Смысловая тема: “Умею ли я подмечать неожиданные сходства?”
Цели:
- Умение называть основную мысль в зачине,
разворачивать ее в основной части и
подводить итог к сказанному заключению. - Повторить согласование прилагательных с
существительными, правильно писать
окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова. - Воспитание внимательного отношения к слову.
Оборудование: справочный материал, таблицы, карточки с заданиями
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Структура текста-описания (прослушивание ответов учащихся)
III. Работа по теме: текст Л.Кассиль „Неожиданные сходства" (108 слов).
Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда — крохотные фарфоровые ролики на зеленом лилипутьем столбике.
- Будто табунок молоденьких зебр пасется! - показывал он на рощицу молодых белоногих березок.
Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.
Внимательный глаз Коли, распознавал теперь многое, что ускользало раньше.
Задания:
1 группа. — Прочитайте выразительно текст и подготовьте его пересказ.
- определите тему и основную мысль текста;
- определите тип речи и стиль текста (аргументируйте свой ответ);
2 группа. - Выделите микротемы (составьте речевую таблицу)
- что составляет основу текста: художественное описание предмета или действие мальчика?
3 группа. - Выпишите из текста словосочетания
„прилагательное + существительное";
выделите окончания, обозначьте их (таблица)
- Ответы учащихся 1 группы (Многое открылось Коле в это погожее лето)
- Ответы учащихся 2 группы
Вывод: Научились разворачивать микротемы через предикативные единицы. Основу текста составляет художественное описание предмета.
3 группа. - Заполнить таблицу
падежи | Женский род | Мужской род | Средний род | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
Им.п. | ||||||
Род.п. | ||||||
Дат.п | ||||||
Вин.п., | ||||||
Тв.п | ||||||
Пр.п. |
(Погожее лето, сокровенные законы, кленового листа, крохотные фарфоровые ролики и др.)
Вывод: основная функция прилагательного в словосочетании - быть зависимым словом при существительном, что они согласуются в роде, числе и падеже.
Обращаем внимание на то, что в окончаниях прилагательных -ОГО, -ЕГО на месте Г всегда произносится [В].
IV. Творческая работа учащихся.
Проверьте свое воображение, свою наблюдательность. Создайте художественные зарисовки предмета. Покажите свое умение “подмечать неожиданные сходства” (показываю рисунок цветка).
Сочинение Тимофеевой Тускулааны „Одинокий цветок"
Осенью в лесу стояла тихая погода. Мы с подругами решили пойти в лес собирать грибы.
В поисках грибов я вышла на небольшую поляну и там, около кустарников, увидела лесной цветок. Я очень удивилась и обрадовалась.
Цветок рос среди травы и кустарников. Стебель у него был тонкий, хрупкий, цвет бледно-зеленоватый не отличался от травы. Желтоватые листья стебля шевелились от легкого ветра.
Когда я посмотрела на цветок, то к удивлению увидела, что лепестки его были еще яркие, прозрачные, синеватого цвета. Сам цветок был похож на колокольчик.
На улице уже осень, все кругом пожелтело, а этот цветок так долго не хотел умирать. У него была сильная сердцевина, которая изо всех сил питала влагу от земли.
Цветок был очаровательный. Я не смогла его сорвать, хотя очень хотелось. Подумала, может еще кого-нибудь он удивит и порадует.
Вывод: закрепили наши знания и умения по структурному анализу текста-описания, научились “подмечать неожиданные сходства”.
V. Домашнее задание: написать мини-сочинение на теме “Зимой в лесу”.