Цели:
- закрепить знания об описании как типе речи;
- сформировать умение описывать произведения народного декоративного искусства;
- обогатить речь словами из “народного декоративного искусства”.
Оборудование.
- Иллюстрации – виды богородских, загорских и хохломских игрушек.
- К уроку дети приносят произведения народного промысла.
- Матрёшки.
На доске таблички:
- Богородские мастера.
- Загорские мастера.
- Хохломские мастера.
Под табличками иллюстрации с видами народных промыслов.
Самопроверка (упр. № 329 на стр. 131).
Урок проводится с использованием слайд – презентации.
Ход урока.
1. Слово учителя (слайды 1—2).
Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла. Мы попробуем оценить произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие). (слайд 3)
- А что умеете вы делать?
2. Запись числа, темы урока. (слайд 1)
3. Постановка цели урока.
4. Конкретизация темы. (слайд 4)
- Какое слово в записанной нами теме требует пояснения?
- Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”? (слайд 5)
На доске и в тетрадях. Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры).
5. Работа над упражнением № 295 (стр. 118).
1. - Знакомство с богородскими мастерами мы начнём с работы над упражнением № 295 на странице 118. Откройте его.
2. - Прочитайте текст.
3. - Определите основную мысль текста.
(Первое предложение.)
Работа с иллюстрациями “Богородские игрушки”. (слайды 6—7—8)
- В чём особенность богородских игрушек? Резьба из дерева. Игрушки в основном некрашеные, чтобы сохранить природный цвет дерева, и реже – расписные.
- Какие игрушки вырезали богородские мастера?
- Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9)
6. Работа над упражнением № 324 (стр. 129 - 130).
1. - А теперь познакомимся с загорскими мастерами.
Найдите упражнение № 324 на странице 130.
2. - Прочитайте текст.
3. - Какова его основная мысль?
Работа с иллюстрациями “Загорские матрёшки”. (слайды 10—11)
1. - Каков стиль росписи матрёшки?
Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
2. - Опишите матрёшку загорских мастеров по плану. (слайд 12)
7. Работа над упражнением № 342(стр. 137).
1. - Отправимся к хохломским мастерам. Прочитаем упражнение 342 на странице 137.
2. - Как вы бы его озаглавили?
3. - Что это за вид художественного промысла?
Работа с иллюстрациями “Виды хохломской росписи”.
(слайды 13—14—15)
1. - Какие изделия делают хохломские мастера?
2. - В чём особенность росписи хохломских изделий?
(Пламенная хохлома – красно-золотые изделия горят, как огонь.)
3. - Что такое “травная роспись”? “Травная роспись” напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.
4. - Опишите какое-нибудь изделие хохломских мастеров по плану. (слайд 16)
8. Работа над упражнением № 329(стр. 131).
- Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение № 329 на странице 131. Эти слова и выражения помогут вам в описании изделия.
Самостоятельное выполнение упражнения № 329(стр. 131).
Самопроверка на доске.
9. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях.
1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете описывать? Что вам о нем известно?
2. Описание изделия:
- материал;
- форма;
- цвет;
- орнамент (рисунок, узоры).
3. Какое настроение передает изделие?
10. Подведение итогов.
1. - Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть нечто общее. Что?
Мастера воспевают красоту мира!
2. - Дайте толкование словам “искусный”, “талант”.
На доске и в тетрадях.
- Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
- Талант – особая природная одарённость.
1. - Теперь вам надо обобщить свои наблюдения и написать сочинение. Это и будет ваша домашняя работа.
2. - Наш урок подошёл к концу.
О чем говорили?
Чему научились?