Тема:
Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».
Тип урока:
Урок-игра
Цель:
Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».
Задачи урока:
- формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
- продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
- работать над развитием речи;
- продолжать формировать культуру учебного труда;
- воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
поле квадратиков на полу (для игры « Крестики - нолики).
Раздаточный материал:
Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый),
Шаблоны палатки, костра, лодки, рыб
Карточки с гласными;
Ход урока
1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит фрагмент музыкального сопровождения телевизионной игры « Последний герой».)
У. - У нас сегодня необычный урок, наверняка, вы догадались из какой телевизионной передачи эта музыка.
(игра «Последний герой»).
- Вот и мы сегодня поиграем в эту игру. У нас тоже есть два племени.
(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Кто их наберет больше, тот и победитель.
2. Итак, мы с вами попали на остров. <презентация: слайд 1>
(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)
- И первым делом - нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.
- Вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.
(у каждого на парте карточки со строками стихотворения)
Мы веселые ребята. В шестом классе уч…мся. Подружи(т)(ть)ся все успели. Все нам в школе нравится. (1 команде)
Никто из нас не упадет. В беде никто не пропадет. Мы в дружбу вер…м горячо. И друга чувству..м плечо. (2 команде)
Проверка <на экране слайд 2>
(поставили палатки). <Слайд 3>
3. - Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь).
Второе испытание - добудь огонь. <Слайд 2>
(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами). - Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите.
(проверка с помощью карточек)
(огонь добыли) <слайд 4>
4. - Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.
(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).
поймал | поймал бы | поймай |
наблюдает | наблюдал бы | наблюдай |
победит | победил бы | победи |
- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (оранжевые)
- Молодцы! Вернули лодки.
<слайд 5>
5. - Пора и поесть. Давайте наловим рыбы.
Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).
Кислая и п...лезная ягода р...стёт в б..лотах.
В Сл...пой елани немало зат...нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]
а) Читаем текст.
Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.
- Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)
Кто является главными героями? (Настя и Митраша).
Почему случилась беда? (ссорились).
Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?
(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).
Работа над текстом.
1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).
2) Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет...)
3) Докажите
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
5) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.
Работа в тетрадях.
6) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику.
7) Морфологический разбор глаголов: Собирает (1 племя), затянуло (2 племя)
(по 1 уч-ся у доски)
6. Физминутка релаксация (« Мы на море»)
7. - Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). - Кто больше наберёт пресной воды. <слайд 6>
8.
Исправь ошибки (слова перепутаны)
Нельзя говорить! |
Говори правильно! |
вылазь |
вылезай |
езжу |
ездию |
лягу |
ляжу |
хочем |
хотим |
кладу |
ложу |
Проверка <на экране слайд 7>
8. Отдохнём. Игра «Крестики — нолики».
(На полу квадратное поле, выбирайте квадратик, где поставите Х или О, но прежде ответьте на вопросы и выполните задания, написанные на обратной стороне каждого квадратика).
«Спустя рукава» Что это за выражение? Подберите антоним. |
Составь пословицу из слов:
друг, двух, лучше, старый, новых. (Старый друг - лучше новых двух.) |
Назови глаголы – исключения из 1 спряжения |
Назови 6 слов на тему « Вежливые слова» |
Образуй от слова ласковый
глагол неопределенной формы, возвратный (ласкаться) |
Спеть 1 куплет песни о дружбе. |
Одеть или надеть: (Ребенка, больного, платье, туфли) |
Скажи правильно (кушать, есть) я….. (ем) вы …..(кушаете) |
Какая часть речи может
похвастаться? «Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, цветы цветут, и хлеб в полях растет..» [2] |
(Кто быстрее и правильнее выполнил задание - победил).
9. Итог урока
- Приближается совет племени
- Но перед советом скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?
- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:
Напишите имя своего соплеменника, которого вы считаете « Последним героем».
Кто был самым, самым ...
(Выставляю оценки.)
Итак , игра окончена. Спасибо всем.
Закончим урок нашим девизом: Нам нет преград на суше и на море.
Это вы сегодня доказали.
[1]- предложения из сказки М.Пришвина «Кладовая солнца»
[2]- В. Волина. Веселая грамматика- М . : Знание , 1995