Cцена первая.
Действующие лица:
1)старуха Шапокляк;
2)крыса Лариска;
3)дети.
Место действия – школьный двор.
Дети заняты своими делами: разговаривают, играют, прогуливаются, взявшись за руки. Старуха Шапокляк, внезапно подкравшись, пакостничает: отнимает мяч, вырывает из рук книги, дергает девочек за волосы, приклеивает к одежде жевательную резинку, совершает другие неприятные для всех действия. Дети пытаются остановить коварную старуху: усовестить ее, оттолкнуть. Между ними и Шапокляк происходит потасовка. Старуха лишается своей шляпы и парика, а Лариска – хвоста.
Шапокляк.
Я, старуха Шапокляк,
Не могу понять никак,
Почему на белом свете
Презирают меня дети.
Дети.
-Ты, старуха, вот какая:
Ты коварная и злая!
-Ты стремишься всем вредить-
Не хотим с тобой дружить!
Старуха, расстроившись, приводя себя в порядок:
-Безобразники! Бандиты!
Дети.
-Вот теперь с тобой мы квиты!
-И теперь ты будешь знать,
Как детишек обижать!
Шапокляк, обращаясь к Лариске.
Ах, пора за ум мне браться!
Лара! Буду исправляться!
Я учительницей стану –
Безобразить перестану.
На экране появляется здание гимназии. Шапокляк со стопками книг и тетрадей входит в здание.
События засняты на видео и демонстрируются до появления Шапокляк
перед основной аудиторией. Эта часть оформлена как музыкальное представление. Можно ее представлять как действие, происходящее в классе на перемене.
Сцена вторая.
Действующие лица:
1)Шапокляк;
2)крыса Лариска;
3)обращение;
4)крокодил Гена;
5) ученик Вася;
6)Восклицательный Знак;
7)дети;
8)Чебурашка.
Шапокляк.
Здравствуйте, друзья, садитесь.
И за ручки все беритесь.
Начинаем изучать…
Вот еще мучение!.. Лариска!
Лариска.
Изучаем мы сегодня
С вами обращение.
Шапокляк.
Я урок вам преподам,
Ключевой вопрос задам:
Радость иль мучение
Это обращение?
Проблему эту мы решим…
Тетрадки оформлять спешим.
И уговор: сегодня с вами
Мы будем говорить стихами...
Кого нет в классе?
Не вижу Васю.
Дети оглядываются, шумят.
-Кого нет в классе?
-А где наш Вася?
Шапокляк.
Не будем делать перекличку…
Заполнить надо вам табличку*,
Она на партах есть у всех…
Пусть вам сопутствует успех!
А что шумите? Не пойму!
Читайте! Я пока вздремну.
*Учащимся предлагаются для самостоятельной работы таблицы различной степени сложности.
Обращение. Таблица №1.
Вопросы. | Ответы. | Примеры. |
1.Что называется обращением? Какой интонацией сопровождается оно в речи? |
||
2.Какие знаки ставятся в предло-жениях с
обращением? Чем обычно являются местоиме- ния ТЫ и ВЫ в предложениях с обращением? Как расставляются при этом знаки? |
||
3. Что вы знаете о строении и значении
обращений? Каковы особенности употребления обращений в языке? |
Обращение. Таблица №2.
Вопросы. | Ответы. | Примеры. |
1.Что называется обращением? Какой интонацией сопровожда-ется оно в речи? | ||
2.Какой частью речи чаще всего является
обращение? Каким может быть обращение по своему составу? |
||
3.Каково месторасположение обращения в
предложении? Какие знаки ставятся в
предло-жениях с обращением? Какой частью речи может быть слово “о” в предложениях с обращением; как при нем рас-ставляются знаки? Как вы расставите знаки, если при обращении стоят частицы “о” или “а”? |
Ученик.
Для возмущенья своего
Не нахожу я слов:
Таблицу эту заполнять
Не хватит двух часов!
Шапокляк.
Ба! Начинается скандал.
Урок не праздник и не бал!
Лариска.
межд.
Ах, дорогая Шапокляк!
Устроим представление
И на урок наш пригласим
Живое обращение.
(Слова появляются на экране.)
Пусть все расскажет о себе -
Занятно будет детворе.
Ученье ж тяжело без меры:
Запишут дети лишь примеры,
Их все увидят на экране.
Ведь так в тетрадке вашей, в плане?
Таблицы дома все заполнят -
И знания свои пополнят.
Шапокляк.
Что ж, я прислушаюсь к советам…
Но даст ли результат сей метод?
Дети.
Даст! В этом нет сомненья.
Зовите обращенье!
Шапокляк.
Пока его не слышим…
Ну что ж, пример запишем.
Чебурашка.
мест.
Где ты, обращение?
Сделай одолжение:
Приходи скорее в класс -
Всех порадуешь ты нас.
(Слова проецируются на экран.)
Расскажи нам, где бываешь,
Что ты значишь,
Что скрываешь,
Как с тобою поступать,
Чтобы грамотными стать?
Обращение, скрывавшееся за обложкой большой книги “Русский язык”.
Здравствуйте, детишки,
Я из этой книжки,
Бываю в разной речи…
И рада нашей встрече.
(На экране появляются эти слова.)
Я всегда произношусь
С интонацией звательной,
Запятая при мне
Должна быть обязательно.
Как в начале появлюсь,
Запятою отделюсь.
А в конце я появлюсь,
Запятою прицеплюсь.
В серединку заберусь -
Запятыми окручусь.
Две же части я представлю -
Запятые вмиг поставлю.
Все это дома повторите,
Сейчас же схемы начертите.
(На экране демонстрируются схемы со знаками.)
Схемы.
О, |
О! |
,О, |
,О |
,О,…,О, |
Крокодил Гена (тоскливо)
Нагружают на уроках
Нас совсем не мало!
Никогда мне не запомнить,
Что ты нам сказало.
Обращение.
Что ты, Гена, все в тоске?
Быстро выходи к доске!
Гена.
Не даешь ты нам покоя:
Все зовешь нас беспокоя…
К людям, и к цветам, и к птицам
Можешь тотчас обратиться?
Обращение:
Дети, и цветы, и птицы!
Вы должны ко мне явиться.
(Гена садится за компьютер.)
Входят, танцуя, цветы и птицы, рассаживаются за столы. Вслед за ними вваливается Вася вместе с Восклицательным Знаком (в руках последнего шарик в виде восклицательного знака).
Шапокляк, обращаясь к Васе.
межд.
ОЙ, бездельник! Ой, пострел!
Ты на урок едва поспел!
( Гена набирает эти слова, проецирует их на экран, расставляет знаки.)
Вася.
Я никудышный ученик!
Учить меня непросто.
И, если вы заметили,
При мне лишь междометия.
Со мной они живут всегда,
Живут, не удивляются,
Хоть запятою от меня,
Конечно, отделяются.
Хотите записать пример?
Да, я - бездельник,
Я – пострел!
(Вася проказничает: сбрасывает на пол ручки и тетрадки, отнимает у детей книги).
Шапокляк.
Ну, какой же ты проказник!
Ты испортил детям праздник.
Вася.
Праздник?
Дети.
-Праздник!
Вася, убегая.
Праздник, праздник – праздный день…
Мне учиться, право, лень!
Я по лестнице спущусь,
Я по улице помчусь!
Чувства прямо через край:
До чего ты, праздник, рай!
Восклицательный Знак.
Я к вам явился с Васей:
Эмоции – вот так!
Меня узнали в классе?
Я - восклицанья знак!
Люблю я обращенье
Собою украшать.
Кто знаки опускает,
Тот не получит пять.
( Восклицательный Знак прокалывает шарик, тот лопается, а на экране еще раз появляется обращение Шапокляк к Васе, но вместо восклицательного знака стоят запятые.)
Шапокляк.
Ворвались и нашумели…
Я сдержалась еле – еле.
Уже хотела двойку
Поставить вместе им.
Но, может быть, сегодня
Мы шалость им простим?
Дети.
Простим!
Шапокляк.
Простим. И продолжаем
Урок наш – представление…
Что о себе расскажешь
Еще нам, обращение?
Сцена третья.
Появляются новые действующие лица: Ромашка и кукла Галя.
Обращение.
Рассказать мне надо много,
И в душе моей тревога.
Есть на свете слово “о”,
Не боится ничего.
Явится частицей -
И нам не разделиться.
Иное, почувствительней,
Вдруг междометьем станет.
Тогда, поверьте, от меня
В конце концов отстанет.
Появляется Ромашка, на рубашечке написано:
О – част. ( запятая зачеркнута );
О – межд. = ах ( запятая поставлена ).
Подождите! Подождите!
На урок меня пустите!
Очень – очень к вам спешу.
Что-то важное, ребята,
Я сегодня покажу.
Обращение:
част.
О моя милая, душистая,
Прекрасная Ромашечка!
Какая, цветик, у тебя
Нарядная рубашечка!
(Четверостишие появляется на экране.)
Ромашка вместе с крысой Лариской раздает детям таблички с такой же записью, как на рубашке.
Дети, познакомившись с материалами таблички.
-Это скучно!
-Это нудно!
-Нам понять все это трудно!
Шапокляк.
межд.
О, дети, тише, не шумите!
Ах, дети! Вы себе вредите.
(Слова проецируются на экран.)
Вы думаете, мне известно,
Когда здесь ставить знак уместно?
Скажу по - дружески, не свысока:
Ведь это тонкость языка.
Взгляните на экран, быть может,
Компьютер в этом вам поможет.
Что ж, аудитория тиха...
Подряд запишем два стиха.
Прошу таблицу прочитать
И постараться все понять.
Отличие частицы “о” от междометия “о”.
Написание | Частица | Пример | Пояснения |
От обращения знаком не отделяется | Употребляется для выражения усили- тельного оттенка | О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (Чехов) | Чаще употребляется при восклицательном обращении |
Написание | Междометие | Пример | Пояснение |
От обращения отде-ляется запятой или восклицательным знаком | Выражает какое-ни- будь сильное чувство | О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным. (Гоголь) | Можно заменить междометием “ах”: Ах! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным. |
Кукла Галя.
Я внимательной была,
Но не все я поняла.
Лариска
Это трудные, конечно,
Языка детали.
Прочитаете о них
Вы у Розенталя.
( Демонстрируется “Справочник по правописанию и литературной правке” Д. Э. Розен- таля.)
Сцена четвертая.
В сцене будут участвовать, кроме названных действующих лиц, Синички; вернется, услышав музыку, Вася.
Обращение.
Вижу я: устали слишком
От науки дети.
Шапокляк! Ведь за урок
Вы одна в ответе.
Чебурашка.
Чтобы меньше уставать,
Надо методы менять.
Шапокляк.
Хорошо! У нас есть птицы-
К ним могу я обратиться.
межд. мест.
Ой вы, милые синички,
Желтогрудые сестрички,
Вы к доске быстрей летите,
Обращенью помогите!
(Четверостишие появляется на экране.)
Синички подлетают к обращению, “ клюют” его.
-Признайся, ты мудреное:
-То ты распространенное,
-То нераспространенное.
Кукла Галя.
Ведь так же можно заклевать!
Не лучше ль петь и танцевать?
Исполняется песня и танец. В это время в класс незаметно пробирается Вася.
Кукла Галя.
нераспр.
Ты лети ко мне, синичка,
Сладки зернышки клевать! (Побудит.)
(Двустишие появляется на экране.)
Синичка.
Ах, мне скучно! Где сестрички?
Мы должны их угощать.
Кукла Галя.
распростр.
Легкокрылые синички!
Вкусны ль зернышки мои? (Вопрос.)
(Двустишие появляется на экране.)
Синички.
Да, теперь мы, кукла Галя,
Все подруженьки твои.
Все вместе.
Кто не понял нас, тот в книжку
Сунет милый свой носок.
Шапокляк, Вас очень просим:
Завершайте свой урок.
Шапокляк и Лариска вместе.
Вы, нарядные синички,
Прилетайте к нам опять:
Будем вместе на уроке
Обращенье закреплять.
(Это предложение разобрано на доске одной из синичек.)
Шапокляк.
Мы не скажем: “Вы, летите!”
(Появляется на экране “ Вы, летите!”)
Да, не скажем! Нет-нет-нет!
Лариска, танцуя, отходит.
Обращение предметно,
Входит в русский этикет.
(Лариска прячется за большую книгу “Русский язык”.)
Шапокляк.
част.
Где ты, Лара, а Лариска?
Нахожусь в смущении:
Все ли, Лара, изучили
Мы про обращение?
(Строки появляются на экране. Возвращается крыса Лариска.)
Лариска.
Основное изучили
Мы про обращение…
Не является оно
Членом предложения.
(Открывается доска с разбором предложения с обращением.)
Шапокляк.
Подвести итог пора:
Притомилась детвора.
Но, друзья, не вешать нос!
Будет небольшой опрос...
Чтоб в стихе поставить точку,
Вам закончить надо строчку.
Опрос.
1. Обращусь, если хочу,
Я к (предмету и к лицу).2.Обращенье чаще встречу
В разговорной (русской речи).3.Ты и вы! Вам надлежаще
Быть в основе (подлежащим).4.Частицы АХ, и О, и А
Не (выделяю никогда).5.Войну объявим мы зевоте-
Закончим на (мажорной ноте).6.А почему? Хотите знать?
Я всем сегодня ставлю (пять).7.Мы с вами весело живем!
И в заключение (споем).
Исполняется песня на музыку В. Шаинского.
Чебурашка.
Я был когда- то странной
Игрушкой безымянной,
И в школу на уроки
Я не приходил.
Теперь постиг учение -
И знаю обращение,
И в речи уместно
Его употреблю.
Крокодил Гена.
Я крокодил зеленый,
Теперь я стал ученый.
Не мучился нисколько
Сегодня у доски:
Я ставил запятые,
Красотки завитые,
Лишь только обращался
К предмету иль к лицу.
Чебурашка.
Узнал сегодня в классе
И расскажу я Васе,
(Вася подает голос.)
Чтоб на местоименья
Вниманье обращал.
А “о” - такая буква,
Что даже Галя- кукла
Очень мало
Запомнила о ней.
Шапокляк и Лариска.
-Спасибо вам, ребята,
И птички, и зверята,
-И всем, кто на уроке
Чему-то нас учил.
-Ведь это не мучение,
А радость от общения.
-И в этом обращение
Всегда поможет нам.
Сцена пятая.
На телевизионном экране появляются кадры репетиции представления и слова Шапокляк.
Милые дети!
Будь добрыми, смелыми, честными
И творите ученья добро:
Ведь из всех человеческих ценностей
Только знание вечно одно.
Литература.
1.Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждний. В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2002, с.257.
2.Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: “Книга”, 1967, с.152-154.