказывания: «Кто в аал войдет - чай пьет». Аал – юрта в данном контексте в значении дом.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и выразительнее. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)
Неслучайно темой высказывания урока выбрана тувинская пословица о чае.
- Кто выразительно прочитает пословицу и подготовит связный текст на вопрос: «Как вы понимаете смысл пословицы?».
- Класс пишет (один ученик работает у доски) делает синтаксический разбор с объяснением знаков препинаний.
Задание. Составьте словосочетания со словом чай.
2. Запись темы урока, объявление его целей.
Сегодня мы обобщим и закрепим знания по теме «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных» на основе анализа рекламного текста, так как анализируемый текст непосредственно связан с чаем.
Я предлагаю послушать сообщения уважаемых гостей (ученики специально подготовлены и одеты в соответствующий костюм той национальности, которую он представляет, во время сообщения проецируется атрибуты чайной церемонии этих народов).
Заслушаем первое сообщение гостя о традициях чаепития у русских.
Чем отличается от нас тувинцев?( чайная церемония у русских показывает широту русской души).
А сейчас мы послушаем вторую гостю, она расскажет нашу традицию чаепития.
У тувинцев, какой национальный характер проявляется? (гостеприимство, скромность).
Третья гостья из Японии, расскажет о чайной церемонии своего народа, и мы совершим путешествие в эту удивительную страну.
Что вы узнали о Японии?
Чайная церемония у каждого имеет свою специфику у японцев эта целая философия (отношение к жизни).
Можно сделать вывод, что очень важно знание традиций и обычаев угощения гостя чаем. Как мы видим, чай занимает важное место в нашей жизни.
Возможно, поэтому производители чая большое внимание уделяют к рекламе.
Давайте сделаем анализ рекламного текста.
Беседа - это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее.
Реклама перевод на родной тувинский язык чарлал; световая реклама, торговая реклама;
Беседа также перевод чугаа; дружеская беседа.
Задания к тексту:
- Выразительно прочитайте текст и выпишите значение слов реклама, беседа;
- Придумайте интересное название к тексту;
- Определите тему текста;
- Заполните таблицу;
- Сделайте синтаксический разбор предложения и объясните постановку знаков препинаний.
Первые три задания выполняются устно, четвертое задание письменно каждый ученик выполняет индивидуально в тетради после завершения работы идет взаимопроверка. По желанию устно отвечают.
Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.
- Как образуется простая форма сравнительной степени?
- Составная как образуется?
- Чем отличается превосходная степень от сравнительной?
- Как, вы думаете, для чего в рекламе используется данные грамматические формы имен прилагательных, приведите собственные примеры.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Качественные и.прилагательные | Простая форма сравнительной степени | Составная форма сравнительной степени | Простая форма превосходной степени | Составная форма превосходной степени | Составить словосочетания |
Давайте рассмотрим другие короткие рекламные тексты.
«Данисимо» становится все вкуснее.
Нежнейший крем для «Visions».
«Timotei» самый лучший шампунь для волос.
Задание. Найдите имена прилагательные и определите степень сравнения, объясните, как образовано и с помощью чего.
Вывод. Использование данных грамматических форм в рекламных текстах делают текст выразительней, а также возможно, для того чтобы их продукция была продаваема.
Задание. Синтаксический разбор предложения.
Беседа-это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее.
Для объяснения знаков препинаний учитель дает для разбора следующие предложения.
Наша дружба - солнца яркий свет.
Черные, белые, желтые, синие остановились машины у линии.
3. Самостоятельная работа по теме «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных»
1. Укажите верное утверждение:
А. Все грамматические признаки прилагательных являются непостоянными.
Б. Прилагательные в простой сравнительной степени, как, и наречия, не изменяются по родам, числам и падежам.
В. Все прилагательные имеют степени сравнения.
Г. Качественные прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемыми.
2. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:
А. сухой - суше;
Б. сладкий - слаже;
В. тонкий - тоньше;
Г. длинный - длиньше.
3. Выберите правильный ответ:
А. В средней полосе России июль обычно жарче августа.
Б. В средней полосе России июль обычно жарчее августа.
4. Редактирование. Исправьте речевую ошибку в предложениях Кто со мной согласный? Кто в этом виноватый?
5. Как «работают» краткие прилагательные в стихах?
!Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон
Найдите краткие прилагательные и, подчеркнув, покажите, каким членом предложения они являются.(Эмоциональные стихи требуют энергичных кратких прилагательных!).
4. Подведение итогов урока.
Учитель использует прием « письмо по кругу», где учащиеся могут написать о том, что узнали или не поняли.
5. Домашнее задание: составить рекламный текст, используя степени сравнения.
Бавуу Ч.В, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Нарын Эрзинского района Республики Тыва.