Цели:
- Закрепить понятие о СПП с придаточными изъяснительными.
- Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
- Составлять схемы предложений.
- Воспитывать любовь к матери.
- Содействовать нравственному воспитанию.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Орфографическая пятиминутка. Тема: “ь после шипящих на конце существительных”. Кодированный диктант.
- Вьющееся растение - плющ.
- Накидка от дождя - плащ.
- Кухонная утварь – нож.
- Бывает звездной – ночь.
- Доктор иначе – врач.
- Маленькое серое животное- мышь.
- Озимая культура - рожь.
- Дамское украшение – брошь.
- Слышится громкий - плач.
- С любимым там рай – шалаш.
Делаем вывод о написании ь после шипящих.
3. Работа по основной теме.
На доске записано предложение. Мать волнуется и печалится, чтобы ее ребенок был здоров. Рассказать о строении предложения, определить вид придаточного, начертить схему предложения.
Аналогичная работа проводится с предложением:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Ответы ребят учащиеся оценивают самостоятельно, применяя “6П”.)
4. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.
Расставить в карточке знаки препинания. Начертить схему и указать вид придаточных в первом предложения второго абзаца.
Мама
Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения как я стал осознавать себя на свете. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби где ты стирала белье.
Я помню как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку когда ты шила.
Нет ничего на свете чего бы не умели руки твои что было бы им не под силу чего бы они погнушались.
Оглянись же и ты юноша, мой друг! Оглянись как и я и скажи кого ты в жизни обязал больше чем мать. Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери?
5. Физминутка.
СПП - наклон вперед, БСП – руки в стороны, ССП – присели.
Я смеюсь, и мама рада, с мамой вечен наш союз.
Все мы желаем маме дружно: живи, родная, много лет.
Земной поклон тебе, родная мама,
За то, что ты на свете есть.
6. Работа по развитию речи.
Составить предложение, используя любой вид придаточных, посвященное маме.
7. Подготовка к ЕГЭ.
Индивидуальная работа. (Предлагается один из вариантов).
Вариант 1
- Составить текст.
- Списать, расставляя пропущенные запятые, вставить буквы.
- Какое предложение соответствует характеристике: простое, двусоставное, осложнено однородными наречиями.
- Определить вид придаточного во втором предложении.
Вариант 2
- Мы нежно и крепко любим ее.
- Мы любим ее как х.рошего друга (за) то у нас(с) нею все со.бща.
- За то что когда нам ст.новится туго мы можем вспл.кнуть у р.дного плеча.
- За то что всегда бе. утайки и пряио мы мож.м д.верить ей сер.це св.е и просто за(то) что она наша мама.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание составить синквейн со словом мама.
В заключение урока учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина “Сердце матери”. Учащиеся высказывают свое мнение по поводу услышанного стихотворения.