Цель урока:
1. Систематизация и углубление сведений о сложном предложении, известных учащимся.
2. Закрепление навыков орфографии и пунктуации, подготовка к сдаче ЕГЭ
3. Развитие общешкольных и коммуникативных навыков учащихся.
4. Воспитание патриотизма и гуманизма средствами предмета.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (выполняется в ходе VI этапа урока)
III. Словарно-орфографическая работа
Часть 1.
Колорит – соотношение красок в картине по тону; перен. совокупность особенностей
Коллизия – столкновение, противостояние сил, интересов
Поэтика – теория литературы, учение о поэтическом творчестве, поэтическая манера, свойственные данному поэту, эпохе, направлению.
Реминисценция – смутное воспоминание, отголосок, отражение влияния чьего-либо творчества.
Пафос – (от греческого pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в античной эстетике, душевное переживание, связанное со страданием.
Часть 2.
Составить и записать словосочетания, включив данные словарные слова, указать вид подчинительной связи.
IV. Этап подготовки к работе над темой урока.
Часть 1. Комментированное письмо.
О впечатлении, которое произвел на него Есенин, Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой… для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – больше всего иного – заслужено человеком”.
Часть 2. Задания:
Объяснить выбор безударной гласной в корнях слов: впечатление, неисчерпаемой, милосердие.
Объяснить выбор “Н – НН” в словах: созданный, заслужено.
Определить вид предложения, составляющего слова автора.
V. Сообщение темы и цели урока. Запись темы урока.
Используя медиапроектор, вывожу на экран тему урока в виде вопросов:
Каковы признаки сложного предложения?
На какие виды делятся сложные предложения?
Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?
VI. Работа над материалом урока.
Часть 1. Прочитать примеры домашнего задания (упражнение №415), строя ответ по вопросам плана темы урока.
Часть 2. Пунктуационный разбор предложений с составлением схем.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливой
Созревают зеленя.
Если это солнце
В заговоре с ними,
Мы его всей ратью
На штыках подымем.
Я сюда приехал не от скуки,
Ты меня, любимая, звала
Свершился дивный
Рок судьбы:
Уже мы больше не рабы.
Часть 3. Самостоятельная работа.
Составить таблицу “Виды сложных предложений”.
Часть 4. Проверка.
Используя медиапроектор, вывожу на экран таблицу, даю пояснения:
Сложное предложение |
||
Союзное |
Бессоюзное |
|
Сложносочиненное |
Сложноподчиненное |
VII. Закрепление. Объяснительный диктант. Графически объяснить знаки препинания.
Есенин ищет то, что даст ему возможность “и в счастье ближнего поверить”. Этим он мерит и оценивает жизнь, наполняя стихи высоким гуманистическим пафосом. У родной земли берет он народный взгляд на жизнь, который выработался народом в течение столетий.
VIII. Контроль усвоение материала урока.
Используя медиапроектор, вывожу на экран задания по вариантам:
Вариант 1.
1. Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
2. Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
3.Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной…
4. Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
5.Взглянет ли женщина с тихой улыбкой –
Я уже взволнован.
Вариант 2.
1.Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
2.Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
3.Слишком много дела –
В поле рожь поспела.
4.Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
5.Бедна наша родина кроткая
В древесную цветень и сочь,
И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь.
Учащиеся в тетрадях записывают номера предложений, указывают их вид и сдают тетради для проверки.
IX. Итоги урока.
X. Домашнее задание. Упражнение №416