Урок-игра "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тема:

Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».

Тип урока:

Урок-игра

Цель:

Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».

Задачи урока:

  • формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
  • продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
  • работать над развитием речи;
  • продолжать формировать культуру учебного труда;
  • воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

поле квадратиков на полу (для игры « Крестики - нолики).

Раздаточный материал:

Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый),

Шаблоны палатки, костра, лодки, рыб

Карточки с гласными;

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит фрагмент музыкального сопровождения телевизионной игры « Последний герой».)

У. - У нас сегодня необычный урок, наверняка, вы догадались из какой телевизионной передачи эта музыка.

(игра «Последний герой»).

- Вот и мы сегодня поиграем в эту игру. У нас тоже есть два племени.

(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).

- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…

Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Кто их наберет больше, тот и победитель.

2. Итак, мы с вами попали на остров. <презентация: слайд 1>

(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)

- И первым делом - нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.

- Вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.

(у каждого на парте карточки со строками стихотворения)

Мы веселые ребята. В шестом классе уч…мся. Подружи(т)(ть)ся все успели. Все нам в школе нравится. (1 команде)

Никто из нас не упадет. В беде никто не пропадет. Мы в дружбу вер…м горячо. И друга чувству..м плечо. (2 команде)

Проверка <на экране слайд 2>

(поставили палатки). <Слайд 3>

3. - Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь).

Второе испытание - добудь огонь. <Слайд 2>

(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами). - Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите.

(проверка с помощью карточек)

(огонь добыли) <слайд 4>

4. - Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.

(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).

поймал поймал бы поймай
наблюдает наблюдал бы наблюдай
победит победил бы победи

- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (оранжевые)

- Молодцы! Вернули лодки.

<слайд 5>

5. - Пора и поесть. Давайте наловим рыбы.

Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).

Кислая и п...лезная ягода р...стёт в б..лотах.

В Сл...пой елани немало зат...нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]

а) Читаем текст.

Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.

- Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)

Кто является главными героями? (Настя и Митраша).

Почему случилась беда? (ссорились).

Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?

(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).

Работа над текстом.

1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).
2) Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет...)
3) Докажите
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
5) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.

Работа в тетрадях.

6) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику.
7) Морфологический разбор глаголов: Собирает (1 племя), затянуло (2 племя)

(по 1 уч-ся у доски)

6. Физминутка релаксация (« Мы на море»)

7. - Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). - Кто больше наберёт пресной воды. <слайд 6>

8.

Исправь ошибки (слова перепутаны)

Нельзя говорить!

Говори правильно!

вылазь

вылезай

езжу

ездию

лягу

ляжу

хочем

хотим

кладу

ложу

Проверка <на экране слайд 7>

8. Отдохнём. Игра «Крестики — нолики».

(На полу квадратное поле, выбирайте квадратик, где поставите Х или О, но прежде ответьте на вопросы и выполните задания, написанные на обратной стороне каждого квадратика).

«Спустя рукава»

Что это за выражение? Подберите антоним.

Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых.

(Старый друг - лучше новых двух.)

Назови глаголы – исключения из 1 спряжения

Назови 6 слов на тему « Вежливые слова»

Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный

(ласкаться)

Спеть 1 куплет песни о дружбе.
Одеть или надеть:

(Ребенка, больного, платье, туфли)

Скажи правильно

(кушать, есть)

я….. (ем)

вы …..(кушаете)

Какая часть речи может похвастаться?

«Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, цветы цветут, и хлеб в полях растет..» [2]

(Кто быстрее и правильнее выполнил задание - победил).

9. Итог урока

- Приближается совет племени
- Но перед советом скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?
- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:

Напишите имя своего соплеменника, которого вы считаете « Последним героем».

Кто был самым, самым ...

(Выставляю оценки.)

Итак , игра окончена. Спасибо всем.

Закончим урок нашим девизом: Нам нет преград на суше и на море.

Это вы сегодня доказали.

[1]- предложения из сказки М.Пришвина «Кладовая солнца»
[2]- В. Волина. Веселая грамматика- М . : Знание , 1995