Сочинение-описание произведений народного творчества в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. закрепить знания об описании как типе речи;
  2. сформировать умение описывать произведения народного декоративного искусства;
  3. обогатить речь словами из “народного декоративного искусства”.

Оборудование.

  1. Иллюстрации – виды богородских, загорских и хохломских игрушек.
  2. К уроку дети приносят произведения народного промысла.
  3. Матрёшки.

На доске таблички:

  • Богородские мастера.
  • Загорские мастера.
  • Хохломские мастера.

Под табличками иллюстрации с видами народных промыслов.

Самопроверка (упр. № 329 на стр. 131).

Урок проводится с использованием слайд – презентации.

Ход урока.

1. Слово учителя (слайды 1—2).

Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла. Мы попробуем оценить произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.

- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие). (слайд 3)

- А что умеете вы делать?

2. Запись числа, темы урока. (слайд 1)

3. Постановка цели урока.

4. Конкретизация темы. (слайд 4)

- Какое слово в записанной нами теме требует пояснения?

- Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”? (слайд 5)

На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры).

5. Работа над упражнением № 295 (стр. 118).

1. - Знакомство с богородскими мастерами мы начнём с работы над упражнением № 295 на странице 118. Откройте его.

2. - Прочитайте текст.

3. - Определите основную мысль текста.

(Первое предложение.)

Работа с иллюстрациями “Богородские игрушки”. (слайды 6—7—8)

  1. В чём особенность богородских игрушек? Резьба из дерева. Игрушки в основном некрашеные, чтобы сохранить природный цвет дерева, и реже – расписные.
  2. Какие игрушки вырезали богородские мастера?
  3. Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9)

6. Работа над упражнением № 324 (стр. 129 - 130).

1. - А теперь познакомимся с загорскими мастерами.

Найдите упражнение № 324 на странице 130.

2. - Прочитайте текст.

3. - Какова его основная мысль?

Работа с иллюстрациями “Загорские матрёшки”. (слайды 10—11)

1. - Каков стиль росписи матрёшки?

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

2. - Опишите матрёшку загорских мастеров по плану. (слайд 12)

7. Работа над упражнением № 342(стр. 137).

1. - Отправимся к хохломским мастерам. Прочитаем упражнение 342 на странице 137.

2. - Как вы бы его озаглавили?

3. - Что это за вид художественного промысла?

Работа с иллюстрациями “Виды хохломской росписи”.

(слайды 13—14—15)

1. - Какие изделия делают хохломские мастера?

2. - В чём особенность росписи хохломских изделий?

(Пламенная хохлома – красно-золотые изделия горят, как огонь.)

3. - Что такое “травная роспись”? “Травная роспись” напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.

4. - Опишите какое-нибудь изделие хохломских мастеров по плану. (слайд 16)

8. Работа над упражнением № 329(стр. 131).

- Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение № 329 на странице 131. Эти слова и выражения помогут вам в описании изделия.

Самостоятельное выполнение упражнения № 329(стр. 131).

Самопроверка на доске.

9. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях.

1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?

2. Описание изделия:

  • материал;
  • форма;
  • цвет;
  • орнамент (рисунок, узоры).

3. Какое настроение передает изделие?

10. Подведение итогов.

1. - Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?

Мастера воспевают красоту мира!

2. - Дайте толкование словам “искусный”, “талант”.

На доске и в тетрадях.

  1. Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
  2. Талант – особая природная одарённость.

1. - Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.

2. - Наш урок подошёл к концу.

О чем говорили?

Чему научились?