Урок русского языка в 11-м классе по теме "Виды сложных предложений"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

1. Систематизация и углубление сведений о сложном предложении, известных учащимся.

2. Закрепление навыков орфографии и пунктуации, подготовка к сдаче ЕГЭ

3. Развитие общешкольных и коммуникативных навыков учащихся.

4. Воспитание патриотизма и гуманизма средствами предмета.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (выполняется в ходе VI этапа урока)

III. Словарно-орфографическая работа

Часть 1.

Колорит – соотношение красок в картине по тону; перен. совокупность особенностей

Коллизия – столкновение, противостояние сил, интересов

Поэтика – теория литературы, учение о поэтическом творчестве, поэтическая манера, свойственные данному поэту, эпохе, направлению.

Реминисценция – смутное воспоминание, отголосок, отражение влияния чьего-либо творчества.

Пафос – (от греческого pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в античной эстетике, душевное переживание, связанное со страданием.

Часть 2.

Составить и записать словосочетания, включив данные словарные слова, указать вид подчинительной связи.

IV. Этап подготовки к работе над темой урока.

Часть 1. Комментированное письмо.

О впечатлении, которое произвел на него Есенин, Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой… для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – больше всего иного – заслужено человеком”.

Часть 2. Задания:

Объяснить выбор безударной гласной в корнях слов: впечатление, неисчерпаемой, милосердие.

Объяснить выбор “Н – НН” в словах: созданный, заслужено.

Определить вид предложения, составляющего слова автора.

V. Сообщение темы и цели урока. Запись темы урока.

Используя медиапроектор, вывожу на экран тему урока в виде вопросов:

Каковы признаки сложного предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

VI. Работа над материалом урока.

Часть 1. Прочитать примеры домашнего задания (упражнение №415), строя ответ по вопросам плана темы урока.

Часть 2. Пунктуационный разбор предложений с составлением схем.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливой

Созревают зеленя.

Если это солнце

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штыках подымем.

Я сюда приехал не от скуки,

Ты меня, любимая, звала

Свершился дивный

Рок судьбы:

Уже мы больше не рабы.

Часть 3. Самостоятельная работа.

Составить таблицу “Виды сложных предложений”.

Часть 4. Проверка.

Используя медиапроектор, вывожу на экран таблицу, даю пояснения:

Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

Сложносочиненное

Сложноподчиненное

VII. Закрепление. Объяснительный диктант. Графически объяснить знаки препинания.

Есенин ищет то, что даст ему возможность “и в счастье ближнего поверить”. Этим он мерит и оценивает жизнь, наполняя стихи высоким гуманистическим пафосом. У родной земли берет он народный взгляд на жизнь, который выработался народом в течение столетий.

VIII. Контроль усвоение материала урока.

Используя медиапроектор, вывожу на экран задания по вариантам:

Вариант 1.

1. Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

2. Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

3.Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной…

4. Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

5.Взглянет ли женщина с тихой улыбкой –

Я уже взволнован.

Вариант 2.

1.Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

2.Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

3.Слишком много дела –

В поле рожь поспела.

4.Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

5.Бедна наша родина кроткая

В древесную цветень и сочь,

И лето такое короткое,

Как майская теплая ночь.

Учащиеся в тетрадях записывают номера предложений, указывают их вид и сдают тетради для проверки.

IX. Итоги урока.

X. Домашнее задание. Упражнение №416